Сегодня:

Новочеркасский электровозостроительный…
Флагман отечественного электровозостроения, который в 2006 году отметит свое семидесятилетие. Сколько тысяч электровозов было выпущено за эти годы, сколько тяговых и промышленных агрегатов, запасных частей для электричек, товаров народного потребления… Но завод — это прежде всего люди. Люди со своими проблемами — бытовыми, жилищными, семейными… И решение всех сложных вопросов всегда брал на себя завод.

НЭВЗ СТРОИТСЯ, НЭВЗ СТРОИТ…
С самого первого дня, когда только в степи под Новочеркасском стали делать разметку под будущие заводские цеха, возник многострадальный «жилищный вопрос». И пусть первые строители паровозостроительного ютились в землянках, снимали углы в куренях хутора Яново, руководство уже тогда планировало создание трех жилых массивов, расположенных вблизи завода. Рабочий городок был именно таким — рабочим, барачного типа, жилье временное. Соцгород планировался настоящим городом будущего — капитальные многоэтажные здания, широкие улицы, все, как в Новочеркасске. И небольшой по размеру Жилучасток — невысокие, всего три этажа, однотипные дома. Да и вдобавок еще индивидуальную застройку разрешили вести, землю выделяли, стройматериалами помогали.
Историю жилищного строительства НЭВЗа можно условно разделить на три этапа — довоенный (жилые дома, школа, училище и пр.), послевоенный, когда восстанавливалось разрушенное и спешно возводилось новое жилье. И современный период строительства — с 1978 по 1993 год, который можно смело назвать «молодежным». Потому что так решили назвать новый микрорайон, возводимый для электровозостроителей.
Этот современный жилмассив — с девятиэтажными домами, разветвленной инфраструктурой, улучшенными коммуникациями — должен был стать малой родиной для тысяч электровозостроителей. Судите сами, за пятнадцать лет строительства было сдано 170 тыс. квадратных метров жилья. Вырос настоящий маленький город, основу которого составили 37 многоквартирных домов. Были построены два общежития, магазины, кафе, новая школа, два блока обслуживания, библиотека, торговый центр, АТС. Расселялись старые бараки Рабочего, молодые специалисты, пришедшие на НЭВЗ, тут же получали жилье. Это были «золотые денечки» завода. Согласитесь, что человек, спокойный за свой «тыл» — семью, трудится с полной отдачей. Да, именно тогда завод находился на пике развития. Новые типы электровозов, сотрудничество с зарубежными партнерами, успешное внедрение новинок … И постоянное, планомерное развитие социальной сферы. На все находились и деньги, и время.
И, словно оправдывая название, в микрорайоне одна за другой гремели свадьбы, молодожены получали ключи от новых квартир (пусть даже и малосемейка, все-таки свое жилье!). Именно для них, тех, кому предстояло стать кадровыми рабочими, завод и построил четыре детских сада, молочную кухню на 2 тысячи порций питания в день. Растите, взрослейте, мужайте, дети и внуки электровозостроителей. Благоустраивалась территория, высаживались деревья. Почти в каждом дворе были детские площадки. Да, были и жалобы на отсутствие культурного центра, но ведь Соцгород рядом, а там прекрасный Дворец культуры. Так что желающие приобщиться к миру прекрасного находили возможности.
Руководство понимало важность пополнения заводского рабочего класса подготовленными специалистами. И в микрорайоне был построен настоящий учебный комплекс — СТПУ-53 — с корпусами для занятий, мастерскими и лекционным залом, оборудованным киноустановкой. Таким образом, был решен еще и вопрос вечернего досуга — желающие могли посмотреть художественный фильм, послушать концерт. В новое здание был переведен и заводской профилакторий. Работники НЭВЗа могли после работы посетить врачей и получить все необходимые процедуры. «Заводской санаторий» — так любовно называли они это лечебное учреждение.
Надо отметить, что у заводчан сложилось особое отношение к Молодежному. Старожилы до сих пор помнят, что при минимальном количестве урн на улицах было чисто. А, может быть, просто тогда не было разных «Сникерсов» и «Кириешек»? Но как бы там ни было, жители старались сами наводить порядок у своих домов. Вся территория микрорайона была поделена на участки и закреплена за отдельными цехами. Вывозили мусор, следили за деревьями, старые спиливали и убирали, тротуары, мостовые — все было в полном порядке! Все автобусные остановки в Молодежном сделаны были руками заводчан.
Да что говорить, в те времена даже свои мосты были у завода. Целых четыре! Железнодорожный, подземный переход с Соцгорода и два речных — Яновский и Агролесовский. И за все отвечал завод! Только в 2000 году город принял их на свой баланс.
«МОЛОДЕЖКУ» — ПРЕДЛАГАТЬ!
Не любят историки сослагательного наклонения — «если бы…» Если бы план развития Молодежного был осуществлен полностью, то в Новочеркасске возник бы элитный поселок — с хорошей экологией, рядышком ведь место заповедное — Агролес, со своими предприятиями питания, торговли, бытового обслуживания, парковой зоной, стадионом, бассейном. Но историки привыкли оперировать только фактами. А факты таковы, что с 1993 года микрорайон был поставлен в условия, которые можно смело назвать экстремальными. Завод словно замер в ожидании — что будет дальше? Многие работники ушли с НЭВЗа и подались — кто в коробейники, кто в шабашники — только бы семью прокормить. Оставшиеся честно трудились, да вот зарплату частенько по полгода не видели. Один руководитель сменял другого, заказов не было… Что вспоминать! Всю страну лихорадило тогда! Детские садики и ясли были переведены на муниципальный баланс. Дома также перестали быть заводскими, стали городскими. Прошла приватизация жилья. И вот тут-то в полный рост встала проблема — собственниками жилья мы стали, да что делать с ним — нам не сказали. Потому что жилье — это не только твои «кровные» тридцать-сорок метров обихоженного жилья, но и газовые трубы, теплоцентраль, электросети, канализация и прочее, прочее, прочее… Оказалось, что асфальт имеет такую особенность — лопается и крошится, а латать его некому. Ветшают крыши, протекают, а местами — и обрушиваются. Да только не стало одного хозяина, как это было раньше, а у семи нянек (вспомните пословицу) дитя одним глазом на мир смотрит…Да вы и сами все это помните!
Завод старался поддерживать системы жизнеобеспечения Молодежного в порядке. Так, например, и по сей день заводская котельная №3 обеспечивает теплом весь микрорайон без оплаты за произведенные килокалории, несмотря на повышение федеральных цен на энергоносители, понимая, что денежные расчеты ведутся где-то там — на уровне городских начальников, а тепло должно быть в домах, где дети и старики. А канализационно-насосная станция, которая, пардон, утилизирует все стоки Молодежного? За ее работу также отвечает НЭВЗ. Всем памятна авария прошлого года, когда без воды остался весь Промышленный район. Заводские работники и специалисты Горводоканала круглосуточно трудились, чтобы наладить насосы и обеспечить нормальную работу КНС. Завод закупил новое оборудование, провел его монтаж и наладку.
Перестав быть официальным хозяином микрорайона, электровозостроительный завод, тем не менее, продолжает чувствовать свою ответственность перед его жителями. И на вопрос: «А что сегодня делает НЭВЗ для Молодежного?», можно ответить так: «Многое!» Причем, просто так — без указаний и просьб. В Молодежном две школы, между которыми расположен стадион. Многие годы ребята играли в футбол, посылая мяч буквально в «белый свет». Ворот не было. Электровозостроители сварили на заводе штанги ворот, привезли и установили. И обновили новенькие ворота, сыграв с учениками. Всем хорошо знаком этот печальный «последний путь» — дорога на Яновское кладбище. Завод неоднократно выравнивал эту дорогу, колеи засыпались тырсой, завозился песок. И не только к пасхе или Покрову, но и в течение года.
Начало нового тысячелетия стало поворотным для Молодежного. Администрация города стала уделять нуждам микрорайона больше внимания. Результаты не замедлили себя ждать. Отремонтированы сотни метров водопроводных коммуникаций, решается вопрос с окончательной газификацией, проводится ремонт кровель, благоустраивается территория. Под контролем — работы по пуску поликлиники. Вот-вот будет решен и вопрос с домами-долгостроями. В микрорайоне уже третий год работает Школа искусств. Кстати, в ее строительстве и обустройстве непосредственное участие принимали и работники НЭВЗа — изготовлено было и установлено оборудование для выставочного зала, крепления для спортзала, поручни в балетной студии, оборудована сцена. А уж то, что пришкольная территория превратилась в настоящий оазис — заслуга заводских озеленителей! Они и рассаду в заводских теплицах выращивают, и клумбы весной оформляют, и помогают за ними ухаживать. Ведь дети — это всегда зона особого внимания руководства завода. Этим летом юные жители Молодежного получили прекрасные подарки — три новенькие детские площадки. В плане — еще несколько уголков отдыха для детей.
Многие жители отмечают, что стало лучше транспортное сообщение с центром города. Правда, высказывают они и пожелания пустить новый маршрут, который ох как нужен людям немолодым — «Молодежный-Соцгород-Октябрьский». Ведь и поликлиники, и больницы все находятся именно там — за железной дорогой. В общем, Молодежный набирает силы и снова становится привлекательным в плане приобретения жилья. И в прошлом останутся строки из объявлений — «Молодежку — не предлагать…»
Нет, сегодня, когда НЭВЗ, войдя в состав Трансмашхолдинга, получил реальную возможность вновь стать лидером отечественного электровозостроения, когда постоянно требуются новые работники, зарплата растет, а заказы, уже реально заключенные, позволяют говорить о стабильном положении завода, Молодежный получает новый стимул для развития. Тем более, что работники НЭВЗа, с уверенностью смотрящие в будущее, уже хотят жить с комфортом. И готовы участвовать в благоустройстве своего микрорайона. Объединив усилия завода и города, мы сможем воплотить в жизнь мечту из семидесятых годов прошлого столетия — утопающий в зелени молодой город, в котором живут те, кто создает электровозы.
Фото Н. Склярова.
row['name']