Сегодня: 19 апреля 8165, Пятница

7 сентября в Центре информационных технологий компании «Гарант» состоялась Интернет-конференция руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству В.А. Аверченко. Тема конференции: «Правовые аспекты управления и содержания жилищного фонда. Реформа ЖКХ». Думается, что актуальность темы и то, что на вопросы журналистов и просто россиян отвечал человек, в Новочеркасске достаточно известный, вызовет интерес наших читателей. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию материалы пресс-конференции с некоторыми сокращениями.

— Владимир Александрович, несколько общих слов о том, как вы оцениваете состояние объектов ЖКХ и системы управления ЖКХ в целом? Почему назрела необходимость реформирования? И каковы, соответственно, общие направления модернизации?
— ЖКХ — это многоотраслевое хозяйство, комплекс, который включает в себя достаточно автономные предприятия и организации, социальную и производственную сферы. Количество предприятий ЖКХ более 52 тысяч, численность работающих в них выше 4,2 миллионов человек, среднегодовой объем производства порядка 900 миллиардов рублей или 30 миллиардов долларов и составляет порядка 5,9% от ВВП. Стоимость основных фондов составляет 14% от общей стоимости основных фондов Российской Федерации. Состояние ЖКХ продолжает вызывать озабоченность и органов власти, и общественности, и граждан, так как с этой сферой каждый из нас сталкивается ежедневно. В этой связи задача преобразования, модернизации и реформирования отрасли является важнейшей социально-экономической задачей государства. Без приведения в порядок нашего коммунального хозяйства невозможно дальнейшее движение вперед, улучшение условий жизни человека. От этого зависит, собственно, и настроение, и здоровье, и работоспособность граждан, восстановление ими сил после трудового дня. Стратегия реформирования ЖКХ, выработанная Правительством России в концепции реформирования, затем в подпрограмме реформирования и модернизации ЖКХ, в федеральной целевой программе жилища на 2002-2010 гг. охватывает все направления необходимых преобразований в этой сфере.
Хотел бы констатировать, что, на наш взгляд, от конечной цели реформы мы находимся еще достаточно далеко. Качество услуг, предоставляемых организациями ЖКХ на сегодняшний день, скажем прямо, не соответствует требованиям, предъявляемым населением, и значительно отстает от роста тарифов, что вызывает справедливые нарекания граждан, является источником социальной напряженности во многих городах и населенных пунктах нашей страны.
Мы должны сказать, что в ряде населенных пунктов весьма проблематично оказание услуг в полном объеме, в том числе и в зимний период. К числу препятствующих осуществлению позитивных изменений в ЖКХ можно отнести, в первую очередь макроэкономические диспропорции в нашей экономике, недооценку фактора труда. В ЖКХ это находит выражение в усугубляющемся несоответствии между темпами роста цен на ресурсы и услуги ЖКХ и уровнем доходов населения. Другими причинами недостаточного хода преобразований является поспешный и далеко не всегда оправданный уход государства из сферы регулирования ЖКХ и перекладывание этих проблем на органы местного самоуправления, несовершенство законодательства, затрагивающего сферы функционирования экономики в ЖКХ. Необходимость активного участия государства в процессе реформирования ЖКХ и обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ определяется, прежде всего, тем, что в последнее время это не просто отрасль экономики, а сфера жизнеобеспечения граждан, то есть фактор, обуславливающий состояние национальной безопасности.

— Производится ли инвентаризация и реструктуризация финансовой задолженности предприятий ЖКХ? На какой стадии находится процесс передачи ведомственных объектов ЖКХ в муниципальную собственность?
— К началу текущего года во всех субъектах Российской Федерации была проведена работа по анализу и уточнению объемов дебиторской и кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность — 314 миллиардов рублей, дебиторская — 286 миллиардов рублей. Данная работа была проделана, и она необходима для обоснования проекта федерального закона о финансовом оздоровлении организаций ЖКХ. Этим проектом предусмотрен порядок и регламент проведения инвентаризации и реструктуризации финансовой задолженности предприятий ЖКХ. И я думаю, что в этом году будет этот федеральный закон принят. Процесс передачи жилья из ведомственных рук в муниципальные и региональные, фактически, в стране находится в заключительной стадии и завершится в 2005 году.

— Кто осуществляет регулирование в отношении тарифов (цен) на коммунальные услуги (тепло и электричество) — государственные органы или орган местного самоуправления, то есть, кто устанавливает тариф (цену), по которой населению будет производится начисление за ЖКУ? Возможно ли установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги выше федеральных (региональных) стандартов? Правомерно ли начисление населению за коммунальные услуги в жилых помещениях, не являющихся муниципальной собственностью (объединения собственников жилья) по тарифам, отличным от утвержденных органом местного самоуправления?
— Регулирование тарифов на тепловую и электрическую энергию осуществляют исполнительные органы государственной власти в субъектах Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Установление тарифов на ЖКУ осуществляется в пределах федерального стандарта оплат жилья и коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» стандарт предельной стоимости ЖКУ на квадратный метр жилья в месяц составляет 31,9 рубля. В соответствии с законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» оплата населением коммунальных услуг проводится по единым тарифам вне зависимости от формы собственности жилого фонда. То есть, те тарифы, которые приняты региональными местными органами власти, являются обязательными.

— Никогда не будет работать система ЖКХ в России, если на руководящие посты в ЖКХ будут назначать случайных людей. Здесь должны работать инженеры с опытом на стройках и эксплуатации оборудования. Будут ли в рамках реформы проводится мероприятия по кадровому обеспечению предприятий и организаций ЖКХ?
— Почему-то очень долго к этой сфере относились как ко второстепенной и, финансировалась она по остаточному принципу. Так же несерьезно относились к формированию кадров. Длительные годы не было специализированных кафедр институтов, техникумов по подготовке непосредственно менеджеров, управленцев, квалифицированных специалистов в сфере ЖКХ. До 2002 года существовала система лицензирования деятельности по эксплуатации инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов, в рамках которой предусматривалось соответствие руководителей, специалистов предприятий основным квалификационным требованиям, предъявляемым для этого вида деятельности. Отмена лицензирования, которая произошла в 2002 году, требует сейчас новых решений по повышению кадрового потенциала. Зарубежный опыт показывает, что защита прав и здоровья человека от потенциальной опасности, человеку и окружающей среде целесообразно осуществлять через систему сертификации. Система добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере прошла государственную регистрацию в Государственном реестре Госстандарта в 2003 году, постановлением Госстроя, правопреемником которого мы являемся, от июня 2003 года введена в действие добровольная система сертификации специалистов в системе ЖКХ. В настоящее время 45 регионов из 89 приступили к созданию региональных систем «Росжилкомсертификация», в 14 субъектах такие системы созданы. Для работы этой системы прошли обучение сотни специалистов, выдано более 300 сертификатов соответствия, на повышение квалификации также направлено большое количество специалистов предприятий ЖКХ. Кроме того, в регионах на постоянной основе в органах управления ЖКХ действуют учебно-методические центры, курсы повышения квалификации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров для отрасли. Конечно, это достаточно длительный период, подбор и расстановка кадров требуют преемственности, передачи опыта.

— Не секрет, что сфера ЖКХ по всей стране находится в очень плачевном состоянии. Сможет ли, на Ваш взгляд, исправить положение приход на рынок частных инвесторов? Насколько вообще вероятно, что кто-то заинтересуются комуналкой? Когда это наконец-то может произойти?
— Должен сказать, что частный бизнес уже пришел в коммунальную сферу, мы просто этого часто не замечаем. Я не сторонник передачи коммунальной сферы, особенно инженерной инфраструктуры в руки частному капиталу в виде собственности. Я сторонник передачи в долгосрочную аренду, концессию с тем, чтобы у общества, у потребителей были гарантии того, что неэффективная деятельность того или иного частного предприятия не повлияло в конечном итоге на гарантии обеспечения качественными услугами граждан. Что касается частного бизнеса, то он присутствует и, на мой взгляд, будет активно развиваться в жилищно-коммунальной сфере, создавая конкуренцию монополии муниципальных и государственных предприятий. Частный бизнес должен завоевать место на коммунальном рынке не за счет силовых действий, не за счет захвата собственности, а за счет снижения издержек, за счет лучшей экономики, менеджмента и предоставления качественных услуг. Федеральные агентство по строительству и ЖКХ за последние 3 месяца заключило порядка 10 договоров с крупными компаниями частного бизнеса по взаимодействию в сфере освоения сектора этого рынка и инвестиций в ЖКХ. Мы говорим нашим частным партнерам, что вы обязаны заплатить за право вхождения в коммунальный рынок, заплатить инвестициями в этот сектор, в модернизацию, в развитие и наведение элементарного порядка. Я приведу пример: просто замена окон в любом здании на герметичные современные окна экономит до 20 % тепла. Мы расходуем сегодня на 1 кв. м. в целом по стране отапливаемой площади 80 литров условного топлива. В Германии тратят на кв. м. 3 литра, в Швеции от 14 до 18 литров. Т.е. мы свободно можем в случае наведения порядка с источниками тепла, с транспортировкой, со зданиями и сооружениями, с автоматикой и комплексом других проблем уменьшить расход газа в 10 раз, тарифы — в 2 раза. Вот тот путь для частного бизнеса — минимизация издержек, модернизация систем и получение за счет этого прибыли.

— Поясните, пожалуйста, как соотносится в настоящее время себестоимость жилищно-коммунальных услуг и действующая тарифная политика? Каков принцип формирования тарифов?
— Одна из важных проблем формирования тарифной политики — это проведение экспертизы экономической обоснованности тарифов по Постановлению Правительства от 17 февраля 2004 года № 89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства». В настоящее время в Реестр Агентства включено около 200 организаций, осуществляющих экспертизу и аудит физических затрат и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Этим же Постановлением определен основной фонд формирования тарифов, метод экономически обоснованных расходов. В настоящее время актуальна проблема выявления экономически обоснованных затрат, связанных исключительно с предоставлением услуг населению и полного закрытия затрат за счет средств как населения так и бюджета, в пределах утвержденных цен и тарифов. Потери отрасли от недофинансирования произведенных затрат составляют в целом по России 4 млрд. рублей. Как известно, федеральный стандарт, утвержденный на 2004 год, в России действует 90% оплата населением от экономически обоснованного тарифа, т.е. 10% финансируется государством и муниципалитетами.

— Каковы сроки проведения реформы ЖКХ и реализации запланированных программ? Когда ждать видимых изменений?
— Я уже говорил о программе реформирования и модернизации ЖКХ, ФЦП «Жилище». Программа содержит основные направления преобразования, которые необходимо осуществить для коренного изменения ситуации в ЖКХ. На федеральном уровне создается необходимая нормативно-методическая база. От местных властей, от их воли, опыта, заинтересованности во многом зависит проведение этого алгоритма реформирования. Есть у нас в стране регионы прогрессивные, которые помимо внедрения рекомендаций федерального уровня ищут оптимальные подходы. Есть пассивные регионы, которые ждут приказа сверху, не проявляют инициативы, поэтому в результате уровень качества и объем услуг в таких регионах значительно, на наш взгляд, разнится. Мне трудно описать временные рамки наведения порядка. Потому что я больше склоняюсь к формулировке — не реформирование, а наведение порядка в жилищно-коммунальной сфере. Я думаю, что в период выполнения программы до 2010 года все необходимые мероприятия будут проведены.

— Будет ли сохранен принцип дотационности, необходимый в настоящее время для обеспечения финансовой стабильности жилищно-коммуннальных услуг?
— Постановлением Правительства от 26 августа 2004 года № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт на 2005 год» в целях обеспечения бездотационности режима финансирования ЖКХ перевод дотаций в адресные жилищные субсидии. Т.е. предполагается установить уровень платежей граждан за жилье и предоставление ЖКУ в целом по всем видам услуг в размере 100 %, в то же время гражданин не должен платить более 22% от совокупного дохода семьи за ЖКУ. Те граждане, у которых стоимость коммунальных услуг превышает 22%, должны получать и получают адресные жилищные субсидии вне зависимости от того, каков объем этих платежей. Органы государственной власти субъектов РФ при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, органы местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги должны исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организации на предоставление ЖКУ населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.

Интернет-конференцию вел Евгений Шаманов,
директор по внешним связям компании «Гарант».
(Информационное агентство Компания «Гарант»).