Сегодня: 19 апреля 5982, Понедельник

ЭТО — НАШ МЭР!

С Виктором Ивановичем Емяшевым мы встретились 6 декабря, сразу после того, когда он вернулся из Ростова с победой. Там, в областном суде рассматривалась его кассационная жалоба на решение новочеркасского судьи Д.А. Владимирова. В Новочеркасском суде В.И. Емяшева с участия в выборах мэра сняли, в Ростовском – восстановили. Поводом для отмены регистрации Виктора Ивановича явилось обращение в суд другого кандидата – А.И. Притулы. Оператору ГРЭС и его московскому (!) адвокату Ахметзянову «не понравились» подписные листы с подписями горожан, благополучно прошедшие избирательную комиссию, зарегистрировавшую В.И. Емяшева. И Притула, дабы защитить свои избирательные права (?!), решил снять Емяшева с выборов при помощи суда. В первой инстанции получилось. Во второй номер не прошел.

— Виктор Иванович! Почему такое противостояние? Почему некоторые кандидаты пытаются любой ценой убрать своих соперников? Неужели они их так боятся?

— Думаю, да. Когда человеку есть, чего бояться, когда он боится что-то потерять, срабатывает инстинкт самосохранения. Казалось бы, один из кандидатов (вы прекрасно понимаете, кто это) должен быть полностью уверен в своей победе. Ведь агитация у него мощнейшая. Еще до начала выборов он объехал все предприятия, встретился с руководителями и коллективами. Практически весь последний год не сходил с экрана телевизоров. Все сделал, всех подключил. По логике – сиди и жди поздравлений с победой. Ан нет – он боится. Так боится, что старается полностью расчистить поле – убрать всех незапланированных конкурентов. А.Н. Маштакову не дали даже собрать подписи – людей запугали. А.В. Давиденко отказали в регистрации. При этом, он считает, подписные листы, исправления в которых стали причиной такого отказа, были фальсифицированы в самой избирательной комиссии. На том же основании пытались снять меня. Через избирательную комиссию не получилось – сняли через суд. Решение еще не вступило в законную силы (у меня было 5 дней на обжалование), как мне тут же заблокировали расчетный счет. По существу, меня выбили из участия в предвыборной кампании более чем на целую неделю.

— Логично будет предположить, что теперь известные всем лица попытаются добиться отмены регистрации А.И. Кондратенко?

— Думаю, да.

— И кто же тогда останется?

— Остаться должны, по-видимому, трое: А.П. Волков, В.И. Золоторенко, А.И Притула. Обратите внимание: последние двое практически не ведут никакой агитации. Нет их листовок, нет статей в газетах и роликов на телевидении. Если Золоторенко предпринял робкую попытку провести встречу с избирателями в Хотунке, то Притулу даже в лицо никто не знает. Помните прошлогоднюю историю со «вторым Аверченко» на выборах в Госдуму? Похоже, с Притулой она повторяется. У каждого из этих лиц есть своя роль в сценарии, которую они должны доиграть до конца. Другие кандидаты в этот сценарий не вписываются.

— Понятно, что в такой ситуации вам очень трудно вести агитацию. Как вы проводите встречи с горожанами?

— Встречи вести практически невозможно. К коллективам муниципальных предприятий доступ совершенно закрыт. Мы столкнулись с совершенно новым для нас способом формирования отказа от встречи. Это выглядит так. К примеру, к директору школы до нас приходит представитель предвыборного штаба одного из «сценарных» кандидатов. Он приносит письмо за подписью своего кандидата: прошу разрешить встречу с вашим коллективом в школе. И сразу же подсказывает заготовленный ответ: разрешить не можем по тем-то и тем-то причинам – занятость учителей, безопасность учеников. Следом приходим мы. А нам говорят: у кандидатов должны быть равные возможности, вашему коллеге мы отказали, поэтому отказываем и вам. Для нас это всё, а «коллега» тем временем на специально выделенных автобусах, по спискам, под роспись вывозит коллектив той же школы (и других так же) в Центр эстетического воспитания. Там и проходит встреча. Нам же приходится встречаться с избирателями на улицах, в подвалах, на разных площадках. Но все равно люди приходят, и беседуем мы часами. Не все зомбированы, очень много здравомыслящих, неравнодушных горожан.

— А как с публикацией агитационных материалов, ведь это положено по закону?

— Муниципальные СМИ должны предоставлять кандидатам печатную площадь и эфирное время на бесплатной основе. «Пятый канал» мне в этом отказал, сославшись на то, что он … не муниципальный! Между тем, у меня есть их устав, где черным по белому написано, что учредители у него – Институт связи и администрация города. Нарушение закона налицо. В «Новочеркасских ведомостях» публиковать материалы так прямо не отказывали, но на прошлой неделе мою статью, уже стоявшую в полосе, сняли, объяснив это тем, что я своими словами обижаю кого-то из других кандидатов. Но это не дело редакции! Я имею право вести агитацию как «за», так и «против». Конечно, молчать я не буду: данные действия должностных лиц обжалованы мною в прокуратуру и суд.

— Виктор Иванович! Давайте поговорим немного о вашей депутатской работе. Вы возглавляете в Думе комиссию, которой досталась самая большая «головная боль» — по жизнедеятельности, жилищно-коммунальному хозяйству, торговле и бытовому обслуживанию. Какие проблемы видите вы в этой сфере нашей жизни?

— Рядового человека волнует больше всего крыша над головой. У него должен быть дом, хлеб – основа основ. Конечно, ЖКХ – это очень большая наша проблема. Большинство зданий, где живут новочеркасцы, в очень плохом, а многие и в аварийном состоянии. Они требуют ремонта. Я три года являюсь членом комиссии по проведению тендеров по ремонту жилого фонда. Все это время я стремился способствовать принятию такого решения, чтобы победителями тендеров были предприятия, имеющие в штате высокопрофессиональных работников. Чтобы они гарантировали высокое качество и приемлемые цены. На первых этапах это у нас получалось. Пока явно не начала вырисовываться клановая система: муниципальный заказ стали получать только «свои» организации – предприятия высокопоставленных чиновников мэра Мавдрикова-Шуваевых. Я решительно против такой постановки вопроса, неоднократно говорил об этом на заседании Думы. Увы, депутатам администрация отвела роль статистов. Я как-то откровенно возмутился и сказал: «Мы что здесь сидим – для мебели?» И Мавдриков подтвердил: «Для мебели».

— В вашем ведении находятся тарифы ХКХ?

— Мы в обязательном порядке рассчитываем, проверяем, как формируются затраты на текущий и капитальный ремонт. И приходим к невероятному выводу: из 100 собранных на ремонт рублей львиная доля уходит на зарплату чиновников! А должно быть наоборот: большая часть должна идти на материалы и производство работ. Очень важный вопрос – обоснованность тарифов ЖКХ. Их нужно поднимать, обязательно, но не за счет людей, а изыскивая другие возможности с использованием местного бюджета. Мне говорят, что при таком подходе мы потеряем жилищные субсидии. В прошлом году субсидии получали более 17 тысяч человек, на них пришлось более 100 миллионов рублей с оплатой по факту. В нынешнем году дотации составили менее 60 миллионов рублей, причем горожанам приходится получать по 20-25 рублей. Думаю, что такие дотации не имеют смысла, это просто издевательство над людьми.

— Виктор Иванович, и все-таки – что удалось сделать? Какие вопросы приходилось решать?

— Один из вопросов, которыми пришлось заниматься, — электросчетчики. Прозвучало требование для населения установить новые счетчики – с более высоким классом точности. Для людей это очень накладно! Мы разобрались и пришли к выводу: требование неправомерно. Не было никаких документов на уровне правительства, а было только рекомендательное письмо от команды Чубайса. Кому-то такая замена счетчиков была экономически выгодна – думаю, их производителю. Не перекладывая затраты на плечи горожан, мы добились в поселке Донском установки двух тысяч счетчиков за счет ГРЭС. В Первомайском районе собираемся биться за каждое физическое лицо.

— Помнится, вам приходилось заниматься вопросом водопотребления в Новочеркасске?

— Мы настаивали и настаиваем на пересмотре нормативов по потреблению воды: в Новочеркасске они завышены в два с лишним раза. Люди платят за каждую каплю, а при этом имеются огромные потери за счет производственных утечек большого масштаба. Мы предлагали: давайте поставим населению счетчики учета потребления воды за счет местного бюджета (если нужно, возьмем кредит), пусть люди платят по факту. Администрация отказалась. В 2003 году, летом вообще произошел вопиющий случай, когда администрация своим решением подняла цену за полив. При этом расчеты были сделаны «методом тыка»: какая у кого площадь участка, столько и заплати. Никто не брал в расчет, какая площадь засеяна или засажена огородными культурами, на какой площади строения, а у кого во дворе вообще даже крана нет. Платите – все! Горожане возмущались. А администрация приняла волевое решение, никого об этом даже не спросив. Между тем, такие решения – это прерогатива Думы. Более того, в домах, обеспеченных водомерами, отдельной строкой выделялась плата за полив.

— Виктор Иванович! Если все-таки так случится, что вас изберут главой муниципального образования «Город Новочеркасск», а проще говоря, мэром, что вы собираетесь сделать на этом посту? Я не говорю о широкомасштабной программе. Назовите хотя бы ключевые моменты.

— Прежде всего, я хочу добиться, чтобы городской бюджет был социально направленным. Это не правильно, когда человеку в результате раздела – поровну – большого пирога достается маленькая кроха. Деньги должны идти за человеком, обеспечивать решение его проблем. Есть проблема? На нее нужно найти финансирование. Сумма на решение таких проблем и должна обосновываться и заноситься в бюджет. Кроме того, устанавливая цены, тарифы, мы должны думать, прежде всего, о бедных слоях населения, ведь именно их напрямую коснется повышение цен на хлеб, на проезд в общественном транспорте, плата за жилье. Это первое.
Второе – необходимо отказаться от показухи. Я не стану тратить деньги на всякого рода излишества, не буду, по военной привычке, красить траву перед приездом большого начальства. Нужно отказаться от «гостевых» дорог – забыть на время о центре, всерьез заняться окраинами. Нужно довести до конца газификацию, потому что стыдно, когда в центре России есть дома, где до сих пор нет газа. И не нужно нам вещать с экрана телевизора, что газ уже есть у каждой бабушки – мы реальное положение знаем, не в другом городе живем.
Третье. В город необходимо привлечь инвестиции (у моей команды есть серьезные проработки, есть программы, предварительные договоренности). Нужно поднять средний бизнес, нужно вернуть его в город. Ведь сейчас положение, которое сложилось в Новочеркасске, заставило многих предпринимателей увести бизнес в другие районы области. А это значит, и налоги идут не в наш бюджет. Четвертое. Нас учат, лечат, выполняют работу, без которой никто не может обойтись, бюджетники. Об их зарплатах сейчас просто стесняются говорить. Должен признать, нынешняя администрация изыскала возможность осуществлять доплаты большей части медиков. Нужно это же сделать в отношении учителей и других работников бюджетной сферы.
Далее. Мы должны обеспечить предоставление всех льгот, положенных гражданам федеральными и иными законами. Мы должны позаботиться о студентах – нашем будущем, создать условия для применения их знаний и возможностей непосредственно в управлении городом – в политике, в экономике…
Я не могу сегодня остановиться на многом. Скажу в заключение: если меня выберут мэром Новочеркасска, я постараюсь так построить управление городом, что в центре всех концепций, программ и т.п. будет ЧЕЛОВЕК. Этого человека следует уважать, о нем заботиться, обеспечивать соблюдение его прав и интересов, дать ему реализовать таланты и возможности. И если из таких людей, самодостаточных, неуниженных, получивших должное образование, воспитание, способных к самоотдаче, будет состоять наше общество, можно смело говорить о том, что у него есть будущее.

(Оплата публикации произведена за счет избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования «Город Новочеркасск» Емяшева Виктора Ивановича).