Сегодня: 18 апреля 0080, Четверг

1. ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА

«Всё взаимосвязано», — сказал однажды Сократ. А, может быть, это был и не Сократ… Но герой фильма «Теория заговора» лишний раз подтверждает эту истину. Он внимательно изучает «желтые» газетки, где рассказывается об инопланетянах и лунных затмениях, и, сопоставляя факты, замечает, что после каждой такой статьи что-то да случается. Вот кто-то видел НЛО, а на следующий день торговый центр взорвали террористы. Вот сообщили о лунном затмении, и в скором времени какая-то религиозная секта в полном составе отбыла на тот свет, отравившись ядом. Зрители поначалу смеются над наивным героем. Смеются до тех пор, пока события, предсказанные им на основе чтения «желтой» прессы, не начинают сбываться.
И если назавтра в газете «Вечер за неделю» вы прочтете о высадке инопланетян на соборную площадь, то знайте: военные останутся у власти еще на один срок, потому что это именно они наняли инопланетян для участия в праздничном параде в честь Дня города.
Нам многое по плечу — и спасение России, и предстоящие выборы. Только бы разобраться, что с чем и как связано, какие нами управляют силы, и на какую сторону улицы стать, чтобы на тебя не упал метеорит. А пока в среднестатистических российских мозгах наблюдается некоторая неразбериха, обозначенная всё тем же Сократом, как мухи, мед, г…о и пчелы.
Попробуем же разобраться!

2. УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ?

«Всё взаимосвязано», — сказал один безымянных мудрец очень много веков назад, где-то на заре человечества. Возможно, это было одно из первых научных открытий, а, скорее всего — первая философская и жизненная аксиома. Вслед за неизвестным мудрецом эту истину повторили Сенека и Аристотель, Кант и Эйнштейн, Сталин и дед Щукарь.
«Всё взаимосвязано», — сказала я, когда услышала по телевизору новость о том, что в связи с возросшей угрозой терроризма мы (я имею в виду нас, простых смертных) отныне не будем выбирать губернаторов. Это достойное занятие перейдет по наследству депутатам Законодательных собраний краев и областей. Причем слово «выбор» здесь звучит несколько неуместно, поскольку непосредственно «выбирать» будет Президент, а Законодательному собранию милостиво разрешат этот «выбор» утвердить и освятить.
Нам, воспитанным в советские времена, вполне ясно, что означает нынешнее «укрепление вертикали власти». Отныне губернаторы станут наместниками, назначенными Президентом себе на радость, нам на удивление.
Внимательные читатели нашей газеты наверняка обратили внимание на проскользнувшую в моем тексте фразу о возросшей угрозе терроризма. Наивным до сих пор невдомек, причем здесь терроризм, и с какой стороны к нему прилепились выборы губернаторов? Не торопись читатель, всё взаимосвязано!
Еще раньше, до серии массовых терактов, закончившихся чудовищным «избиением младенцев» в Беслане, произошло много событий, как мне кажется, взаимосвязанных друг с другом, хотя бы с точки зрения тех, кто еще не разучился наблюдать и думать. Перечислим их, нанизывая факты, как бисер на нитку: неожиданное, вроде бы ни с чего, оживление в Приднестровье, события в Абхазии, Аджарии, Южной Осетии, то есть по сути дела — Грузии, и совершенно неразумное с точки зрения любого нормального человека поведение грузинского Президента. И в эту же цепочку я бы поставила еще одно событие, произошедшее тихо и спокойно — принятие 122-го Федерального закона об отмене льгот и внесении изменений в 120 Федеральных социальных законов.
Простите мне сочетание несочетаемого, но я повторюсь: «Всё взаимосвязано». Некоторые события нам кажутся не связанными друг с другом лишь потому, что мы видим не всю цепь, а только некоторые ее звенья.
Трудно было не заметить, что нашу страну снова пытаются взять в кольцо, и как раз тогда, когда ситуация в стране смягчилась и нормальная жизнь, пусть даже очень медленно и неуверенно, начала налаживаться. Развал Союза, следствием которого должен был в последствии стать и развал России, оказался серьезным, но не смертельным ударом для нашей страны. По неизвестным на Западе причинам задуманного не произошло; война в Чечне, на которую кое-кто возлагал большие надежды, уже порядком надоела самим чеченцам, и страна пока осталась в тех же границах, хотя оттяпать у нас Кавказ пытаются давно и целенаправленно.
С другой стороны, Президент и Правительство усиленно ищут предлог для сворачивания «демократических» безобразий. Понимаю, что многие правдолюбцы со мной не согласятся и станут отстаивать идеи демократии, что называется до последнего вздоха. Не стану спорить, а лишь поясню, что считаю Советский Союз страной гораздо более демократической, чем нынешняя Россия, если конечно понимать под демократией власть народа и для народа, а не насквозь коррумпированное, управляемое кучкой олигархов государство. Не будем заблуждаться: сейчас страной правит не Президент, он лишь робко пытается наладить это самое управление. Страной правят деньги и коммерческие интересы отдельных групп и лиц. Это заметно и в столице и в регионах. Страна напоминает пирог, от которого всякий мало-мальски сильный отрезал себе по куску. Периодически происходит передел «кусков», и появляются новые хозяева, словом, действуют законы рынка, как его понимают у нас в России.
Контроль за «кусками» пирога и получаемой с них прибыли — одна из основных задач государства, совершенно не выполнимая в условиях псевдодемократии. Пока сделаны попытки контролировать расход хотя бы государственных денег. Именно этим и вызвана необходимость замены системы предоставления льгот. Наивно полагать, что государство заботится о благополучии инвалидов, ветеранов и пенсионеров, которые недополучают льготы. Речь идет, прежде всего, о контроле над потоками так называемых «социальных» денег, которые сейчас оседают в карманах чиновников всех рангов, а, может быть, и питают тех же террористов. Переход на замену льгот денежными выплатами может весьма негативно отразиться на тех, кто получал льготы. Но контроль над деньгами сейчас государству важнее, вопрос лишь в том, какова будет реальная цена этого контроля не только в экономическом, но и нравственном эквиваленте.
Следует, по всей видимости, ожидать и дальнейших шагов, то есть установления контроля над деятельностью банков, естественных и неестественных монополий, крупных финансовых корпораций, телеканалов и т.д. (В общем, читай вождя мирового пролетариата: что там надо захватить и контролировать в первую очередь?).
Укрепление вертикали власти — так нынче называется попытка Президента установить контроль над разрозненной и неуправляемой страной. Видимо, пришла пора более решительных действий. Ведь сначала надо было победить на выборах партии власти и самому Президенту, сформировать Правительство единомышленников, напоминающее кулак на конце Президентской руки (хорошо бы, чтобы этот кулак не превратился в дулю). Поэтому усиление власти происходит закономерно, в ожидаемые сроки и никак не связано с угрозой терроризма. Как ни печально указывать на это, но угроза терроризма — только предлог. Замечу, что террористические акты случались и раньше, с той же периодичностью, что и теперь, среди них были и очень жестокие, с большими человеческими жертвами. Но до сей поры никто не собирал многотысячные митинги «Нет террору!», манипулируя людьми и навязывая им сознание необходимости регрессивных мер и политических ограничений. Нас снова обманывают, пусть даже ради благородной цели спасения России. Но всё взаимосвязано, если вы помните. Всё взаимосвязано.
Я бы предпочла честную игру. А вы?
Следует, наверное, честно признаться, что угроза распада страны осязаема и реальна, что Запад вовсе не считает нас равными себе и каждая наша ошибка — это чья-то победа, победа над нами.

3. «НЕТ ТЕРРОРУ!» — ЛОЗУНГИ И РЕАЛЬНОСТЬ

При нынешнем состоянии страны угроза терроризма — совсем не блеф, а жестокая реальность. Как мы дошли до этого? Почему меры борьбы с терроризмом всегда оказываются недостаточными? И возможно ли вообще победить терроризм? Недавно американский президент Д. Буш откровенно признался, что победить терроризм нельзя, чем очень удивил простых американцев. Ход мыслей Буша понятен. Подкармливаемый США терроризм действительно победить практически невозможно, ведь причина терроризма — не борьба за политическую свободу или религиозный фанатизм. Причина — деньги, коммерческие интересы. В мире нефтяной бум, все борются за источники нефти, причем так, как будто нужно немедленно в самое ближайшее время выкачать всю нефть и получить с нее дивиденды.

И терроризм, если вы внимательно приглядитесь к проблеме, намертво привязан к тем самым областям, которые, так или иначе, связаны с нефтью. В былые времена терроризм тоже существовал, но никогда еще он не был столь эффективен и разрушителен, как сейчас. Действующие в России террористические организации управляются и финансируются из-за рубежа. Когда ищешь виновника преступления, задайся простым вопросом: «Кому это выгодно?».
Нефтяной интерес — лишь одна из причин, но весьма существенная, если учитывать, что в мире уже найдены и практически разработаны методики получения дешевой энергии. Через пару десятков лет в мире наступит кризис, вызванный доступностью и дешевизной источников энергии. Можно этот кризис отодвинуть, заморозив научные разработки новых источников энергии. Но делать это до бесконечности нельзя. А пока идет битва за старые источники, которые нужно побыстрее реализовать, пока они не обесценились.
Причина более или менее ясна. Остается обсудить вопрос об эффективной борьбе с терроризмом. Мы потеряли то, что имели — работоспособные спецслужбы, агентурные сети, да и попросту говоря, честных, неподкупных и самоотверженных представителей силовых структур. Таковых остались единицы, а нам нужна хорошо оснащенная, подготовленная, дееспособная структура. Судя по опыту прошлых лет, такую структуру возможно создать в короткие сроки только при наличии твердой власти и тотального контроля за каждым членом нашего российского общества. Какими путями это будет достигнуто — вопрос вопросов. Мы когда-то заплатили за свободу безмятежной жизнью. Теперь пришла пора заплатить свободой за мирную и спокойную жизнь. А пока пользуйтесь последним осколком демократии — изрядно коммерциализированной, но все еще относительно свободной прессой.

4. ГЕНЕРАЛЫ НОВОЧЕРКАССКИХ ПРОСТОРОВ

Если уж мы заговорили о перспективах России, то нам не обойти стороной и местную тему. Скоро выборы мэра и весьма возможно — безальтернативные. Те, кого называют или хотя бы подозревают в возможном участии в выборах в качестве претендентов на пост мэра, в большинстве своем ни при каких обстоятельствах не могут составить конкуренцию нынешнему городскому голове. Появление «черта из табакерки» маловероятно, поскольку даже «явление Христа народу» нужно тщательно и заблаговременно готовить, а нахрапом взять штурмом новочеркасского избирателя вряд ли получится.
Посему, наивных мечтателей о конце генеральских времен — в сторону! Мы имеем то, что имеем. Скорее всего, мэр-генерал и его команда останутся при своих местах и регалиях. Плохо это или хорошо?
И что именно хорошо, а что плохо, ибо только хорошо и только плохо, черно или бело — не бывает. Никто не однозначен, даже наш генерал. Есть у него как плюсы, так и минусы.
Плюсы.
Ну, во-первых, А.П. Волкова мы знаем. Это, прежде всего, означает: знаем, что от него ожидать.
Во-вторых, при Волкове вряд ли можно ожидать нового передела собственности, результатом которого в доволковские времена были многочисленные громкие убийства.
В-третьих, благоустройство города, пусть и несколько по-военному, будет продолжаться. Это — конек Анатолия Панфиловича, его главный козырь и наиболее полезная часть деятельности.
В-четвертых, команда мэра, скорее всего по его же инициативе, в преддверии выборов начала активно работать с общественностью, искать союзников даже среди умеренных противников. Это мудро. Хорошо бы, чтобы эта тенденция сохранилась и после выборов, в чем я сомневаюсь, но на что, в конечном итоге, надеюсь.
Минусы.
Минус, пожалуй, один, но очень существенный — непрофессионализм и излишняя самоуверенность административной команды. Это заметно во многих сферах жизни города. Однако, непрофессионализм — общая беда российской действительности. Раньше управлять учили, многие руководители прошли комсомольскую и партийную школу. Новые условия требуют современных руководителей, старые методы и технологии не годятся. И, главное, невозможно быть специалистом сразу во всех областях и принимать решения, опираясь на советы путь преданных, но некомпетентных людей.
Конечно, есть в команде мэра и профессионалы, есть и просто умные люди, которые недостаток знаний компенсируют способностью к обучению. Но этого недостаточно. Будет существенной ошибкой, если мэр не укрепит свою команду молодыми, деятельными, честными, а главное, профессионально подготовленными людьми.
Тенденция повсеместного укрепления власти, надеюсь, видна теперь даже и невооруженным глазом. Фигура мэра-генерала в данном случае не выпадает из контекста. Пока не выпадает. Что будет лет через десять? Это зависит от нас. Сумеем ли мы «одомашнить» крепкую власть или она согнет нас до положения рабов, ожидающих очередного 37-го года? Любой исход возможен, важно, какими будут первые шаги. Всё взаимосвязано!