Сегодня:

Регулярное железнодорожное движение по маршруту Грушевское поселение (теперь г. Шахты) — Новочеркасск — станица Аксайская (г.Аксай) началось с 1 января 1864 года. К осени 1875 г. железная дорога протянулась от Ростова-на-Дону до Воронежа. Все больше людей начали пользоваться новым видом транспорта и места его остановки потребовали соответствующего обустройства. В Новочеркасске, в нижнем конце Крещенского спуска (теперь Красный) была организована Вокзальная площадь и на ней построено деревянное здание железнодорожного вокзала, вскоре замененное на капитальное, каменное.
В Музее истории донского казачества есть фотография, на которой запечатлен момент выхода из вокзала императора Александра III с семьей и свитой, прибывших в Новочеркасск 5 мая 1887 года. Это представительное здание (авторство его, к сожалению, мне неизвестно) обслуживало пассажиров железной дороги до 1942 или 1943 года, когда было разрушено в результате бомбежек и артобстрелов железнодорожной станции. Тогда же срочно был построен (в районе нынешней автобусной остановки) временный деревянный вокзал.
3 июня 1949 года городская газета «Знамя коммуны» опубликовала на целую полосу материал с собрания железнодорожников и строителей под заголовком: «Началось восстановление вокзала станции Новочеркасск». Вот вступительные слова от редакции с множеством многоточий, выражающих избыток чувств писавшего.
«…Светлое, просторное здание. Широкие окна открывают вид на донские займища. Ночью эти окна источают море света и лучшее здание города видно за десяток километров… В этом красивом дворце круглые сутки кипит жизнь. Все здесь уютно, красиво, хорошо. Зал ожидания, комната матери и ребенка, читальный зал, выход на перрон, выход к автобусной остановке…
Таким воссоздан в проекте архитектора (жаль нет фамилии. — В.Р.) новый вокзал. Но это не только мечта. На днях Совет Министров СССР и министерство путей сообщения вынесли решение о начале восстановления вокзала станции Новочеркасск».
В речах участников собрания — тоже чувствуется приподнятость. Вот что сказал начальник головного ремонтно-восстановительного поезда № 33 Паин: «Нашему коллективу строителей выпала большая честь восстанавливать и строить гордость Новочеркасска — вокзал», а первый секретарь горкома ВКП(б)* Д.Ч.Садаев назвал вокзал «лицом города» и объявил его строительство всенародной (в пределах Новочеркасска, думаю. — В.Р.) стройкой. А чтобы народ не расслаблялся, наметили срок сдачи объекта — 7 ноября. Конечно, срок оказался нереальным. 20 ноября газета предоставила слово начальнику вокзала И.Мартиросову, который с удовлетворением сообщал: «Успешно идет строительство Новочеркасского вокзала. На месте развалин вырастает высокое просторное здание. Заканчиваются наружные работы, строители переходят на внутреннюю отделку». Однако к концу 1949 г. строители освоили всего 868 тысяч рублей из выделенных на восстановление вокзала 2 млн. 150 тысяч. Был намечен новый срок завершения строительства вокзала — 1 июня 1950 г. Но строителям под руководством Цепелевича и Сергеева потребовался еще целый год, чтобы завершить «всенародную» стройку.
Новое здание вокзала возведено на фундаменте прежнего и сохраняет его объемную структуру (сочетание двух- и одноэтажных частей). В тоже время оно получило новое внешнее и внутреннее оформление в духе послевоенной советской архитектуры. Центральный ризалит (выступ) со стороны привокзальной площади стал более выразительным за счет укрупнения окон второго этажа и завершения в виде фронтона с декоративной лепкой в тимпане и скульптурными украшениями над его углами. Фронтончик-сандрик над центральным окном аналогичен двум другим, завершающим входные портики слева и справа от ризалита. Правая дверь ведет в вестибюль вокзала, левая — в контору Машинизированной дистанции пути по ремонту и эксплуатации машин.
В старом здании главный вход был в центре ризалита (теперь там окно), и завершался он парапетной стенкой с часами.
Крыши одноэтажных и двухэтажной частей нынешнего здания ограждены широкими парапетными столбиками и металлическими решетками между ними. Прежде этих элементов не было.
Фасад со стороны перрона решен проще. Центр двухэтажной части выделен легкой раскреповкой и завершен фронтоном. На уровне второго этажа он оформлен пилястрами. Рустованными пилястрами и карнизами обрамлены три наружные двери. Центральная ведет в вестибюль, правая к кассам и в зал ожидания, левая — вела в ресторан, теперь она наглухо закрыта.
Кстати, о ресторанах. В послевоенном Новочеркасске был всего один ресторан — «Южный». Он занимал часть первого этажа гостиницы «Южная» со стороны ул. Московской. Железнодорожный стал вторым. Потом, в конце 60-х годов, на выезде из Новочеркасска по Ростовскому шоссе построили ресторан «Сармат», с баром в подвале. Рядом воссоздали бывший курган «Садовый», а для экзотики у его подножия поставили две каменные бабы, перевезенные из горсада. В 1977 г. на Юбилейной площади построили многоэтажную гостиницу «Новочеркасск», с пристроенным рестораном того же названия. Теперь, кажется, он остался единственным из традиционных ресторанов в старой части города. «Южный» сгорел вместе с гостиницей; «Сармат» долго был «позабыт, позаброшен», теперь вроде бы оживает. Приказал долго жить и ресторан при железнодорожном вокзале. В 1970-х годах мне с моими давними друзьями и коллегами по гидромелиоративному техникуму П.М.Калашниковым и А.П.Жиряковым иногда доводилось обедать в нем. Это было довольно уютное и демократичное заведение с приемлемыми даже для преподавателей ценами. Предпочтение ему отдавали еще и потому, что там работала буфетчицей жена Калашникова Валентина. Грустно сознавать, что никого из них давно уже нет на этом свете.
Вокзал… Нет, наверное, человека в городе, который не побывал здесь. Много раз я, в качестве пассажира (один, с женой, а то и всей семьей), уезжал отсюда в южном или северном направлении и возвращался обратно. Бывал здесь и провожающим и встречающим. А сейчас пришел любопытства ради. Походил внутри. Везде чисто, красиво, новая мебель. Замечаю и другие изменения.
Касса предварительной продажи билетов переместилась со второго этажа в вестибюль. Весь второй этаж занят администрацией вокзала. Бывшая комната матери и ребенка теперь то ли комната отдыха для сотрудников, то ли зал заседаний. Спускаюсь вниз. В зале ожидания на новых полукреслах сидит человек десять, по два-три человека стоят у билетной кассы и у окошка справочной. Возвращаюсь в вестибюль и иду к двери бывшего ресторана. Дверь приоткрыта, но мне преграждает путь женщина со шваброй: «Сюда нельзя, это служебное помещение». Делаю вид, что ничего не знаю и говорю: «Так здесь же ресторан был». «Был, был, — отвечает уборщица, — да уж давно нет». Она открыла дверь и я увидел совершенно пустое и сильно запущенное помещение.
Выйдя на перрон, прошелся вдоль вокзала туда-сюда, порадовался его добротности — больше полвека стоит, круглосуточно подвергаясь вибрации от проходящих тяжелых составов, и ни одной трещинки. Обратил внимание на новые современные двери и на две новые памятные доски, посвященные подвигам бронепоездовиков и железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.
А на фасаде со стороны привокзальной площади одна из двух досок исчезла. На ней сообщалось о том, что в 1925 году на перроне новочеркасцы слушали речь прославленного полководца гражданской войны, наркома по военным и морским делам М.В.Фрунзе. На оставшейся читаю: «В этом здании 10 марта 1920 года было провозглашено создание первой комсомольской организации в городе Новочеркасске». Текст явно требует корректировки. Во-первых, указанное событие происходило не в этом здании, т.к. оно построено тридцатью годами позже, во-вторых, название организации многим уже сейчас ничего не говорит. Вместо «комсомольской организации» следует написать: «организации коммунистического союза молодежи». Впрочем, не исключено, что при очередной покраске фасада и эту доску снимут. Новые времена — новые песни… Вот и седьмое ноября похоже скоро перестанет быть «красным днем календаря». Церковные деятели настойчиво предлагают сместить праздник согласия и примирения на три дня вперед и отмечать его по случаю окончание «смутного времени» (1612 г.).
Вот еще один зримый признак нового времени — полосатые бетонные блоки, выставленные перед вокзалом. Они диссонируют с архитектурой вокзального фасада и напоминают об уязвимости творений человека, да и самой его жизни.