Сегодня: 19 апреля 1362, Понедельник

Всем было очевидно заранее, что с 1 января 2005 года, когда должен был вступить в силу федеральный закон № 122 о монетизации льгот, начнутся сложности.
Слишком много спорных моментов содержалось в нем и соответствующем региональном законодательстве.
Впервые за последние годы государство решилось затронуть жизненно важные интересы огромных групп населения, самых социально уязвимых его групп. Теперь уже видно, что производить такие перемены в жизни людей можно было только поэтапно. Как обычно, не додумали, не предусмотрели. Впрочем, так бывает всегда, когда закон принимается в интересах бюрократического аппарата государства и никоим образом не согласуется с нуждами его населения.
Прошло всего чуть больше половины января. Большая часть этого времени пришлась на праздничные каникулы. А потому люди еще не успели разобраться во многих нюансах своей жизни, проистекающих от нового закона. Говорить на эти темы еще преждевременно. Поговорим о том, что ежедневно бросается в глаза: проезд в общественном транспорте, который для большинства бывших льготников перестал быть бесплатным. В первую очередь, из-за бесплатного проезда нарастает социальная напряженность по всей стране. В городах Поволжья и в Московской области это уже привело к массовым выступлениям пенсионеров и поддерживающих их левых сил. В других регионах протестные настроения пока не нашли своего выхода. А как обстоят дела в Новочеркасске?
Ситуация первым делом ударила по работникам транспортных предприятий города, ни за что ни про что попавшим в чужие «разборки». Значит, первое слово – транспортникам.
«Работники нашего трамвайного управления регулярно ездят на маршрутах вместе с кондукторами, ведут разъяснительную работу о том, что законы в нашей стране надо выполнять», — рассказал начальник управления А. Князьков. «Очень много обидных слов приходится выслушивать водителям и кондукторам, порой доходит даже до рукоприкладства. Поступает множество звонков от инвалидов и ветеранов. Распространяются слухи и неверная информация о том, что якобы мэр города обещал какие-то льготы сохранить. К сожалению, это не в его власти и не в финансовых возможностях города. Мы терпим и возим людей, никого пока не высаживаем из трамваев. Надеемся, что обстановка со временем стабилизируется, возможно, последуют решения со стороны Правительства, которые как-то успокоят, разрядят сложившуюся ситуацию. Конечно, многочисленные отказы платить за проезд влияют на собираемость и ухудшают наше экономическое положение. Для нас своевременно и четко были обозначены три категории граждан, имеющие право на бесплатный проезд. В настоящее время Управление труда и социального развития городской администрации активно ведет для них выдачу новых проездных, в том числе и в нашем помещении. Основной упор, повторяю, мы сейчас делаем на разъяснительную работу. Надеюсь, что со временем положение войдет в нормальное русло».
РАЗГОВОР В ТРАМВАЕ:
— Не платил и не буду платить! – кричит решительно настроенный ветеран.
— Но это же закон, вам бесплатный проезд заменили компенсацией! – увещевает усталая женщина-кондуктор.
— Я за эту страну кровь свою проливал!
— А пенсию с доплатой получили?
— Получил.
— Так вот эта доплата, чтобы вы из нее платили в транспорте.
— Это моя пенсия, я ее заслужил! А платить не буду, мне государство льготу дало.
— Само дало, само и отменило!
Диалог заканчивается ничем, ветеран гордо сходит на своей остановке при своих пяти рублях…
Конфликтная ситуация: иногородний ветеран труда пытается проехать по своему удостоверению. Осатаневшая кондукторша в простых словах объясняет ему, что бесплатно могут ездить только областные ветераны, а не разные пришлые. Стороны расходуют массу нервной энергии и также не приходят к соглашению.
«Сложности есть, люди предъявляют претензии, постоянно идут телефонные звонки с обвинениями в наш адрес или просьбами разрешить ездить пока бесплатно, поскольку не принесли пенсию с доплатой, трудное материальное положение», — это уже слова заместителя директора НПО ПАТ А. Соцкого. «Закон был — мы возили бесплатно, теперь он изменился, значит, надо платить. Конечно, случается много конфликтов: кто-то не читал закон, кто-то не желает платить, хоть и читал. Сколько людей, столько и характеров. Информации о предстоящих изменениях, вроде, было достаточно, а в головах у людей все перепуталось. Вот мы продолжаем в течение января бесплатно возить по старым документам ветеранов труда, поскольку им не успели раздать новые проездные талоны. Сегодня те же инвалиды говорят, мол, это касается и нас. Хотя это не так и денежные доплаты они в подавляющем большинстве уже получили. Конфликты есть, ведь водители тоже люди и работа у них тяжелая. Однако мы стараемся это предотвратить. Всем работникам раздали памятки, в которых рекомендуется в конфликты с пассажирами не вступать, а объяснять, что они потеряли право на бесплатный проезд согласно федеральному закону. Платить за свой проезд должны все, кроме ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий и социальных работников, обслуживающих пенсионеров и инвалидов на дому. Думаю, что население постепенно привыкнет к отсутствию льгот. Сейчас переходный период».
Начальник управления труда и социального развития администрации города Ю. Чебаков: «Проблемы возникают с федеральными льготниками. Телефон нашей «горячей линии» 2-33-28 с начала года действительно горячий и красный. Даже в праздничные дни наши сотрудники разъясняли гражданам, как все должно теперь быть. Люди не до конца понимают, что речь идет о федеральном законе, который надо выполнять. От муниципалитета зависит только грамотная реализация мероприятий по внедрению этого закона. Органы местного самоуправления не вправе его менять. Все конфликтные ситуации оттого, что люди не разобрались в ситуации. Мы в Новочеркасске провели значительную разъяснительную работу, но человек плохо понимает абстрактные рассуждения. Только столкнувшись с чем-то на практике, включается процесс осознания. Сейчас он еще в самом начале. Действительно, получил инвалид пенсию с ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), но для него пока это только добавка к пенсии, позволяющая пойти и купить колбасы. То, что из этих денег он теперь должен оплачивать свой проезд в общественном транспорте, в голове пока не уложилось. Вопрос с получаемой суммой ЕДВ, я считаю, был не до конца продуман. Например, сумма выплаты для вдов умерших ветеранов ВОВ составляет всего 150 рублей, что и наполовину не компенсирует бесплатного проезда. Но если эти женщины являются еще ветеранами труда, то есть имеют сразу две льготные категории, мы по закону не можем предоставить им натуральную льготу, как остальным, поскольку они уже занесены в федеральный регистр. В Новочеркасске всего порядка полутора тысяч вдов, и для многих такая проблема приводит к реальному снижению уровня жизни. Сейчас на государственном уровне идет сбор и анализ информации и, наверное, будут приниматься какие-то корректирующие решения, связанные с практикой применения закона.
Наше управление занимается только проблемами региональных льготников, то есть ветеранов труда, тружеников тыла и жертв репрессий, для которых льгота на проезд в общественном транспорте сохраняется в натуральном виде. Мы осуществляем выдачу единых проездных талонов пятнадцати тысячам льготникам этих категорий. С 15 декабря, когда из области были получены эти талоны, мы физически не успели обеспечить ими всех. Работали по 12 часов в сутки, без перерывов, в две смены. Работали «кустовым» методом, по всем микрорайонам. К 31 декабря выдали половину. В канун Нового года администрация города договорилась с транспортниками о переходном периоде в течение января, когда областные льготники могут ездить по старым документам. Договоренность выполняется. В настоящее время выдано уже 11 тысяч талонов и работа будет продолжаться в плановом порядке до тех пор, пока их не получат все до единого. Возникшие очереди постепенно сошли на нет. Так, организованный нами пункт выдачи талонов в помещении трамвайного управления уже закрыт из-за малой загрузки».
Итак, федеральный закон надо выполнять. С другой стороны, на сегодняшний день просто нет рычагов, позволяющих заставить людей это делать. Ну не станут же выбрасывать ветеранов войны и инвалидов, не желающих оплатить свой проезд, из трамваев и автобусов? Нет. Да и кто? Работники милиции, которые также потеряли право бесплатного проезда? Остается только уповать на терпение людей и силу их привычки подчиняться власти. Вероятно, ситуация действительно постепенно выправится, некоторые перекосы уберут и натуральные льготы уйдут в прошлое, как и многое другое в нашей жизни.
Фото Н. Склярова.
row['name']