Сегодня:

Один большой человек очень любил читать. А еще больше – перечитывать. Особенно если в героях публикаций он узнавал себя. Или своих друзей. Или – оппонентов (если о них писали хорошее). Причем к увлечению своему относился ревностно: «читая сам, не дам другим». А потому скупал все тиражи любимых авторов. И нелюбимых тоже – будь они хоть писателями, хоть поэтами, хоть газетчиками.
1 декабря в 9 час. 05 мин. в редакции «ЧЛ» раздался звонок. Информация, прозвучавшая в трубке, была так сумбурна, что мы не сразу поняли, что к чему.
— Что у вас такого в сегодняшнем номере было? Это хочет знать киоскер… Ей ни одного номера не досталось… Еще при разгрузке у нее все купили… Прямо из рук вырывали… Ей бы хотя бы почитать…
Побеседовав с женщиной, нам удалось выяснить, что в виду она имеет киоскера «Союзпечати», киоск которой находится на пересечении улиц Просвещения и Б. Хмельницкого. Неизвестные покупатели потребовали продать им всю «Частную лавочку» — весь свежий номер, сколько есть, погрузили в машину и отправились восвояси. Мы успокоили звонившую читательницу и отрядили в киоск сотрудника с подарком – экземпляр «ЧЛ» лично для киоскера.
Мы не успели порадоваться популярности нашей газеты, как на нас обрушился шквал новых звонков. Мы даже не знали, что столько читателей дожидается «Лавочки» по средам (дню выхода «ЧЛ»), прямо с утра у киосков «Союзпечати». Звонили люди, не успевшие купить газету в «Филателии», в киоске на Московской (угол Лебедя), на Азовском рынке, на улице Думенко, на Буденновской… И везде «почерк» массового покупателя был один – приезжал на машине, забирал все, очень спешил и даже не брал сдачу.
У «комсомольского» магазина на ул. Думенко того покупателя засекли. Один из наших читателей сообщил нам марку и номер его машины. К тому времени в редакции уже организовался целый штаб, который принимал и обобщал звонки, и хозяина бордовой «десятки» мы установили быстро. Узнали адрес, где он живет. А очередной позвонивший в редакцию подтвердил: я знаю этого человека, это мой сосед по дому.
С 9.00 до 12.00 телефон звонил не переставая. Мы узнавали все новые и новые подробности. Так, например, многие киоскеры сориентировались и не продали за раз все. Одни сослались на то, что у них часть газет забирают подписчики. Другие … просто не дали. Третьи принялись задавать вопросы: зачем вам столько? Чем насторожили одного из скупшиков, который сочинил «байку»: у нас коллектив, мол, большой – пятьсот человек, мы всем хотим бесплатно раздать для прочтения. В результате последний «клиент» поскромничал: забрал в киоске лишь половину.
Акция была массовая, и в результате к обеду «Лавочки» в городе практически не было: чего не выкупили «массовики-затейники», то разобрали настоящие читатели. Искусственный ажиотаж – двигатель торговли!
А потом «Лавочка» появилась в городе снова: мы не наивные люди, чтобы не ожидать подобного. Тем более, что уже больше недели нас пугали по телефону, что, якобы, у нас изымут тираж. Поскольку законных оснований для таких действий не было, мы ждали незаконных. При этом чтили один закон – физики: на всякое действие есть противодействие.
В результате принятых нами контрмер и «Лавочка» к читателям попала, и финансово мы выиграли – реализация прошла на «ура». А кроме того, мы очередной раз убедились в том, что у нас верные и неравнодушные читатели. Столько теплых слов, как мы выслушали 1 декабря по телефону, не слышал о себе, наверное, ни один кандидат на пост мэра города – даже если оплатил их сам из средств избирательного фонда.
1 декабря, ближе к вечеру, когда я уже писала заявление в милицию, история скупки получила продолжение. Товарищи, спланировавшие акцию «захвата», не учли отдаленность от города поселка Донского. Поэтому, когда наши распространители добрались, наконец, до жилья энергетиков, выставленный на улице дозор уже порядком замерз. Представившаяся сотрудником поселковой администрации женщина купила разом у реализатора 20 экземпляров и потребовала продать все. На отказ заявила: «В противном случае изыму тираж». Кто наделил ее столь обширными полномочиями, выяснить не удалось. Но «Лавочку» ей не отдали.
Заявление, поданное нами на имя начальника УВД города, содержало просьбу разобраться в настоящей истории. И, при обнаружении признаков преступления, возбудить уголовное дело по статье 144 Уголовного кодекса – «воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». Мы имеем все основания предполагать, что скупленный тираж «Частной лавочки» собирались пустить под нож либо спалить огнем, а незаконное уничтожение тиража СМИ ради того, чтобы информация не попала к людям, это уже не только УК, но и прямое нарушение Конституции.
Что же информация такая была опубликована в «ЧЛ» № 46, которую так хотели не допустить к людям? Да ничего страшного! Не уличали мы в этот раз в воровстве чиновников, не писали о разбазаривании бюджетных средств. Номер как номер, даже ниже среднего. Кроме одного: на 3-й странице «Лавочки» напечатана статья кандидата на должность мэра В.И. Емяшева – альтернативы, сами понимаете, действующему главе. Эта же статья планировалась к опубликованию в «Новочеркасских ведомостях» — в соответствии с законом, кандидат имел право на ее бесплатное опубликование в муниципальных СМИ. И она уже стояла в сверстанном газетном номере «НВ»! Но, без внятного объяснения причин, ее сняли с полосы перед подписанием номера в печать. Что любопытно: в этот день в суде решался вопрос об отмене регистрации В.И. Емяшева в качестве кандидата. Но! Решился он позже – статью сняли до этого. Кто-то знал о том, каким будет решение суда? Или прямо «заказал» это решение?
Так или иначе, но, по-видимому, о позиции Емяшева знать народу не следует. Поэтому, можно предположить, в «Ведомостях» снимают статью, а у «Лавочки», где статья вышла, скупают (изымают?) тираж.
Кстати, на наше заявление в УВД отреагировали очень быстро: 1 декабря вечером сотрудники милиции уже опрашивали киоскеров. А 2-го вечером произошел казус, о котором нам рассказала читательница К. из микрорайона Октябрьского. Видимо, скупщики, прослышав, что «Лавочка» опять в продаже, рванули за ней и на второй день. И К. стала свидетельницей того, как мужчина с женщиной пытались купить «все, что есть» в одном из киосков недалеко от ее дома. Но слух об «акции» уже прошел, и киоскер, высунувшись из окошка, полюбопытствовала: «Так это вас разыскивает милиция?» Покупательский спрос вмиг упал – парочка удалилась.
Непонятно, чего мучаетесь, граждане? Обратились бы сразу в «Лавочку», мы бы для вас сколько хотите газет напечатали, а за опт даже скидочку сделали. Можете этим предложением воспользоваться в будущем: до выборов мэра у нас выйдет еще два номера.