Сегодня: 18 апреля 1856, Пятница

«Ты смотри, не выкинь фортель!» — грозно напутствовал меня муж, выходя из дома. Честно говоря, его предупреждения были излишними: утренняя экскурсия к уличному термометру, на котором красный столбик примерз к отметке минус 17 градусов, заметно охладила мой пыл. Хотя с вечера, признаться, мое настроение было более боевым. « Если другие могут, почему бы не смочь и мне?» — попробовала возобновить я вчерашний диалог с собственным «я». «Но ведь к этому надо готовиться постепенно, а не так – с бухты-барахты, в самый лютый мороз взять раздеться и сигануть в прорубь»,- возразил внутри меня какой-то писклявый голосок, который я малодушно объявила голосом Разума и, следуя его подсказке, облачилась вместо купальника еще в один свитер.
После тридцатиминутного торчания на автобусной остановке, когда мои ноги уже почти начали свою, самостоятельную неземную жизнь, я думала о людях-моржах, на встречу с которыми спешила рано утром 11 февраля, как об инопланетных существах, которым чуждо все человеческое. Судя по выражению лица прибывшего к месту сбора редакционного фотокора, напоминавшего героев кинофильма «Кавказская пленница», которых выгрузили из рефрижератора с морожеными бараньими тушами, его переполняли примерно такие же мысли. Причем, его негодование было, главным образом, обращено на меня как организатора вылазки на Донской в погоду, более пригодную для заливки катка, нежели для поездки на пляж.
Несмотря на наше опоздание из-за дорожной пробки, Анна Васильевна Курсакова, как истинная моржиха, добросовестно ждала в условленном месте, сказав лишь, что напарница по купанию ушла вперед: «Как увидите на тропинке женщину с топором, так это она и есть». Женщину с топором, Ларису Астахову, мы действительно вскоре догнали и дальше уже пошли вместе пешком к холодному каналу. Топор в руках у моей спутницы был внушительных размеров, и назначение его не требовало объяснений. За ночь в такой мороз в прорубленной «купальне» образуется лед 3-5 сантиметровой толщины. «Не холодновато сегодня для купания?» — посочувствовала я на всякий случай. Оказалось, что такой день — просто мечта моржовая. Безветрие, солнце, снег пушистый — красота неописуемая! А что мороз под 20 градусов, так разницы нет, что 20, что 10, что 0. Анна Васильевна и в 30-градусный мороз в Сибири купалась. Она вообще полжизни моржует, к тому же, с большим удовольствием. Когда-то к зимнему купанию ее приобщил муж, и теперь даже один день без купания в открытом водоеме для нее – зря прожитый день. В свои далеко не юные годы она легко садится на шпагат, делает стойку на голове, отжимается.
Лариса Григорьевна тоже купается круглый год лет двадцать, моржевать то бросала, то вновь начинала. Говорит, что делает это не для закаливания, не для того, чтобы не болеть или не стареть, а потому что ей это очень нравится: «Ощущения после купания непередаваемые, настоящий праздник души и тела, радость такая, как будто каждый раз рождаешься заново, обновляешься, мир играет всеми красками, испытываешь восторг и гордость, что тебе доступен такой способ восприятия жизни».
Прорубив свою полынью, женщины по очереди совершили омовение, погружаясь в ледяную воду по шейку, а оживший фотокор, войдя во вкус, вовсю командовал своими моделями: «Головку вправо! Руки выше! Окунаемся глубже! Еще разок!»…
Фортель я не выкинула, шубу с плеч не сбросила и в прорубь не прыгнула. Но, глядя на улыбающихся женщин, неспеша одевающихся под зимним небом, среди искристого снега, уже совершенно не ощущала холода. А лишь немного завидовала. И еще было радостно от того, что вот есть же рядом люди, для которых фраза «у природы нет плохой погоды» не просто слова из песни, а жизненный принцип, помогающий гармонично сливаться с окружающим миром.
Конечно, у каждого свой путь к гармонии бытия. Важно только суметь найти свое «окошко в природу». И прорубить его.

Фото Николая Склярова.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
«Польза тренировки к воздействию холода всем известна. Не зря же «моржи» лазают в проруби. Я знаком с несколькими такими энтузиастами. Один очень заслуженный профессор купался чуть ли не до 80 лет… Был чуточку толстоват, вот где жир под кожей находит себе оправдание! Тренировки холодом – вещь хорошая. Первое – это физиологические стрессы, следовательно, устойчивость «системы напряжения». Второе – тренировка обменных процессов в клетках кожных покровов приучает их к поддержанию «правильной химии» при необычных внешних условиях и активизирует «электростанции» — митохондрии, производящие энергию. Третье – усиливает сердечно-сосудистую систему, как и физическая работа».
Академик Н.М. Амосов «Раздумья о здоровье».
row['name']