Сегодня: 19 апреля 2469, Пятница

(Продолжаем публикацию глав из книги И.Г.Репникова «Сказание о Новочеркасске», начало в № 37 от 29.09.04).

«Где наши патриоты-капиталисты?»
Профессор И.А. Тиме.

Земледелие в прошлом веке было главным занятием, основной доходной частью казачьего и неказачьего населения Дона, в том числе и жителей Новочеркасска, который с прилегающими к нему хуторами имел около 250 тысяч десятин земли. Город делился на станицы: Верхнюю, Среднюю и Нижнюю. Только в конце XIX века они объединились в одну — Новочеркасскую. Во главе ее стояли станичный атаман и станичный сбор. Правление находилось в здании на углу ул. Московской и Троицкой площади.
В 80-е годы Область Войска Донского по товарному производству хлеба занимала первое место среди всех губерний Европейской России. В 60-е годы в хлебном экспорте она стояла на первом месте среди 34 губерний*. Доходными статьями на Дону являлись также скотоводство и виноделие. Поэтому в Новочеркасске, естественно, возникали преимущественно заведения по переработке сельскохозяйственной продукции. Много было кустарных мастерских по ремонту и производству бытовой утвари, в которых также изготавливались металлические изгороди, ворота, калитки, крылечки, надгробные памятники.
Никого не удивляло, что чуть ли не на каждом перекрестке были кузницы. В них, оснащенных незамысловатым оборудованием — горн, меха для раздувания пламени да наковальня, искусными руками умельцев металл превращался в самые различные изделия, необходимые горожанам. Здесь изготовливали подковы и подковывали лошадей. Ведь конь в то время являлся основным тружеником в хозяйстве и нес службу в армии. В кузницах ремонтировались плуги, бороны, повозки.
В юго-западной части города появляются кирпичные заводы, продукция которых была так необходима для возведения служебных зданий, жилья, строившегося войскового собора.
Долгие годы в Новочеркасске были только мелкие промыслы, город ограничивался небольшими предприятиями по производству строительных материалов, по переработке сельскохозяйственной продукции, другими немудреными заведениями, необходимыми для жизнеобеспечения, в основном, города. Вот некоторые цифры из «Отчета о состоянии г. Новочеркасска за 1854 год». Промышленность Новочеркасска, сообщается в отчете, это два пивоваренных завода, шесть салотопенных, 26 кирпичных, один известковый и один кожевенный, два воскобойных, 31 ветряная мельница, 67 кузниц. Были заведения и для выделки донских виноградных вин, которые «закубривались» в бутылки. Большая часть вина в бутылках и бочках отправлялась в разные российские губернии.
Все городские предприятия были мелкими, на них работало всего около 700 мужчин и женщин. Правда, и жителей-то в 1854 года в городе было 17814 человек. По сути, промышленности не было, товары привозили из самых различных губерний России и Малороссии, о чем заботилось Общество торговых казаков.
От Новочеркасска к тому времени уже легки проторенные пути-дороги через Воронеж, Нижний Новгород, Москву до Санкт-Петербурга; на Харьков, Курск, Одессу, к Екатеринодару и Ставрополю. Ежегодно шумели многолюдные, богатые всевозможными товарами две ярмарки: первая — весной на Троицу, вторая осенью — на Воздвижение. В те дни столица Дона, дотоле тихая, немноголюдная, с размеренной жизнью, становилась неузнаваемой, бойкой, шумливой, наполнившись станичниками со всех округов, приезжими из дальних краев. В балаганах, на прилавках под открытым небом, прямо с возов предлагалось все потребное и горожанину, и селянину: хлеб, сосновый лес, москательные товары, виноградные вина; тут же шла торговля рогатым скотом, лошадьми, овцами. Главный торг был в гостином дворе. Здесь — богатый выбор шелковых, бумазейных, холстовых, пушных, галантерейных товаров. В обычные дни торговля велась на трех базарах, где был богатый выбор рыбы, овощей, бахчевых, винограда, фруктов и других даров донской природы, которые привозились сюда из ближних и дальних станиц и хуторов.
Изрядно в городе было различных лавок и мелочных лавочек — 205, из них 45 с так называемым красным товаром, 33 хлебных, 56 москательных, 68 мелочных, три кондитерских, 19 питейных домов с выставками, 20 погребов с виноградными винами.
Солидным поставщиком виноградных вин в города России, в том числе императорскому двору, была винодельческая фирма «Соколов и сын», основанная в 1858 году. На проспекте Платова она построила вместительное красивое двухэтажное здание с обширными подвалами и помещениями для производства, хранения и продажи виноградных вин различных высоких марок. В нем и ныне находится винодельческий завод.
Неуверенно развивалась промышленность Новочеркасска и в начале второго его полустолетия. И все же здесь появляются отдельные солидные по тому времени промышленные заведения. В пятидесятых годах строятся завод сельскохозяйственных машин и другие промышленные предприятия.
В пореформенный период несколько увеличивается число фабрично-заводских предприятий. Некоторые из них оснащаются производительным оборудованием, применяется механизация, увеличивается число работающих.
В 70-80-е годы выделяются такие предприятия, как мыловаренный завод Х. Норкина, на котором работало 30 человек; мельница с двигателем в 250 л.с., принадлежащая Новочеркасскому товариществу вальцовой мельницы (115 рабочих); табачная фабрика; чугунолитейный и механический завод. В городе было 7 типографий и переплетных мастерских, 14 угольных складов и контор, телеграф, почта, Общество взаимного кредита, отделения банков государственного, дворянского, крестьянского, Азовско-Донского.
Однако Новочеркасск в то время не мог равняться с Ростовом, где уверенно развивалась крупная обрабатывающая и машиностроительная промышленность, а также с Таганрогом с его металлургическим производством. Это, в частности, можно объяснить тем, что Новочеркасск являлся административным центром Области Войска Донского, где высшее начальство не очень-то жаловало развитие промышленности. Даже в 1898 году, когда капитализм неотвратимо вторгался во все области хозяйства России, начальник Главного управления иррегулярных войск, которому подведомственно было Войско Донское, прислал на Дон отношение, в котором говорилось: «Я не сторонник слишком спешного развития промышленности в казачьих владениях за счет особенно иностранных капиталов».
А в это время, пользуясь тем, что казаки не больно охочи к промышленному производству, предприимчивые иностранцы ухитряются с размахом заводить свое дело непосредственно в столице Войска. Да еще в самом центре города. Чугунолитейные, медеплавильные заводы открывают немцы Фаслер и Герцберг, колбасные — Лозе, пивоваренные — Базенеры, Роллер, грек Марко-Донат — пекарни…
Так было не только на Дону, в Новочеркасске. Не случайно известный русский ученый И.А. Тиме в одной из своих статей, возмущаясь засилием иностранного капитала в России, вопрошал: «Где наши патриоты-капиталисты?».
Как видим, высокое начальство официально не препятствовало развитию промышленности на Дону, но и не очень-то жаловало фабрики и заводы. К тому же большая часть казаков все еще цеплялась за прошлое, надеялась на восстановление своего имущественного положения, не порывала с системой Войска. Казаки говорили: «Кто к чему сызмальства привык, тому и держаться должен». И, боясь наступающего нового, зачастую открыто противились развитию промышленности. Вот характерный пример.
Строительство железной дороги Александровск-Грушевский (ныне г. Шахты) — Новочеркасск — станица Аксайская (г. Аксай) подходило к концу. И вдруг большая часть новочеркасцев, узрев в ней противника своему традиционному укладу, в ультимативной форме выражает протест против «чугунки».
Вот что писал наказный атаман Войска граф П.Х. Граббе в своем рапорте Главному управлению иррегулярных войск в Петербурге: «станичные правления трех Новочеркасских станиц излагают свои невзгоды, происходящие от сооружения железной дороги».
Постановление станичного общества было категоричным: «срыть вновь построенную железную дорогу и удалить ее от города, так как она, по мнению станичан, стесняет город, мешает проезду к реке Аксай, затрудняет выгон скота на пастбища».
В то время каждый двор имел коров, волов, лошадей, а о мелкой живности и говорить нечего: без нее двор не двор. С весны и до глубокой осени пасся скот на обширных лугах, богатых разнотравьем. В литературе приводятся такие, сегодня удивляющие нас, факты. На Тузловской пойме паслись 12 городских стад рогатого скота, а в каждом гурте было по 300-400 коров да почти по стольку же телят. Здесь же привольно разгуливали табуны лошадей, отары овец и коз.
Новое время решительно ломало патриархальную жизнь. Наказный атаман Граббе доносил военному министру, что «правильное движение по Грушевско-Донской железной дороге открыто 1-го января сего (1864) года». К 1865 году дорога (только до Аксая) имела 4 паровоза, 140 открытых вагонов с откидными бортами (под уголь), 15 с твердыми бортами, 15 других товарных вагонов, 8 пассажирских и 2 багажных вагона. Впоследствии при станции Новочеркасск были построены депо, мастерские; здесь ремонтировались паровозы, вагоны, путевое хозяйство. В феврале 1868 года железная дорога легла до Ростова-на-Дону, а там — и на Кавказ.
Еще одна из причин, сдерживавших рост промышленности: город практически оказался без питьевой воды. Колодцы не могли обеспечить потребность в воде, которая оказалась к тому же сильно минерализованной. Ее приходилось возить из речек. Остро встал вопрос о сооружении водопровода.
7 декабря 1865 года новочеркасцы были порадованы сообщением, которое гласило: «… честь имеет уведомить, что во вторник в 10 часов будет совершено молебствие… по случаю открытия новочеркасского водопровода». Событие, конечно, было значительным.
Источниками воды были родники в хуторе Большой Лог и станице Александровка. Водоподъемные машины перекачивали воду на высоту 110 метров в водонапорный резервуар. Из него вода самотеком шла в Новочеркасск, поступая в запасной резервуар, который был устроен на перекрестке проспекта Баклановского и улицы Сенной (ныне Галины Петровой). Дальше вода по водостокам расходилась по городу, поступая в водоразборные будки. Некоторые из них сохранились до наших дней (на ул. Александровской и на Азовском рынке). Новочеркасский водопровод был десятым в России. По данным некоторых литературных источников, в 1860-х годах он являлся «одним из лучших произведений инженерного искусства».
С трудом, но входит в жизнь города электричество. Сперва в 1901 году на средства предпринимателей Ф.Х. Фаслера, С.Ф. Фертинга, И.А. Абрамова была построена небольшая электростанция, которая давала энергию всего лишь для семисот 15-свечевых электроламп. Первое время освещались учреждения и избранные дома высокого начальства. Постепенно отдельные предприимчивые хозяева заводов сооружают себе небольшие электростанции; паровые двигатели заменяются электрическими.
Железная дорога, водопровод, электричество способствовали оживлению городской промышленности. Теперь легче стало доставлять уголь, металл, строительные материалы. Однако по сравнению с соседними городами — Ростовом-на-Дону, Таганрогом фабрично-заводская промышленность Новочеркасска по-прежнему развивалась слабо. Так, с 1879 по 1890 год количество предприятий в Ростове-на-Дону возросло более чем в 3,5 раза, в Новочеркасске же — всего лишь в 1,8. Но для столицы Войска Донского это было солидное достижение: за упоминаемое десятилетие число предприятий в Европейской части империи увеличилось только в 1,2 раза.
Отдельные предприятия города в последнем десятилетии XIX века достигли значительного для того времени развития. Их продукция пользовалась спросом не только в границах области, но и за ее пределами. Показателен в этом отношении чугунолитейный и механический завод, который находился на улице Славянской (ныне Тренева) близ железнодорожной станции.
Ранее он принадлежал немцу Герцбергу, который основал его в 1880 году. Через некоторое время завод купил А.В. Миненков (воспитанник Новочеркасской гимназии и Петербургского горного института) в партнерстве с инженером — немцем В.А. Отто. Завод выпускал плуги и другие земледельческие орудия. В 1902 году он получил пять медалей на выставках в разных городах России. Здесь также изготовлялось оборудование для мельниц и рудников: насосы, подъемные машины, шахтные клети, вагонетки. Кстати, на этом заводе были выкованы цепи, ограждающие памятник Ермаку. Завод изготовил стропильные балки для купола строившегося собора, другие металлические части. Всего на эту стройку было поставлено шесть тысяч пудов железных изделий.
К началу первой мировой войны в Новочеркасске значительным производством (по тому времени) также были железнодорожное депо и мастерские станции Новочеркасск. Здесь производился ремонт подвижного состава. В механических и литейных мастерских изготавливались различные детали для ремонта паровозов, вагонов, путевого хозяйства.
Коллектив узла был одним из многочисленных в городе: станционные служащие, слесари, монтеры, котельщики литейщики, сцепщики вагонов, смазчики, стрелочники… Многих этих специальностей сегодня нет и в помине. Станция производила значительные коммерческие операции. Здесь был резерв проводников.
К числу промышленных заведений также относились заводы Ф. Фаслера (ныне завод им. Никольского), Е. Войнова (не сохранился), ряд кирпичных, два пивоваренных, лесопильный, колбасный (ныне мясокомбинат), свечной, медно-слесарная мастерская (золочение, бронзирование, никелировка, лужение), ватная фабрика, паровая мельница и другие заведения, в основном, по переработке сельскохозяйственной продукции. Немало насчитывалось мастерских по производству и ремонту домашней утвари.
Что представляли собой эти предприятия, можно судить по количеству работавших на них: чуть более двух тысяч семисот рабочих и мастеровых.