Сегодня:

Сначала статья была задумана как хроника межнациональных конфликтов, в эпицентр которых попали казаки в период с 1991 по 2002 год. Однако по мере сбора информации проблема ширилась, обрастала новыми сведениями, связь между которыми едва просматривалась. Оказалось, что обычное описание нескольких столкновений покажет проблему однобоко, несуразно, породив новые кривотолки по отношению как к казакам, так и к самим событиям. Я предлагаю сбросить политическую лапшу с ушей, телевизионные очки с глаз и посмотреть фактам в глаза.

КАЗАЧЕСТВО. Вот что говорится о казачестве в энциклопедии: «КАЗАЧЕСТВО, этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения». Вот так неоднозначно — и сословие, и этнос. Безусловно, к 1917 году казачество причисляли к сословию. Существовало 11 казачьих войск на всем протяжении страны от Дона и Днепра, до Сибири и Дальнего востока. Так было выгодно государству.
Вот один из примеров расселения казаков в приграничных районах: «ЧЕРНОМОРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО, создано в 1787 на Южной Украине из бывших запорожцев. В 1790-х годах переселено на Кубань. Обороняло Кавказскую укрепленную линию от устья Кубани до реки Лаба. В 1860 вошло в состав Кубанского казачьего войска». В Сибирь казаки пришли с Ермаком. Принцип добровольного или насильственного переселения народов или их части ради выгоды государства использовался во все времена от Кия до Сталина. Версия о разбойничьем происхождении казаков, при внимательном рассмотрении, тоже становится несостоятельной — банда, занимающая территорию, по площади, превышающую все страны Прибалтики, Швецию или Португалию, называется государственной структурой, а эта территория — государством. Именно по этой причине все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством.
Видим ли мы в мировой истории аналоги перехода из одного состояния в другое (из народности в сословие)? Безусловно. Самым ярким примером является Франция, названная по именованию племени франков. Поработив народы, населяющие нынешнюю территорию государства, франки стали хозяевами землевладений, постепенно образовав французское дворянство. Тем самым перешли из одного качества в другое — сословное. Отсюда наибольшая жестокость по отношению к крестьянам и ремесленникам, масса восстаний и революций. В России аналогичный процесс прошел с Рюриком и его потомками. Из варяг они переродились в князья, т.е. совершили тот же выгодный для себя процесс. Разница между французским перерождением и казачьим только в том, что первые совершили его добровольно с выгодой для себя, а последние в результате политических гамбитов более сильных, в экономическом плане, соседей.
Далее семидесятилетний разрыв в казачьей истории не позволил развиться этому народу и как этносу, и как сословию. Возьмем простой пример: к началу первой мировой войны в регулярных казачьих войсках существовали пехотные полки, конные части и артиллерийские батареи. Это развевает миф о зависимости казака от лошади. Наличие боевой техники явно указывает на прогресс в развитии боевого искусства и, если бы не последующее поголовное истребление казаков и их культуры в период становления Советской власти, то к началу Великой Отечественной войны мы могли бы наблюдать в казачьих войсках и танковые подразделения и эскадрильи самолетов. Все пришлось начинать сначала в 1991 году.

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ. Для начала приведу несколько примеров, которые покажут некоторые аспекты проблемы.
27-28 апреля 1991 года — в станице Троицкой (Сунженский район Чечено-Ингушетии) происходит столкновение между ингушами и казаками. Убито 5 казаков, 53 человека получили ранения, было сожжено несколько автомобилей и 4 дома. Создается «Комитет по спасению Сунженских казаков».
13-16 сентября 1991 года — антиказачьи акции партии «Азат» в городе Уральске (Казахстан). В противостоянии с казахскими националистами приняли участие две казачьих сотни Союза казаков во главе с походным атаманом Союза казаков Области Войска Донского В. Ратиевым.
Октябрь 1992 года — участие казаков ТКВ в вооруженном столкновении на территории Северной Осетии.
18 декабря 1992 года — таджикскими националистами убит атаман казачьей общины «Золотые погоны» В. Гаврилов, ехавший в зону боевых действий для освобождения заложников.
26 декабря 1992 года — требование казаков станицы Отрадненской (Краснодарский край) о выселении всех кавказцев за насилие, совершенное тремя лицами кавказской национальности по отношении к русской женщине.
27 декабря 1992 года — попытка линчевания в станице Кавказской (Краснодарский край) кавказца, виновного в смерти русской девушки.
24 марта 1993 года — арест атамана Землячества казаков «Горькая линия» (Казахстан) за попытку возможной регистрации организации по казахским законам.
Апрель 1995 года — Большой круг ТКВ. Основной вопрос — обеспечение защиты русского и казачьего населения от чеченских банд. (Аналогичные мероприятия систематически проходят во всех войсках на протяжении всего периода возрождения казачества. Главный вопрос — защита русскоязычного населения от националистов).
28 мая 1995 года — сход граждан на хуторе Нариманов (Ростовская область) в связи с совершенным чеченским жителем Амаевым изнасилованием жительницы хутора. Принято решение выселить всех чеченцев из района.
17-20 июня 1995 года — в связи с налетом Басаева на Буденновск казачье войско формирует народное ополчение по защите от бандитов и террористов. Совместно с правоохранительными органами, берет под охрану все находящиеся на территории округа важные объекты, устанавливает посты на дорогах. Казачья дружина берет под охрану здание администрации Пролетарского района (Ростов-на-Дону).
14 декабря 1996 года — казаки совместно с милицией выставляют посты на важнейших автомагистралях Северного Кавказа. Параллельно выдвинуты требования прекратить преследование казаков за хранение оружия, приобретенного для самообороны, в связи с неспособностью государства обеспечить защиту русскоязычного населения.
14 марта 1997 года — принято решение «образовать на базе СКВ штаб по сбору и анализу информации о незаконных действиях вооруженных формирований, приступить к созданию отрядов обороны во взаимодействии с правоохранительными органами и администрацией, по предотвращению бандитских вылазок и локализации районов действия незаконных вооруженных формирований».
19 сентября 1998 года — в Краснодарском крае казаками задержаны трое представителей кавказских национальностей и один русский. Двое из них убиты. Причиной послужило заявление матери изнасилованной 18-ти летней девушки, утверждавшей, что правоохранительные органы замяли дело, так как оно попало к соотечественникам преступников — начальнику уголовного розыска Западного ОУВД Краснодара С. Ераносяну и заместителю прокурора того же округа М. Меликяну.
13 апреля 2000 года в городе Крымске на Кубани произошло зверское избиение казаков турками.
2002 год — ВВД обратилось к губернаторам Ростовской, Волгоградской и Воронежской областей с просьбой прекратить выдачу разрешений на строительство новых мечетей. Появление большого количества мечетей на православной казачьей земле, по мнению атаманов, может нарушить благополучный межконфессиональный баланс.
Вот далеко не все примеры межнациональных конфликтов, в эпицентре которых оказались казаки. Замечена интересная тенденция — во всех приведенных мной случаях казаки выступают как сторона, требующая защиты и справедливости, готовая и способная добиться ее своими силами. Причем речь идет о защите русского и казачьего населения, т.е. — русскоязычного. Нет признаков нападения на права иных народов или их физического уничтожения, только защита собственных интересов и собственной жизни.
Для примера возьмем воспоминания М. Солдатенко о его миссии в Чечне по освобождению военнопленных солдат: «Бывая в разных частях города (Грозный), мы заметили обклеенные объявлениями заборы о срочной продаже домов, квартир, имущества. Датировались такие объявления начиная с 91-го года.
Встречались и объявления такого характера: «уступаю дом за любую цену», или «уступаю жилье за билеты до Краснодара, Ростова, Москвы». При разговорах с немногочисленными русскими выяснилось, что с приходом власти Дудаева гонения на русских усилились. Чеченцы нагло врывались в дома, выкидывали из них хозяев, а сами оставались жить. Они безнаказанно насиловали русских женщин и девушек. Парней избивали, не давали прохода. Грабили не только ночью, но и днем. В церквях оскорбляли верующих, срывали церковные службы. С работы русских увольняли в первую очередь».
За прошедшие несколько лет 90% наших соотечественников покинули Чечню, проклиная как чеченцев, так и не защитившую их центральную власть.
Похоже на вышеупомянутые действия казаков? Мне кажется, не очень. Одно все же радует. Кукловоды, организовавшие и финансирующие межнациональные конфликты, по отношению к казачеству просчитались. Неотделимая часть русского народа — казаки, не только не пошли на конфликт с центральной властью, но и встали на защиту государственности, которая, как ни странно, эту помощь отвергает. Почему?

ВЫСШАЯ ЭКОНОМИКА. 27 августа 1994 года был подписан дружественный Договор между руководством Чеченской Республики Ичкерия и Атаманами Союза Казаков Области Войска Донского. У некоторых он вызывает негативную реакцию, но благодаря этому договору и при посредничестве атаманов в период с 9 декабря 1994 года по 1 мая 1995 года из чеченского плена было возвращено более сотни российских военнослужащих. Будь в России Суворов, Ермолов, или, на худой конец, Кутузов, способный выигрывать войны, полезность этого договора можно было бы поставить под сомнение. Но конфликт длится уже более десяти лет и конца ему не видно. Представим ситуацию с точки зрения экономической целесообразности.
За что воюют чеченцы? Ради независимости? Давайте смотреть правде в глаза. При таком уровне коррумпированности, которую мы наблюдаем у чиновников всех уровней, чеченцы независимы и могут делать все, что им заблагорассудится с 21 апреля 1864 года (дата окончания ТЕХ Кавказских войн). Ради национальной идеи? Почти каждый уроженец Чечни, покинув детскую кроватку, уезжает со своей национальной родины, оседая на столичных рынках ненавистной ему России. О какой национальной гордости может идти речь, если он живет в другом месте, предпочитая поднимать экономику других стран. Ради обладания месторождениями нефти? Полный абсурд! Огромная Россия обладает самыми огромными сырьевыми запасами в мире, а россияне живут беднее церковных крыс, за исключением нескольких десятков олигархов. Останется Чечня формально в составе России или нет, в экономическом плане разницы нет. Ни одна монета там не задержится — ей там делать нечего. Там нет производственных и финансовых структур, которые могут обеспечить денежный оборот или привлечь инвестиции со стороны.
Иными словами, никаких веских причин вести войну в Чечне у чеченцев нет. Что же происходит с другой стороны? Зачем этот конфликт России? Ради нефти? Она и так идет через Россию. Ради национальной гордости? Так не там воюете, господа. Ради спасения русскоязычного населения? Так уже поздно. Мертвых не поднять, живых уже почти не осталось, а помочь беженцам — денег нет. Что же за причины сталкивают простого горца с парнем от сохи? Вроде бы веских нет, но мы забыли о двух денежных потоках, которые стекаются с двух сторон, чтобы сгореть в пекле войны.
Деньги текут на содержание солдат, обмундирование, провиант, технику и т.д. Два мощных финансовых потока, из которых сколько ни черпай — никто не заметит. И чем бы не прикрывалась эта сторона конфликта — она единственно весома, хотя и выгодна только тем, кто пьет из этих колодцев. В России разбиты дороги, огромные промышленные гиганты едва сводят концы с концами, миллионы людей живут за чертой бедности, а деньги и ресурсы идут куда угодно, только не во благо населению. В том числе и казакам, которые хотят и могут погасить большую часть конфликтов, но не так, как было бы выгодно вышеупомянутым лицам.

P.S. К сожалению, статья поставила больше вопросов, чем ответов, но уж слишком глобальна проблема. Хочется верить, что читатель сам найдет некоторые ответы на эти вопросы.