Сегодня: 20 апреля 0886, Суббота

«Хватит делать дураков
Из расейских мужиков!
Мне терять теперя неча,
Кроме собственных оков!»

Суть PR-технологий — заставить народ поверить, что в нем видят людей не два месяца предвыборной лихорадки, а ежедневно и даже еженощно в течение четырех (теперь уже пяти) лет. В период активного PR-времени народ из безликой массы под названием «плебс» (от латинского «простонародный». 1. преобладающая масса свободного, т.е. не состоящего в рабстве, населения, не пользовавшегося политическими правами в противовес привилегированным родам — патрициям. 2. в средние века и позже — широкие слои городской бедноты.) превращается в, практически, такую же безликую массу, но уже под названием «электорат» (от латинского «избиратель», «выборщик»). В ней не видят общества, только голоса, количеством которых и манипулируют PR-технологи (в простонародье — PR-асы). Они, как умелые, продавцы и каталы перетасовывают «голоса», пересыпают их большой пропагандистской лопаткой из мешка в мешок, пытаясь урвать в «тару» своего кандидата побольше. Для этого используются самые разнообразные методы, в том числе и «черные» (сомнительной законности), такие как откровенная ложь, бессовестная подтасовка фактов, досрочная агитация и многое другое.
Тратятся безумно огромные деньги, столь необходимые горожанам в других областях применения. Вместо асфальта — бездарные псевдопатриотические лозунги двухметровой высоты, вместо освещения — плакаты в витринах магазинов, вместо достойных детских пособий — красочные буклеты с несбыточными обещаниями и абсурдными прожектами. Этих ненужных затрат можно избежать только в одном случае: остановиться, хорошенько подумать, вспомнив слова великого русского поэта: «Умом Россию не понять…»
Я обращаюсь к PR-технологам. Господа! Не нужно увешивать весь город, словно новогоднюю елку, красочными агитационными гирляндами. Горожане над ними уже смеются. Займитесь работой в «верхах», не трогайте «низы». Жители прекрасно видят, ЧТО происходит вокруг и КАК это делается, поэтому прогнозировать их реакцию, их выбор так же опрометчиво, как верить в победу сборной России на чемпионате мира по футболу.
Менталитет русского человека, его реакция на внешние раздражители еще более непредсказуема, чем женская логика. В своей повседневной жизни и избирательной деятельности он руководствуется некоторыми принципами, которые не поддаются никакому прогнозу. Любые попытки предугадать результат кампании безрезультатны. Именно по этой причине ни один даже самый матерый PR-щик не может дать стопроцентной гарантии своему работодателю. Эти принципы — ниже.

«Там собрался у ворот
Энтот… как его… народ!
В обчем, дело принимает
Социяльный оборот!»

ПРИНЦИП №1. «Авось кривая вывезет». Наши люди свято и упорно верят в светлое будущее, не взирая на реальное настоящее и еще более плачевный опыт прошлого. Их вера крепка и надежна, но не надо путать ее с уверенностью. Каждый горожанин уверен, что ВСЕ обещания ВСЕХ кандидатов — обман, что последующие четыре-пять лет они будут прозябать так же, как и раньше (если не хуже), что их зарплата так и останется несовместимой с жизнью и лучше уже не станет никогда. Недаром в народе бытует пословица: «Сколько с государством не связывайся, все равно своего не вернешь». Фатально, грустновато и чисто по-русски. Вера — совсем другое. Каждый верит в сказку, что выигравший на выборах кандидат приятно удивит всех своей заботой и вниманием, снижением цен и повышением благосостояния каждого. Русский человек готов снова и снова наступать на одни и те же грабли, в надежде, что либо держак сломается, либо мимо лба попадет.
Такое полярное противостояние веры и уверенности вызывает интересную реакцию у плебса, который стал электоратом. До самого последнего момента, то есть касания пером ручки избирательного бюллетеня, в нашем человеке происходит внутренняя борьба двух противоположных точек зрения. Одна из которых: «Голосуй за того, кто уже был, ибо он уже наелся, уже много кушать не будет, и ты знаешь чего от него можно ожидать», другая: «Аппетит приходит во время еды, еще, чего доброго, съест не только общее, но и мое, а новый пока научится ложку держать, глядишь, и не помру с голодухи до новых выборов». Одному богу известно, какая из этих мыслей победит в избирательной кабинке. Все зависит от сиюминутного настроения. К примеру, попала нога в лужу по дороге на участок, и прощай чье-то насиженное место.

«Кабы ведал ты, Федот,
На кого ты тратишь пот, —
Дак и шагу бы не сделал
От родимых-то ворот!»

ПРИНЦИП №2: «А что если…». Самые любопытные дети живут в России — это признанный факт. Мало кто из них, несмотря на предупреждения, избежал походов по трухлявым крышам, глубоким лужам или лазанию по тонким веткам. И уж почти каждый удосужился сунуть в розетку что-нибудь железное. Попадали на «фазу» — умнели, не попадали — считали себя счастливчиками. Как правило, на осинке не растут апельсинки. Любопытные дети вырастают в еще более любопытных взрослых, которые, хоть и больше по размеру, но экспериментировать любят также.
Желание получить от выборов какой-то особенный результат усугубляет ситуацию в избирательной кабинке еще двумя противовесами: повторить старую ошибку или совершить новую? Опять же все решается в последний момент и зависит от мелочей. Расшатавшийся стул или кончившиеся в ручке чернила запросто перевешивают чаши весов в уму непостижимую сторону. Прогнозисты могут отдыхать.

«Чтоб худого про царя
Не болтал народ зазря,
Действуй строго по закону,
То бишь действуй… втихаря».

ПРИНЦИП №3, самый интересный, на мой взгляд: «Кричи за здравие, шепчи за упокой». Дело в том, что вытравливаемое на протяжении тысячелетий всякими царьками, императорами, генсеками и другими руководителями вольнодумие и свободолюбие народа не исчезло, а ушло в подполье. Оказалось, гораздо выгоднее подложить кнопку на стул, чем щелкнуть обидчика по носу. Самый лучший способ отомстить за унижение собственного достоинства — это улыбнуться в лицо, а потом плюнуть на спину. Иными словами, если человеку начинает казаться, что его свободу или волю ущемляют, он сделает все наоборот «всем на зло».
Часть горожан уже подверглась действию основополагающих принципов «демократии по-русски». В некоторых достаточно крупных предприятиях города с большим количеством работников людям предложили в добровольно-принудительном порядке расписаться в подписных листах одного из кандидатов. Вопрос ставился ребром: «или — или». У подписавших невольно возникло подозрение об ущемлении свободы их выбора и чувства собственного достоинства. О чем они не преминули поделиться друг с другом. Выводы сделаны мгновенно. Большинство из работников намереваются обязательно пойти на выборы, для того чтобы восстановить свое доброе имя и попранные чувства единственным доступным электорату образом — поставить крестик на карьере обидчика.
Не известно, действовали руководители этих предприятий по собственной инициативе или нет, понятно одно. В любом случае, результат работы отрицательно скажется на рейтинге кандидата. Если это инициатива с мест, то оказана «медвежья услуга». Если это инициатива сверху, то кандидату нужны другие PR-советчики, поумнее.

«Что касается ума, —
Он светлехонек весьма:
Слава Богу, отличаем
Незабудку от дерьма!»

ПРИНЦИП №4 «Запасной выход». Сводит на нет все попытки PR-щиков добиться успеха путем перетасовки подставных кандидатов с помощью спланированных самоотводов.
Возьмем, к примеру, такую задачу: из четырех кандидатов А; В; С; Д за три дня до выборов двое, скажем, А и С «уходят в сторону». Соответственно остаются только двое: В и Д. Для удобства назовем их Шилов и Мылов. Оба оправдывают свои фамилии. Кажется, что особого выбора и нет, но не тут-то было. На помощь избирателям приходит их любимый, вечный кандидат «Против всех» (ПВ) — бессменный альтернативщик во всех кампаниях. Против этого кандидата у PR-асов действенного оружия нет, только технологии сомнительной законности типа подлога. (Кстати, мнение специалистов по поводу того, что будет, если ПВ наберет абсолютное количество голосов, неоднозначно. Некоторые считают — эта ситуация играет на руку «лидеру». Другие отрицают факт наличия «черных» технологий, с помощью которых можно превратить голоса сторонников ПВ в голоса, скажем, за Шилова. Однако и те, и другие утверждают, что в случае победы ПВ через три месяца назначаются перевыборы, но уже без участия как Шилова, так и Мылова).

«Коли ты в Расее власть,
Дак и правь Расеей всласть,
А в мою судьбу не суйся
И в любовь мою не влазь!»

Именно по этому еще раз советую специалистам PR-технологам не обращать свои алчные взоры на народ — он Вам не помощник. Подкупайте избирательные комиссии, подделывайте бюллетени, фальсифицируйте результаты голосования, но не выбрасывайте на ветер народные деньги. Они нужны детям, старикам, учителям, врачам, льготникам, да и просто жителям города. Наш народ все равно всех удивит независимо от направления Ваших усилий. Он придет на участки для голосования и «сделает» Ваш выбор, сделав свой. Уж такой у нас, русских, менталитет!
Кстати! Еще один парадокс. Люди обязательно постараются управиться со всеми обидчиками за один раз, так как им жалко государственных денег на повторную процедуру голосования. Они относятся к госфинансам, как к своим народным деньгам, хотя ни самих купюр, ни плодов их работы не пощупают. Вот такой у нас народ! Круто, да?
Совет горожанам. Вы абсолютно правы в своих убеждениях, и единственная задача, которая Вам по плечу — это скоростное обучение плаванию в грязных водах политических игрищ, финансовых афер, коррупции и всего того, что нас окружает. Может быть, это поможет оставаться «на плаву», не скатываясь в еще большую нищету и безысходность.

(Трактовка латинского значения слов взята из «Словаря иностранных слов» под редакцией С.М. Локшина, 1953г.; эпиграфы — из сказки для театра «Про Федота-Стрельца, удалого молодца», А. Филатов, 1998 г.).