Сегодня: 20 апреля 1638, Вторник

На минувшей неделе прошло первое публичное обсуждение памятника согласия и примирения. В нем приняли участие мэр Новочеркасска, атаман Новочеркасского округа А. Волков, глава городской Думы В. Золоторенко, главный архитектор города, член Союза архитекторов России В. Александровский, член правления Союза архитекторов России, академик архитектуры Э. Полянский, начальник управления идеологии ВКО ВВД В. Воронин, представители казачества, городской общественности, депутаты городской Думы, священнослужители.
Идею о необходимости установки в столице мирового казачества — Новочеркасске — такого монумента в память о трагической судьбе казачества, пережившего раскол на политической почве, но сохранившего в себе силы для возрождения, высказал атаман Всевеликого Войска Донского В. Водолацкий. Местом для установки предполагается избрать заднюю алтарную часть Вознесенского кафедрального собора. Авторами памятника выступают уже хорошо известные новочеркасцам скульптор, член Союза художников России А. Скнарин и архитектор, член Союза архитекторов России И. Жуков.
По замыслу создателей, четвертый памятник на Соборной площади должен создать своеобразный крест, в центре которого остается Собор. В результате установки монумента предполагается благоустроить и облагородить все скверы, находящиеся на площади, но наибольшее внимание уделить тыльной части Собора.
Сам памятник предполагает установку Поклонного креста, аналогичного тому, что установлен в Соловецком монастыре высотой 6,7 м. Близ него – фигура казачки высотой 2,5 м, стоящей посреди расходящихся в разные стороны дорог, изображенных в виде 13 пилонов, символизирующих округа казачеств — донского, кубанского, терского, сибирского и т.д., но образующих единый круг из красного гранита, поделенный надвое белым и красным цветниками. Близ них символические выступы, как вехи, с узнаваемыми атрибутами гражданской войны — буденновкой и белогвардейской фуражкой. Между ними новая дорога, по которой идет маленький кадет (фигура 1,8 м). Он избрал свой путь, но память о былом с ним, она окружает его…
Признаться, мнения в ходе обсуждения высказывались разные – от того, что надо просто объявить конкурс на создание памятника согласия и примирения и посмотреть все предложения, до того (и оно оказалось более массовым), что данный проект надо взять за основу и работать с ним.
Спорам подверглось место установки монумента. Предлагалось не перегружать историческую Соборную площадь новыми памятниками, а рассмотреть варианты установки монумента, скажем, в сквере на площади Левски, где установлен крест в память о порушенном Никольском храме, или на площади Троицкой. В частности, по мнению, начальника межвузовского проектного бюро ЮРГТУ А. Тумасова, доминантой Соборной площади может быть только Собор, Собор и новая композиция спорят. Об ином месте композиции говорили и архитектор Ю. Лобанов, атаман станицы Средней Ю. Каргальский.Однако, по мнению идеолога Всевеликого Войска Донского
В. Воронина, каким бы ни было мнение общественности Новочеркасска, решающим станет то, какое примет Всевеликое Войско Донское, согласуя его с остальными округами казачеств. Мол, патриотические чувства горожан понятны, но поскольку столица казачества мировая и “Соборная площадь — сакральное место всего казачества, то и привязка монумента шла именно к ней”. Косвенно он дал понять, что Всевеликое Войско Донское категорически против рассмотрения вопроса о переносе места…
Достаточно острым оказался вопрос в отношении советской символики. Резко и злобно звучали предложения исключить использование буденновки, красноармейских звездочек и т.д. В частности, благочинный приходов Новочеркасского округа Олег Добринский аргументировал подобное утверждение тем, что “буденновка — символ разорителей Отечества и в данном случае она неуместна”. Первый заместитель атамана Новочеркасского казачьего округа В. Подройкин был еще более категоричен “звезд нигде не должно быть”. Сторонники данного мнения приводили довод о том, что был погублен целый народ, и казачеству больно смотреть на данные элементы в монументе, мол, кто такой Буденный, чтобы мы его на новом этапе развития пытались поставить в один ряд, скажем, с генералом Корниловым… Признаться, подобные откровения при обсуждении глобальной идеи установки памятника согласия и примирения вызвали волну достаточно трезвых выступлений, призывающих не допустить раскола в современном обществе. Мы все вышли из советского периода, хотим мы этого или не хотим, но его уже не вычеркнуть из истории, как не забыть своих родных дедов и прадедов, вынужденно оказавшихся на определенном историческом этапе по одну или другую сторону баррикад. Если мы хотим примирения в обществе по сути, то должны отдавать себе отчет в том, что к данному мемориалу причастны потомки и красных, и белых, только тогда победит столь долгожданное согласие. Ведь мы и будущие поколения и есть тот стилизованный мальчик-кадет, идущий своей дорогой, мыслящий по-новому, но вышедший из единой российской истории, в которой имел место советский период. Не дай Бог, мы позволим прорваться эмоциям и на этапе возрождающегося казачества станем на путь мщения. В частности, такую мысль озвучила депутат городской Думы О. Аксенова.
Возникли разногласия и в отношении того, нужен ли у стен Собора крест, если сам Собор становится определенным символом веры, а также, как расположить монумент на Соборной площади, от этого по-разному воспринимается мальчик, идущий к храму или от него.
Более того, предлагалось подумать над тем, что в данном монументе первично и что вторично – крест или люди. Может, стоит на первый план вывести казачку, что сделает памятник более человечным, мягким, психологически глубоким, более точным с точки зрения гендерного восприятия.
По мнению большинства, вариант, предложенный данным творческим коллективом, заслуживает внимания и широкого обсуждения, прежде всего, для снятия накала политических страстей. Необходимо согласовать его с казаками всех войск, обменяться мнениями в городской, областной, российской прессе. Предполагается, что монумент в усовершенствованном виде появится к юбилею города и станем местом поклонения всех казаков мира. А пока создана рабочая группа, которая совместно с авторами продолжит работу по архитектурно-художественному решению памятника. В нее вошли – В. Воронин, В. Александровский, И. Уманец, протоиерей Олег, А. Тумасов, П. Винников, В. Конюхов, Е. Кирсанов. Предстоит и повторное обсуждение памятника.
А каково ваше мнение на сей счет, горожане?
Фото Николая Склярова
row['name']