Сегодня:

Слово «легендарный» употребляется как в прямом, так и в переносном смысле. В прямом — значит овеянный славой, вызывающий восхищение; в переносном — вымышленный, неправдоподобный. Митрофан Борисович соединял в себе и то, и другое. Слава его была под стать героям, которых он обессмертил в своих картинах, но и вымыслов, связанных с ним, тоже хватало. Что только не приписывали ему, и при жизни и, особенно, после смерти.
М.Б. Греков скоропостижно скончался 27 ноября 1934 года. О последних часах его жизни рассказано в монографии Н. Лапуновой «Греков» (М., 1982 г.): «27 ноября обе бригады (художников — В.Р.) поехали в Севастополь, чтобы еще раз осмотреть панораму Рубо. На осмотре Митрофан Борисович почувствовал себя плохо. Он обратился к художнику П. Добрынину с просьбой быстрее проводить его к врачу. Шли медленно, Греков передвигался с трудом. В научно-исследовательском институте имени Сеченова, куда они обратились за помощью, врач выписал рецепт. По дороге в аптеку Греков почувствовал сильные боли в области сердца. Не будучи в состоянии продолжать путь, он опустился на ближайшую скамейку недалеко от института. П. Добрынин через постового милиционера быстро вызвал «скорую помощь», но художник ее не дождался. Митрофан Борисович скончался от приступа стенокардии».
Внезапная смерть знаменитого человека всегда вызывает разнотолки. Не обошлось без этого и в отношении Грекова. Приходилось слышать и читать, что к преждевременной кончине его привело разногласие между собственными убеждениями и тем, что приходилось делать по заданиям руководства Красной Армии. Однако, в публичных выступлениях Грекова этого не ощущается. Так при открытии выставки, посвященной юбилею Первой Конной армии (12 ноября 1934 г.) Митрофан Борисович говорил: «В течение четырнадцати лет я работаю над этой темой, около половины моих произведений сделано за это время. Теперь я ставлю себе задачей эту тему перевести из формы камерного искусства в форму, которая подойдет ближе к рабочей среде, к величественному искусству панорам…». Проект первой советской панорамы «Перекоп» он накануне представил военному руководству. Но к реализации приняли другой, за подписью заместителя Ворошилова С.С. Каменева. Для сбора материалов к панораме в Крым были направлены две бригады московских художников. По желанию К. Ворошилова одну возглавил М. Греков, другую — Г. Савицкий. 26 ноября художники прибыли в Симферополь. На вокзале корреспондент «Красной звезды» попросил Грекова рассказать о предстоящей работе. Вот выдержки из его интервью:
«… Мы объездили все места боев, осмотрим, зафиксируем, набросаем этюды тонов земли, особенности освещенности в этих районах, красочность местности. Главная работа будет происходить в Москве. Она будет осуществляться строго на основе материалов экспедиции… Художники должны добиться, чтобы панорама Перекопа вышла не «наглядным пособием», а волнующим художественным произведением высокого уровня. Нужно сделать так, чтобы каждый зритель мог взволнованно сказать: «Да, это так было».
Не довелось художнику внести свою лепту в эту большую работу*.
В связи со смертью Грекова, 30 ноября газета «Правда» опубликовала постановление Совета народных комиссаров и приказ Наркома Обороны СССР К. Ворошилова. Вот заключительные строки приказа:
«Отмечая заслуги покойного М.Б. Грекова перед Красной Армией, приказываю:
1. Организовать посмертную выставку работ М.Б. Грекова в Центральном Доме Красной Армии к 15-летию 1-й Конной армии**.
2. Издать альбом работ М.Б. Грекова.
3. Организовать в Особой отдельной кавалерийской бригаде имени товарища Сталина изомастерскую самодеятельного красноармейского искусства им. М.Б. Грекова».
Студия стала первым и, пожалуй, самым значительным памятником нашему знаменитому земляку. Позже его именем были названы художественные училища в Одессе и Ростове-на-Дону, теплоход, улицы. Советская власть отдавала должное «певцу Первой конной». Ему простили и происхождение и эмиграцию родного брата.
В 1957 году в нашем городе был открыт Дом-музей М.Б. Грекова, как филиал Музея истории донского казачества. Через двадцать лет музей заказал скульптору-грековцу В. Сонину композицию «Художник М.Б. Греков». В 1980 году она заняла место в постоянной экспозиции Дома-музея. Скульптор изобразил глубоко задумавшегося художника. В композицию включено плоско-рельефное изображение центральной части знаменитой картины «Тачанка», написанной Грековым в Новочеркасске в 1925 году. К тому времени он был полностью вовлечен Ворошиловым и Буденным в масштабную работу по прославлению красных конников и их командиров. Ему, потомку генерал-майора, пожалованного Екатериной II в дворяне, сыну потомственного казака и дворянина, было о чем задуматься. А может скульптор запечатлел художника в момент раздумий над новым сюжетом, который заказали ему легендарные герои гражданской войны, победившие белоказаков и своих недавних сподвижников тоже. Гипсовую композицию можно трактовать и так, и этак.
В 1982 году к столетию со дня рождения художника на усадьбе Дома-музея был установлен бронзовый бюст М.Б. Грекова (автор Ю. Чернов). Поначалу его поместили на цилиндрическом пьедестале, замененном впоследствии на каменный параллелепипед, облицованный плитами искусственного мрамора. О качестве этого памятника и месте его установки специалисты отзываются неоднозначно.
В конце 1990 года Новодевичье кладбище пополнилось еще одним — М.Б. Грекову. Он стоит в полный рост с кистями в руке. У его ног на надгробной плите лежат: знамя, труба и буденовка со звездой. Так скульптор военной Студии А. Таратынов воплотил образ баталиста, посвятившего последнюю треть жизни прославлению краснознаменной конницы. Иным тогда Грекова и не представляли. Как писала десять лет назад в городской газете бывшая заведующая Домом-музеем Т. Бочарова: «… исследователи «красили» Грекова красной краской, не стесняясь переиначивать названия его картин, либо вовсе так их трактовать, что белое превращалось в черное и, наоборот». Приведу всего лишь один пример.
В «Популярной художественной энциклопедии» (М., 1986 г.) сказано: «Для произведений Грекова, запечатлевших боевой путь 1-й Красной армии и др. события Гражданской войны 1918-1920, характерны историческая достоверность в изображении событий и типов, правдивое воссоздание атмосферы героической борьбы за Советскую власть». В скобках названы некоторые из его работ, датированные 1925-34 гг. И ни слова о его художественной деятельности в досоветский период, на который, по словам самого Грекова, приходилось больше половины созданных им произведений.
О том, что оценки творчества Грекова и отношение к личности художника с годами стали меняться, можно проиллюстрировать таким, на первый взгляд малозначительным фактом, как изменение текста на мемориальной доске, укрепленной на Доме-музее художника. В первом варианте на белом мраморе рельефно был изображен всадник-красноармеец, и вырезаны слова: «В этом доме жил и работал выдающийся советский художник Митрофан Борисович Греков, автор знаменитой «Тачанки» и многих прекрасных картин, запечатлевших героику гражданской войны и легендарные походы Первой Конной армии». Текст нынешней доски значительно скромнее: «В этом доме с 1924 по 1931 гг. жил и работал известный советский художник-баталист Митрофан Борисович Греков (1882-1934 гг.)». Однако и в этом тексте есть существенная передержка. Ведь как художник и человек, Греков сформировался до установления советской власти. Ученик знаменитого мастера панорамы Ф. Рубо, участник и инвалид Первой мировой войны, к приходу в Новочеркасск красных (январь 1920 г.) был зрелым человеком (ему шел 38-й год) и опытным художником. Так что «советский» здесь просто лишнее слово.
Произведения М.Б. Грекова досоветского и советского периодов безусловно достойны изучения и популяризации. Этим и занимаются работники Дома-музея (заведующая Т. Радионова). Кроме того в двух его залах регулярно проводятся сменные художественные выставки, знакомящие посетителей с творчеством современных художников. В эти дни здесь развернута очередная 49-я выставка работ художников Новочеркасска.