Сегодня: 19 апреля 3149, Вторник

«Когда заканчиваются деньги, начинаются реформы», — сказал в свое время младореформатор (как называл его президент Ельцин) и вице-премьер Борис Немцов. Что ж, экс-вице-премьеру (в отличие от иных прочих россиян) лучше знать первопричину проводимых в нашем отечестве реформ.
Реформа, призванная превратить натуральные льготы в монетизированные, продолжает сотрясать наше расслоившееся общество. Но те, кто льготами пользовался, в большинстве своем отнюдь не в восторге от 122-го закона. Зато поддерживать его по указке свыше на инициированных заинтересованными лицами митингах стали люди беспринципные, сами льгот никогда не имевшие. Несмотря на то, что в Госдуме к этому времени уже были обнародованы шокирующие цифры колоссального ущерба, нанесенного нашей стране поспешной реализацией положений закона № 122. Ошибки министра Зурабова обошлись нам в 550 миллиардов рублей, что сравнимо с расходами на оборону. А ошибки министра Кудрина, пытавшегося оставить военных пенсионеров без 240-рублевой надбавки и, скрепя сердце, согласившегося на таковую лишь после публичного распоряжения президента, оцениваются в умопомрачительную цифру — 1 триллион рублей.
Наш первый российский академик М.В. Ломоносов, помнится, говаривал, что если где-то что-то прибыло, то в другом месте это же обязательно убыло. Так вот: если у одних льготы стали монетизированными, то другие были лишены льгот натуральных. При этом нехватку денежных средств решили восполнить за счет самых обездоленных категорий федеральных льготников — за счет инвалидов.
Как это принято у нас, сделано все было тихой сапой. А именно: статья 17 существовавшего с 1995 года закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с некоторых пор стала трактоваться в редакции появившегося в преддверии монетизации льгот закона № 122-ФЗ. И вот новочеркасские инвалиды, получившие из ЕРКЦ единые счет-квитанции для оплаты жилищно-коммунальных услуг за январь, с удивлением отметили, что помимо резкого увеличения тарифов абсолютно всех услуг их к тому же еще и лишили льготной оплаты части этих услуг. Хотя все мы прекрасно помним, что перед началом монетизации льгот заинтересованные в этом инстанции клятвенно заверяли всех, в том числе и инвалидов, что порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг при этом изменяться не будет.
Блажен, кто верует! Верить российским чиновникам — себя не уважать. Пытаться получить какие бы то ни было разъяснения по этому поводу — бесполезно: на все у чиновников есть свой ответ! Но так как ответы их зачастую лукавы и неубедительны, то в качестве последнего аргумента они используют фразу: «Если вы с этим не согласны, можете обращаться в суд!»
«Но есть и божий суд, наперсники разврата!» — сказал по этому поводу поэт. Однако лицемерие и бессердечие российских чиновников известно и передаются у них из поколения в поколение на генном уровне.
Почти десятилетие просуществовал закон не только провозглашавший социальную защиту инвалидов, но и обеспечивавший ее. Однако возникли трудности с финансированием, и появилась его новая редакция, ухудшающая положение инвалидов. Что сделал бы в таком случае совестливый сотрудник, работающий в системе социальной защиты населения? Он бы вырвал последние остатки волос на своей голове, после чего посыпал бы ее пеплом и ушел из системы такой, с позволения сказать, социальной защиты. Но не сел бы за стол и не подписал бы директору ДГХ письмо примерно такого содержания.
«Обращаю Ваше внимание, что статьей 17 федерального закона от 24.05.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (в редакции федерального закона от 22.04.04 г. № 122-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предусмотрена скидка не ниже 50 процентов с квартплаты (в домах государственного, муниципального и общественного жилфонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилфонда).
В связи с изменением с января 2005 г. порядка финансирования выпадающих доходов организациями, предоставляющими льготные услуги гражданам, средства на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрены без учета граждан, проживающих в частном жилищном фонде, то есть в приватизированных, построенных и приобретенных квартирах и домах…
На основании вышеизложенного, Вам необходимо… привести порядок расчета услуг льготным категориям граждан в соответствие с действующими нормативными правовыми актами…»
Нам пока не известно, все ли начальники учреждений соцзащиты российских городов и весей решились направить подобные письма руководителям учреждений городского хозяйства. Ведь рьяное выполнение таких и им подобных указаний грозит обострением социальной напряженности, а то и социальным взрывом (поэтому, видимо, 50-процентной скидки с оплаты коммунальных услуг и была лишена самая беззащитная категория льготников — инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, которым сложно выйти на митинги протеста). Однако в Новочеркасске изменить порядок расчета услуг в сторону увеличения их цены все же решились, в чем инвалиды и члены их семей и убедились после получения ими январских счет-квитанций ЕРКЦ.
Никто из сотрудников управления труда и социального развития горадминистраций не стал посыпать голову пеплом, никто из них не ушел из системы, называвшейся прежде «соцзащитой», а ныне именуемой «соцразвитием». На задаваемые инвалидами вопросы, почему ликвидированы льготы на ряд жилищно-коммунальных услуг, они стали лукаво отвечать, что техническое обслуживание, включающее в себя содержание жилья и текущий ремонт, равно как и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО), жилищно-коммунальными услугами не являются. Следовательно, обещание федерального руководства не затрагивать пока льгот по оплате ЖКУ соблюдено. Но почему же тогда оплату этих услуг взимают не по отдельной квитанции, а по единой счет-квитанции ЕРКЦ с надписью «Оплата ЖКУ»? И почему при расчете субсидий не учтена ликвидация трех скидок по льготе для инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах?
Кто ответит на эти вопросы, кто даст жителям Новочеркасска исчерпывающие пояснения по этому поводу? В городских СМИ нет соответствующих разъяснений: молчат депутаты гордумы; отмалчивается горадминистрация, проведшая в этот раз повышение тарифов без утверждения их депутатами. А в результате растет социальная напряженность в городском сообществе, не прекращаются митинги против отмены натуральных льгот.
Видно, забывать стали городские руководители об уроках трагических событий 1962 года в Новочеркасске, о которых они вспоминают лишь в дни их круглых дат: мол, это не должно повториться. А ведь тогда цены были повышены не более чем на 20 процентов. Но к чему это привело, известно всем.