Кажется, что совсем недавно на улицах города мелькали весёлые компании школьников с колокольчиками на груди, отмечавшие последний звонок, только-только улеглись волнения выпускных экзаменов, и взрослые перестали ломать голову над проблемой летнего детского отдыха, и вот на пороге — осень. А с ней и начало нового делового сезона, оживление после отпускного затишья и, конечно, начало нового учебного года.
— Что принесёт новый учебный год школьникам, их родителям и учителям, что нового их ждёт? — этот вопрос я адресую начальнику управления образования администрации Новочеркасска Павлу Панкратову.
— Надеюсь, что школьников ждут новые знания, родителей — радость от успехов их детей, а учителей — много работы, — отвечает Павел Викторович, — больших перемен, думаю, не будет. Единый Государственный экзамен из стадии эксперимента перейдёт уже в разряд регулярного. Но практика показывает, что это испытание выпускников не пугает. Думаю, что это технология будущего. Как сейчас применяется в медицине компьютерная диагностика, так в перспективе, видимо, будет применяться специальная методика компьютерного тестирования уровня интеллекта, образования и способностей человека. А пока в новом учебном году будет идти дальнейшая профилизация школьного образования.
— Поясните, пожалуйста, что значит этот термин.
— Пора уже не учить детей вообще, а давать им конкретные знания, которые понадобятся им в рамках какой-то профессиональной деятельности или определённого направления образования. У нас уже есть полтора десятка профильных классов в разных школах. Среди них — спортивные, экономические, физико-математические, общегуманитарные, экологические. Школы активно включаются в этот процесс. Кроме этого школы стараются определить и свой статус. Например, 3-я и 22-я школы у нас казачьи. Помимо того, что дети там изучают историю, культуру и быт казаков, эти образовательные учреждения имеют правовые основания принимать помощь от казачьих структур.
— Вы назвали сейчас школу №3. Какова судьба этого учебного учреждения?
— Когда три с половиной года назад я начинал работать в этой должности, третья школа уже представляла одну большую проблему для города. Я разделил бы её на вопрос материально-технической базы и работы коллектива. Что касается коллектива, то он, на сегодня существует в уменьшенном составе. Школа базируется в разных учебных заведениях, что влечёт за собой множество объективных и субъективных проблем. Сметная стоимость ремонта здания школы — это больше сотни миллионов — на сегодня соизмерима со стоимостью строительства двух обычных школ. Именно поэтому так тяжело идёт решение этого вопроса. Город не обладает необходимой суммой (хотя 7 миллионов мы в неё уже вложили) и наш мэр долгое время на всех уровнях добивается выделения средств из областного бюджета для завершения этого объекта. Могу сказать, что на сегодняшний день есть высокая вероятность того, что до нового года будет выделена значительная сумма для укрепления несущих конструкций школы и закрытия так называемого теплового контура. Намечено заложить в областной бюджет будущего года сумму, необходимую для сдачи школы №3 в эксплуатацию к 1 сентября 2005 года. Тогда возникнет необходимость комплектации школы учениками и необходимым штатом учителей.
— Как в новом учебном году будет решаться вопрос с питанием школьников?
— Положительно. Мы разработали муниципальную программу, нашли необходимые средства и с сентября до нового года (там начнётся уже новый бюджет) будем обеспечивать бесплатными обедами детей из социально незащищённых семей. Их 4 тысячи. На каждого ребёнка будет предусмотрена сумма 13 рублей в день
— Эта сумма достаточна?
— Да. Наши партнёры из общепита имеют налаженные каналы с поставщиками продуктов по низким ценам, и умеют готовить вкусно и сытно с минимальным денежными затратами. Я сам бываю во многих школах, смотрю, как и чем детей кормят, и убедился, что это так. Ещё один показатель — сотрудники школ тоже покупают обеды в школьных столовых. Возвращаясь к предыдущему вопросу, могу сказать, что по моему мнению, было бы правильно кормить всех учеников с первого по четвёртый класс, независимо от достатка их семей, но пока мы можем организовать питание только для 4 тысяч малоимущих. С нового бюджетного года, с января, тоже будем решать эту задачу.
— Я знаю, что с нового учебного года в нескольких школах приступят к работе новые руководители.
— За моё время работы в должности начальника управления образования в 15 школах из 25 сменились директора. Это процесс естественный. С первого сентября в школе №6 приступает к работе в должности директора Ольга Петровна Горишняя. Прежде она работала завучем школы №17. В школе №7 тоже новый директор — Лариса Владимировна Каторгина. В 12-й школе должность руководителя пока вакантна. В школе №18 начинает свой первый учебный год в качестве директора Татьяна Семёновна Романенко. В конце прошлого учебного года приняла школу №24 Галина Эдуардовна Пенькова. Новый директор начинает работу и в школе №32 — Сергей Александрович Салтыков. И в вечерней школе №1 новый руководитель — Татьяна Павловна Луговая. В учреждениях дополнительного образования у нас тоже есть новые руководители. Например, в спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва приступает к работе Александр Николаевич Багута. Пока нет руководителя в Доме технического творчества посёлка Донской. Руководители меняются по разным причинам. Но политика управления образования здесь очевидна — ротация кадров даёт возможность для роста молодым специалистам. Назначив человека, мы даём ему возможность и время, чтобы он мог освоить большой объём необходимой для деятельности руководителя информации. Директору надо разбираться в финансах, хозяйственных вопросах, разных сметах, договорах, юридической стороне дела. Обычно мы просим опытного наставника помочь молодому директору освоиться на новой должности.
— А как происходит назначение на должность?
— Всё решается коллегиально. Мы пристально изучаем возможных кандидатов, оцениваем их потенциал, беседуем с ними. Очень заинтересованно относится к личности нового директора образовательного учреждения глава администрации города. Ведь в недавнем прошлом Анатолий Панфилович сам был ректором Военного института связи. Он хорошо знает все проблемы, все стороны, нюансы работы руководителя в системе образования. Должен сказать, что мэр уделяет нашему управлению вообще много внимания. Недавно он лично объехал все детские дошкольные учреждения бывшего Первомайского района. Планирует посетить и детские сады промышленной части города.
— А кстати, что вы можете сказать о готовности школ к началу занятий?
— Объезд школ комиссией у нас в это время традиционен. Могу сказать, что подготовка идёт везде. Запомнилась школа №18. Видно, что новый руководитель правильно ориентирует коллектив. Там даже работник котельной готовится к новому рабочему сезону. Беспокоят школы №7 и 15. Там есть отставание в подготовке к новому учебному году. Правда, коллективы этих школ не виноваты. Там проводятся масштабные ремонты. Осваиваются большие средства. Мы несколько не привыкли к таким объёмам. На школу №7 выделено 2,9 млн. рублей, на 15-ю — 3,3 млн. Ещё большая сумма — 5,5 млн. осваивается в школе №11, но там всё сложилось удачно по срокам. В будущем году будем ставить на капитальный ремонт школу №12. И я для себя уже решил, если выделяются значительные средства, то не следует полагаться только на подрядчика и заказчика. Надо и самим активно включаться в процесс, планировать этапы проведения работ. Я сейчас назвал школы, где идёт освоение больших объёмов, в остальных школах проводятся ремонты текущие. Должен признать большую роль коллективов школ и родителей в подготовке к новому учебному году. Очень хотелось бы сказать: «Помогать нам не надо, справимся сами», но пока, к сожалению, не могу. Могу только поблагодарить за помощь и содействие родительские комитеты. И, конечно, хочу поздравить всех своих коллег, коллективы школ, учреждений дополнительного образования, всех учащихся, особенно тех, кто впервые переступит порог школы, родителей, с наступающим новым учебным годом. Пусть он принесёт побольше хороших оценок школьникам и поменьше огорчений всем нам. Думаю, что позитивные перспективы по улучшению материально-технической и качественной стороны образовательных учреждений Новочеркасска есть. Мы чувствуем помощь и внимание администрации города, мы видим наглядные примеры решения назревших проблем. Конечно, нам всем очень хотелось бы решить их все и сразу, хотя понимаем, что это пока нереально. Но всё равно, думаю, повод для оптимизма у нас есть.
Фото автора
и Н. Склярова.