Сегодня:

Последние три столетия в нашей стране характеризовались каждое особыми чертами и имели свои острейшие проблемы. Девятнадцатый век — это развитие капитализма в России и, соответственно, противоречия между трудом и капиталом. Двадцатый век — это становление новой общественной формации и, соответственно, поиски нового пути методом проб и ошибок. Двадцать первый век — это перераспределение собственности и, соответственно, упадок нравственности и морали.
Темой настоящей публикации является анализ морали двадцать первого века в России в сопоставлении с двумя параметрами: моральным кодексом строителей коммунизма и старейшим базисом человеческой истории — христианскими заповедями.
Недавно «Частная лавочка» опубликовала, с моей точки зрения, интересный документ — «Кодекс горожанина», предложенный для обсуждения общественной организацией «Женщины Дона». По своему содержанию это тоже моральный кодекс и, следовательно, имеет прямое отношение к обсуждаемой проблеме. Поэтому мне пришлось доработать уже законченную статью с учетом вышеназванного предложения союза «Женщины Дона».
Как бы не относиться к реалиям 20 века, т.е. к советскому периоду — положительно или отрицательно, но нельзя не признать, что с воспитанием морали и патриотизма у коммунистов было все в порядке. Конечно, реалии социалистического прошлого не всегда укладывались в замечательные принципы их морального кодекса, но в общем и целом они не только декларировались — царила атмосфера высокой нравственности.
Что касается сегодняшнего дня, то мы видим, как низко пала мораль, как расцвели низменные инстинкты. Свидетельство этому — воровство, грабеж, убийства, ложь, корысть, несправедливость, нечестность, эгоизм и прочее. Предложения союза «Женщины Дона» — это пока лишь замечательная декларация, но вместе с тем свидетельство того, что еще не все потеряно.
Ниже рассматриваемые принципы морального кодекса строителей коммунизма вряд ли вызовут у кого-нибудь возражения, кроме первого: «преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма». Поэтому построим нашу дальнейшую работу путем рассмотрения остальных принципов и сопоставления их существа с христианскими заповедями и реалиями сегодняшнего дня.
Принцип 1. Сопоставление вряд ли осуществимо.
Принцип 2. «Добросовестный труд на благо общества». В советское время этот принцип выполнялся неукоснительно. Он декларировался, афишировался, поощрялся. Этому способствовали организация соцсоревнования, премиальная оплата труда, награждение медалями и орденами, присвоение званий. Он имел колоссальное значение, потому что все богатство ораны, все успехи или неуспехи создаются трудом — главным стимулом экономики. Вспомним девизы: «кто не работает, тот не ест», «от каждого по способностям, каждому по труду».
А что же по этому поводу находим в христианских заповедях?
— «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10);
— «Трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5; 12);
— «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное» (Еф. 4:28).
Из приведенных цитат видно, что библейские догмы тоже призывают к добросовестному труду.
Что касается сегодняшней действительности, то она оставляет желать лучшего. Если даже человек хорошо трудится, то совсем не потому, что это — благо общества, а лишь забота о своем кармане.
В «кодекс горожанина» в разделе «Хозяйствование» есть намеки, что целью труда является не только социальное выживание, но и сознательное и целенаправленное созидание.
3 и 4 принципы. «Забота каждого о сохранении и умножении общественною достояния»
«Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов».
В советское время эти принципы работали, т.е. побуждали многих, хотя может быть и не всех, заботиться, прежде всего, об общем, а потом уже о личном достоянии. И большинство трудящегося люда осуждали тунеядцев и лодырей.
А в библии находим высказывания в духе этих принципов:
— «Каждый из вас должен думать не только о своем благе, но также и о / благе других» (Фил. 2:4);
— «Чтобы богатые благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны» (1 Тим. 6:18);
— Бог хотел, чтобы Адам и Ева постепенно превратили всю Землю в рай: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте Землю»;
— «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не заслуживают» (1 Кор 6:10).
А что же мы видим сейчас? Ни о какой заботе об общественном достоянии не может быть речи, когда мы вспомним о вывозе капитала за рубеж, или приватизации заводов, нефтяных промыслов, уклонений от налогов, воинствующий эгоизм олигархов.
В «Кодексе горожанина» есть строки по этому поводу: Сокрытие доходов, незаконный увоз капитала за рубеж равнозначен обкрадыванию своих соотечественников.
5 и 6 принципы. «Коллективизм и товарищеская взаимопомощь» и «Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми».
Сами по себе принципы хорошие, и в советское время они проводились в жизнь среди народа нашей страны. В этом их положительное значение.
Однако есть сомнение, можно ли считать гуманными отношения между людьми в правящей верхушке, когда только за 2 года (1937-38 гг.) было обвинено в антисоветской деятельности полтора миллиона человек, а из 1966 делегатов XVII съезда ВКП(б) было расстреляно 848 человек, среди них много членов правительства и центрального комитета партии? Можно ли считать гуманным отношение к человеку, когда о своем бывшем товарище, члене ЦК ВКП(б) и ЦИК СССР, видном военачальнике Якире И.Э. (впоследствии реабилитированном) пишут такие циничные резолюции: Сталин: «Подлец и проститутка»; Ворошилов: «Совершенно точное определение»; Молотов: «Полностью согласен со Сталиным»; Каганович: «Предателю, сволочи одна кара — смертная казнь».
Может быть, потому коммунистическая партия и потеряла власть, что у ее верхушки была разница между словами и делами. Моральный кодекс хороший, им руководствовались рядовые члены партии, а у правящей верхушки существовал свой иной моральный, точнее аморальный кодекс.
А что же говорят христианские заповеди?
Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7:12);
— Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19:18);
— Постоянно любите друг друга от чистого сердца (1 Петр 1:22);
— Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других (Фел. 2:4);
— Доколе есть время будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал.6:10);
— Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр. 10:24);
— Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренно мудры (1 Петр 3:8).
Приведенное свидетельствует, что в христианских заповедях налицо призывы к гуманному взаимоотношению людей, к взаимопомощи и уважению друг друга.
Что касается сегодняшней действительности, то гуманизм, взаимопомощь и уважение человека даже не декларируются. В средствах массовой информации и в выступлениях руководящих деятелей очень редко можно встретить пожелания гуманных отношений. В программных документах власти воспитание порядочности и морали, как важнейшей задачи, даже не ставится.
«Кодекс горожанина» сам по себе весь проникнут гуманистическими идеями, и их числе честность в деловых отношениях, недопустимость ругани, уважение человека. Я горячо приветствую появление предложений союза «Женщины Дона» и полагаю, что после обсуждения и доработки он станет воплощением идеалов и руководством к действиям.
Принцип 7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
Перечисленные здесь черты человеческой личности общепризнанно относятся к положительным качествам. Это идеал. Это то, к чему нужно стреми 1ься и к чему стремилось человечество всегда и везде. И соль вопроса заключается в том, в какой степени это стремление достигало цели на разных этапах развития общества.
Христианство в своих правилах руководствуется принципами нравственной чистоты и порядочности.
— Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему (Еф. 4:25);
— Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг другу, как Бог во Христе простил нас (Еф. 4:32);
— В 5 главе послания апостола Павла к ефесянам осуждается «блуд и всякая нечистота, сквернословие, пустословие и смехотворство», «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:, 4, 18);
— Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга (Лев. 19:11);
— В нагорный проповеди (Мф. гл. 5) Иисус установил для своих последователей высокие нравственные нормы по поводу гнева, брака и развода, мести, любви, ненависти и обещаний.
Что касается сегодняшнего дня, то ныне моральных норм не существует и слава Богу, что «Женщины Дона», ратуя за порядочность и нравственность, пытаются предложить нашему горожанину хоть какие-то нормы поведения.
Апостол Павел предсказывал, что «Злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13). Мне кажется, что сейчас зло расцвело как букет роз и во всяком случае за мои 80 лет мораль так низко никогда не падала.
Принцип 8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. В советское время это принцип не только декларировался, но подтверждался судопроизводством, наказанием по партийной линии, средствами массовой информации.
В христианских заповедях это находило следующим образом.
— Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлить дни твои на Земле (Исх. 1:2);
— И вы, отцы, не раздражайте детей, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4);
— Дети, слушайтесь своих родителей (Еф. 6:1);
— Каждый из нас пусть любит свою жену, как самого себя, а жена да убоится мужа (Эф. 5:33);
— Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава семьи (Эф. 5:22, 23).
Конечно, первые три принципа общепризнанны, а с четвертым-пятым не все женщины согласны. «Женщины Дона» обходят этот вопрос молчанием. А в нынешнее время, даже больше чем в советское время, женщины становятся более самостоятельными и полноправными во всех отношениях.
Принцип 9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
В советское время все перечисленные качества считались отрицательными, два из них, а именно, несправедливость и нечестность во все времена являлись таковыми, а вот стяжательство, карьеризм и тунеядство ныне перестали быть негативными. Строители социализма и коммунизма исповедовали все эти принципы, однако карьеризм и стремление стать богатым, хоть и натихую без афиширования, оставались заветной мечтой многих даже не рядовых, а руководящих строителей коммунизма.
Христианская мораль порицала все перечисленные качества.
— Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в царство Бога (Матв. 19:24);
— Учитесь ненавидеть то, что в глазах Бога плохо (Рим. 12:9);
— Согрешающих обличай перед всеми, чтобы прочие страх имели (Тим. 5:10);
— Не собирайте себе сокровища на Земле (МФ. 6:24);
— Ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6:10).
— А желающие обогащаться впадают в искушения и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим. 6:9).
«Женщины Дона» осуждают несправедливость и нечестность в деловых отношениях, а про остальное молчат. Ведь в сегодняшнем мире и в нашей стране расцветает бизнес, выгода, обогащение, карьеризм, что до недавнего времени считалось пороками.
Принцип 10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
Принцип 11. Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
Это уже политика. В настоящей статье мы старались от политики воздержаться.
Принцип 12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
В советское время эти принципы являлись важнейшими и находили поддержку в СМИ. Свидетельством дружбы народов СССР является победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. — без нее победа не могла быть достигнута. Вместе с тем имели место случаи проявления национальной неприязни, иногда доходящие до массовых манифестаций, которые жестоко подавлялись вооруженным путем. Правительство Советского Союза тратило огромные средства для поддержки национально-освободительных войн во многих странах, а после достижения независимости для развития национальной экономики, образования, здравоохранения и культуры. Автор этих строк 8 лет проработал в освободившихся от колониального ига странах преподавателем в высших учебных заведениях и не понаслышке, а на собственном опыте знает эту проблему.
В Библии редко упоминаются «люди всех стран», чаще говорится «все люди», видимо подразумевая первое. И тогда все, что говорится о принципах 5-6, следует распространить на обсуждаемые. Тем не менее приведем пару цитат из священного писания.
— Когда появится пришелец в Земле вашей, не притесняйте его. Да будет для вас он тоже туземец ваш, люби его как себя (Лев. 16:33, 34)
— В послании Павла ефесянам (гл. 2) говорится, что не следует развивать вражду между иноверцами — язычниками и иудеями.
«Женщины Дона» в своем кодексе горожанина предлагают не допускать националистических и шовинистических идеологий.
Что касается сегодняшнего дня, то и здесь не благополучно. Достаточно вспомнить о распаде нерушимого союза республик свободных, о непрекращающейся бойне в Чечне, о нарастании антипатий к русским даже на Украине, чтобы быть озабоченным по этому поводу.
Подытоживая нашу работу, можно сказать о большой необходимости организовать воспитательную работу, особенно среди молодежи, по привитию моральных норм поведения, правил приличия и высокой нравственности. В этой связи следует приветствовать такую попытку со стороны общественной организации «Женщины Дона». Кроме того, следует нацелить все СМИ на пропаганду моральных устоев, а администрации города укрепить-усилить-улучшить воспитательную работу среди населения.