Сегодня:

«Построил Платов город на горе
казакам на горе».
Донская поговорка.

Если при жизни Платова среди отдельной части донской знати и многих простых казаков сдержанно выражалось недовольство выбором места для столицы, то после кончины атамана оно стало открытым, в полный голос. Даже сложилась злая поговорка: «Построил Платов город на горе казакам на горе». Питая надежду, что рано или поздно, но главный донской город будет на другом, более подходящем месте, правление Войска не особо утруждало себя заботами о его строительстве.
Наказные атаманы — преемники Платова А.К. Денисов (1818-1821), затем Д.Е. Кутейников (1827-1836) и М.Г. Власов (1836-1848) подавали в Петербург ходатайства с просьбой перенести город в иное место, убеждая в нецелесообразности продолжать его возведение в Бирючьем Куте. Так, атаман Власов в отчете за 1837 год писал, что одни здания Нового Черкасска нуждаются в исправлении, а другие предназначены к слому, что торговля и промышленность вследствие обособленности нового города безжизненны и мертвы. Ремесел почти никаких не существует, хлебопашество в самых мизерных размерах. Действительно, оснований для недовольства новой столицей было предостаточно. Удаленность от Дона лишала казаков сообщения с Ростовом и верхними станицами, а по грунтовым дорогам можно было ездить только в благоприятное время. Вода в колодцах оказалась непригодной для питья. Ее возили в бочках из Тузлова и Аксая. Водопровод-то был сооружен только в 1865 году.
Атаман Власов просил дозволения перенести столицу Дона в станицу Аксайскую. Ответ Николая I был таким: «Оставить ли Новый Черкасск на месте или перенести оный в Аксайскую станицу разрешу сам, когда буду в Новом Черкасске». Император побывал в Аксайской и Новочеркасске во второй половине сентября 1837 года. Тогда же атаман вручил императору рапорт о необходимости перенесения города. Он был уже несколько иным, чем предыдущие. Вероятно, убоявшись царского гнева, Власов избежал теперь категоричности. В рапорте дипломатично говорилось: «Если все мнения за перенос города и против положить на чаши весов, то они долго будут склоняться то в одну, то в другую сторону. Вы наш отец и благодетель, и Ваше решение будет для нас Вашей монаршей милостью».
Через некоторое время Власов получил ответ: «Государь император, — сообщал военный министр А.И. Чернышев, — по осмотре местоположения г. Новочеркасска и Аксайской станицы, удостоверясь в бесполезности и неудобствах переноса города, правительственных мест и других заведений из Новочеркасска в Аксай, высочайше повелеть соизволил: предположение сие оставить, сохранив г. Новочеркасск на теперешнем месте».
Это письмо положило конец всяким толкам и пересудам о переносе столицы. Надо было строить. Работы несколько оживились, но шли с большими потугами. По-прежнему казаки отказывались покидать старый город. Известный герой Отечественной войны 1812 года генерал Н.Н. Раевский, побывавший в Новом Черкасске с А.С. Пушкиным в 1820 году, пишет: «Город регулярный*), но малонаселенный».
О регулярности города говорит и донской историк В.Д. Сухоруков, описывая Новочеркасск 1820-х годов: «План города Новочеркасска, — пишет он, — довольно хорош и расположен правильно; он разделен на 76 кварталов, состоящих из 3 тыс. мест, кои все избыточно снабжены землею: места первого класса имеют по фасаду 20 саженей и в глубину от 30 до 60 саженей; второго — 15 саженей по фасаду и от 30 до 50 в глубину; самые меньшие — 10 саженей по проспекту и от 20 до 30 саженей в глубину. Прямые широкие улицы и большие площади составляют собственную красоту Новочеркасска».
Долгое время новый город оставался малозаселенным. За полвека сюда переселилось всего 18 тысяч человек. Однако постепенно здесь обретались контуры солидного города. Правда, первое время многие сооружения были деревянными, временными. Позже вместо них возводились каменные. В 1811 году начинается сооружение кафедрального собора, в 1836 строится дом дворянского собрания, выходящий фасадом на Соборную площадь, в 1844 на проспекте Платова возвысился над зданиями, построенными в центре города, монументальный корпус присутственных мест, где разместилось правление Войска и окружной суд.
Уже в начале второй половины прошлого века новый город мог во многом соперничать с крупными солидного возраста городами России. Это дало полное право учителю Новочеркасской гимназии А. Филонову (он прибыл в Новочеркасск после окончания Петербургского университета) сказать о столице Дона 1856 года такие лестные слова:
«В Ново-Черкассске есть две прекрасные улицы: Платовский проспект и Московская. Платовский проспект — роскошная улица, почти как Нева (вероятно, преувеличенное сравнение с Невским проспектом в Петербурге. — И.Р.), широк он и идет чуть не на две версты по окраине холма, разрезывая его с подошвы до подошвы. Почти все знаменитости Ново-Черкасска расположены на Платовском проспекте: и Собор, и дворянское собрание, двухэтажный кирпичный дом, и гауптвахта, и присутственные места, и превосходная каменная лавка, и Александровский сад — летнее всеобщее гуляние, и частные каменные видные дома с аптеками и магазинами, и памятник Платову, и, наконец, базар…».
В дальнейшем застройка ведется более энергично, возводится ряд каменных добротных административных зданий и жилых домов, особняков. Центральную часть города в 1863 году украсило здание атаманского дворца. Дворец строился с расчетом не только на то, что здесь будут находиться атаман, высшее начальство края, но он должен был служить и резиденцией царствующим особам в случае их приезда. Его украшал длинный балкон с декоративной литой решеткой (он сохранился и сегодня). Богатым было убранство интерьера. Величественность придавали высокие залы, инкрустация, галерея портретов выдающихся донских военных деятелей.
Строятся с размахом административные здания, гостиницы, учебные заведения, театр, магазины. В ансамбль центральной части города удачно вписывались каменные гостиные ряды, располагавшиеся по обе стороны атаманского сквера (теперь мы можем видеть только одно их крыло). Здесь велась торговля во множестве лавок самыми различными товарами.
К проектированию и строительству наиболее значительных объектов войсковое правление привлекало талантливых зодчих России. Здесь работали А. Ященко, Л. Руска, К. Пейкор, К. Кюнцлер, М. Амвросимов, И. Вальпреде, А. Кампиони, М. Айвазов, Н. Анохин, Н. Роллер, П. Студеникин и другие. На проекты отдельных значительных зданий объявлялись конкурсы. В строительстве использовались самые различные архитектурные стили.
Все это придавало городу своеобразие, привлекательность, особенно в его центральной части. На проспекте Платова и улице Московской сосредоточивались административные здания, гостиницы, магазины, культурно-просветительные учреждения. Они отличались оригинальным декоративным оформлением, нарядностью, добротностью. Дворяне, купцы, военная знать старались перещеголять друг друга солидностью своего особняка, его необычностью. Атаманы требовали, чтобы в центре возводились такие здания, которые украшали бы проспекты, улицы, создавали образ стольного города.
Многие возведенные тогда здания, привлекательные чем-то необычным, сохранились и до наших дней. Мы показываем их гостям города, гордимся ими. Они — памятники минувшего, история и украшение Новочеркасска. Мы невольно задерживаем взгляд на сохранившихся оригинальных зданиях, любуемся кружевной затеей на фронтонах, карнизах, наличниках дверей и окон. Кое-где еще уцелели металлические ажурные ограды, выносные крылечки на чугунных столбах, узорчатые навесы, козырьки. К глубокому сожалению, многое утрачено вследствие безразличия к убранству города.
Конечно, далеко не все имели возможность построить себе дома, как этого требовали атаманы, комитет по управлению городом (отсюда одна из улиц Новочеркасска носит имя «Комитетская»), ведавший всем городским хозяйством и благоустройством, а также правления новочеркасских станиц (из Черкасска сюда переселились три станицы), которые имели отдельные от города юрты земли. Даже в центре города возводились курени небольших размеров с каменными низами и верхней деревянной надстройкой. Они явно были несоразмерны с шириной проспектов, улиц, которые, надо полагать де Воллан проектировал такими не только для того, чтобы было больше света, воздуха, но и с расчетом на солидную высоту зданий. Отсюда и создавалось впечатление некоторой пустынности города.
«Город, — говорится в «Очерках географии Всевеликого Войска Донского», изданных в 1919 году, — имеет хороший водопровод, электрическое освещение улиц и многих домов, но нет канализации, нет трамвая или конок, что, однако, мало ощутительно, так как город мал по площади (около 5 1/2 тысяч дворов). Дома маленькие, большей частью одноэтажные, многие деревянные, в три окна, трехэтажных частных — только три, зато множество садов во дворах, много фруктовых деревьев и даже винограда». И все же Новочеркасск и в то время привлекал к себе внимание многим необычным, выгодно выделялся необыкновенностью среди южнорусских городов.
Надо полагать, отцы города в прошлом помнили слова Петра Великого: «Гости разносят хорошую и худую славу» и большое внимание уделяли строительству гостиниц — внешне привлекательных, с красивым внутренним убранством, необычными названиями. В конце прошлого века в городе было четыре первоклассных гостиницы, две второго класса и восемь третьеклассных. В основном они располагались в центре города: «Гранд-отель» и «Центральная» — на двух углах Московской улицы и Платовского проспекта, «Донская» — на углу ул. Почтовой (ныне Пушкинской) и Александровской, «Европейская» — на углу ул. Атаманской и Александровской. Последняя из них, построенная одной из первых, рассчитана на изысканный вкус, отвечала моде того времени. Недаром она всегда привлекала людей искусства, писателей, аристократов. Ныне здесь общежитие технического университета (НПИ). А еще были гостиницы «Донец», «Золотой Якорь», «Казачье подворье», «Лондон».
К концу XIX и в начале XX века Новочеркасск во многом приобретает те черты, которые при закладке столицы Войска Донского виделись Платову, рисовались в воображении и на листах проектов де Воллана. Она выгодно отличалась от многих городов России, равных ей рангом, соперничая с ними в планировке, архитектурном облике, прежде всего административных зданий, и, особенно, — оригинальности зданий учебных заведений.
По словам историка Сухорукова, горожане были «избыточно снабжены землею». А это — великое благо. И новочеркасцы, как свидетельствуют литературные источники тех лет, пользовались им умело, разумно. На обширных усадебных площадях возводились жилые помещения, необходимые хозяйственный постройки; хватало места для сада и огорода, которые вознаграждали хозяина за труд фруктами, овощами, ягодами, виноградом.
Почти при каждом учебном заведении были свои сады, а при некоторых — огороды, ягодники. Украшали город богатые зеленью Александровский сад, Николаевская роща (сейчас на ее месте университет), Краснокутская роща («Красная весна») площадью 50 гектаров, ботанический сад. Древесные насаждения обрамляли улицы. Особенно радовали глаз высокие тополя. Во всем был хозяйский догляд, все заботливо ухожено. Умели ценить наши предки красоту и чистоту. И это было не так уж и давно.
И в наши дни не беден Новочеркасск зеленым нарядом. Более тысячи гектаров находится под парками, рощами, садами, зелеными бульварами, скверами. К старожилам города — тополям, акациям, кленам, дубам, плодовым деревьям, с каждым годом подселяются и чувствуют себя уверенно на нашей земле, пришедшие из южных и северных пределов и лиственные и хвойные породы. Пройдемся по улицам, рощам, скверам, садам. Там встретимся с белой черемухой, рябиной, каштаном, грецким орехом, деревом Айланд, ивами вавилонскими и красноствольными… А вот кустарники: жасмин, сведина кроваво-красная, снежеягодник, скумпия, форзиция, барбарис…
Все это — надежные легкие города. Но ведь они с трудом справляются со своей миссией, И это не удивительно. Промышленные предприятия, расположенные внутри города (завод постоянных магнитов, например), а также на недалеких восточных и северо-восточных окраинах (ГРЭС, электродный завод, завод синтетических продуктов), откуда дуют господствующие ветры, выбрасывают в атмосферу тысячи тонн вредных примесей, загрязняют реки Тузлов и Аксай, нанося ощутимый вред здоровью горожан. Беда и от автотранспорта. А знаете, сколько его у нас? Только частных легковых автомобилей десятки тысяч, а еще грузовые. А сколько транзитных пересекает город… Специалисты-экологи утверждают, что более 50 процентов вредных выбросов приходится на долю автотранспорта. И так уже ряд лет. Причем, возрастала и продолжает увеличиваться опасность. Вот прискорбное тому свидетельство. По данным Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в 1997 г. Новочеркасск состоял в числе 40 городов России с наиболее загрязненной воздушной средой.
Чтобы как-то оградиться от тех опасностей, создаются специальные службы в помощь природе, борющиеся со всякого рода загрязнением земли, воды, отравлением воздуха, налагаются штрафы на предприятия, отравляющие атмосферу, наказываются нерадивые водители автомашин, мотоциклов. Конечно же, это необходимые, но вынужденные меры. А что делать? Природа взывает к нам с мольбой о помощи.