Сегодня:

Что не удалось Платову, у Волкова получится?

5 августа в Администрации города состоялось заседание градостроительного совета. На нем была «озвучена» новая идея руководства Новочеркасска — строительство в центре города пятизвездочного отеля. Каждой идее кто-то аплодирует, кто-то оппонирует. Корреспондент «ЧЛ» побеседовал с членом градостроительного совета, заслуженным работником культуры РСФСР, искусствоведом В.И. Кулишовым.

— Владимир Иванович! Как вы оцениваете проект?
— Проект, с которым нас познакомили, безусловно, хорош: красивый, грандиозный, масштабный. Мы познакомились не только с документацией, но увидели развертку и даже недоделанный макет. Планируется построить комплекс помещений, включающий 5-звездочный отель, подземный гараж, ресторан, бассейн, примыкающий к нему деловой центр. Я думаю, и Ростов не отказался бы, чтобы его где-то у себя построить. Мэр, выступивший первым на этом заседании, обрисовал преимущества, которые, по его мнению, город должен получить от реализации проекта. Это, во-первых, то, что в Новочеркасск придут такие инвестиции, которых он никогда не видел. А, во-вторых, он может стать центром туризма. К нам, мол, приехать хотят многие, но иностранцы не хотят останавливаться в гостинице «Новочеркасск», которая построена еще в хрущовские времена и даже воды там нет. Новый отель будет соответствовать международным стандартам. И тогда, сказал мэр, туристы повалят к нам отовсюду: поедут не в Турцию отдыхать, а в Новочеркасск.
— Вы всегда ратовали за превращение нашего города в центр туризма. А тут вы, говорят, спорили с мэром. В чем суть разногласий?
— Я начал свое выступление не с обсуждения проекта, а с того, что сказал Волкову: я вас знаю как человека масштабного, мыслящего грандиозными проектами, и поэтому хотел бы отвлечь от уничтожения очередного заповедного участка города. Возьмитесь лучше за то, что в свое время не удалось осуществить де Воллану и Платову. А именно — проведение Дона в его рукав Аксай. Вот тогда бы у нас появилась пристань, появилась бы вода. Потому что ездят в Турцию не только потому, что там сервис великолепный, а потому что там вода есть — море. У нас же этой воды даже на существующую гостиницу не хватает. Вот тогда мы бы могли поспорить с Турцией. Анатолий Панфилович тут же сказал, что он вообще-то подумывал об этом, но больше к этой теме не возвращался. А жаль: город бы лучше сохранился за то время, в течение которого он бы продолжал дело великих предшественников.
— Но вернемся к проекту…
— Гидом по нему выступил архитектор А.А. Тумасов (не знаю, почему, ведь, как было сказано, проектировала и собирается строить турецкая фирма). Так вот Анатолий Алексеевич расписал технические характеристики, архитектуру — что она такая удачная, красивая, современная, прозрачная. Сочетание различных объемов — прямоугольных, башеннообразных, скругленных. Отель будет стоять в парке, а фасадом выходить за Атаманским дворцом. Вот тут-то и начинается самое главное. Благодаря своей высоте и тому, что он огромных размеров, отель вплотную примыкает к Атаманскому дворцу. Очень небольшое расстояние отделяет его от Атаманской улицы. Архитекторы нарисовали развертку, и меня эта развертка, когда я подошел и посмотрел, просто убила. На фоне громадного здания Атаманский дворец смотрится просто пигалицей. Теряется Александровский храм. Разрушается вся парковая структура и ее исторический облик.
— Исторический облик центра Новочеркасска в последние годы и так заметно пострадал. В чем причина?
— В очень странном подходе к истории, к городу как заповедному месту. Бывшую гостиницу — Гранд-отель — превратили в магазин. Зато теперь строим новую. А то, чему положено быть магазином — гостиные ряды — используются под складские помещения воинской части. Где логика? В центре казачьей столицы (Анатолий Панфилович — вы же атаман города!) стоит МакДоналдс — это переступили все русские национальные принципы. Восстановленную гостиницу «Южная» закончили мансардой — «гробницей». Какое отношение такая конструкция имеет к архитектуре казачьего города? Такими вольными решениями нарушен ансамбль площади, которая прямо обращена к памятнику Платову — центру казачьей столицы.
— Все названные вами объекты находятся в охранной зоне Новочеркасска, не правда ли?
— Границы этой зоны: проспект Ермака, улицы Александровская, Пушкинская, проспект Баклановский. По закону об объектах культурного наследия строительство здесь запрещено. Почему управление главного архитектора, областная Инспекция по охране памятников допускают проектирование на этой территории?!
— На градостроительном совете присутствовали сотрудники Инспекции? Каково их мнение?
— Выступала начальник Инспекции Н.И. Лапшина. Она сказала, что я, в принципе, прав: по закону строить в охранной зоне действительно нельзя. Еще она говорила, что в области это действительно единственный такой очаг — историко-культурный, и что новое здание будет мешать Атаманскому дворцу. Требуется, мол, согласование, нужна экспертиза… В общем, все это дело она мягко так на тормозах спустила. Я выступил второй раз: интересно как-то все получается — заповедная зона, запрещено строительство, а у нас идет обсуждение проекта. Областная инспекция мямлит что-то непонятное. Есть закон? Есть. Почему не выполняется? Причем здесь «согласовывать»? Начинать надо с того, как очередное «новшество» изменит исторический облик! И потом — есть же варианты решения!
— И какие они?
— Пожалуйста! Там где сейчас стоит универмаг, снесли одно крыло гостиных рядов. Другое их крыло — уже упомянутые склады. Так вот, крыло здания, где сейчас банк «Дон-инвест» (бывший планетарий), продолжить до красной линии, на которую выходит сохранившаяся часть гостиных рядов. Это метров 20-30, и высотность может быть такая же, как здание Администрации. Вот эта площадь, перед банком — приличное место, что, там нельзя сделать гостиницу европейского уровня? Между старым центром — Атаманский дворец и памятник Платову — и новым центром — Администрация, универмаг. Места достаточно, можно прекрасную гостиницу сделать. И планировка обретет законченность, будет разделено два центра: старый и новый. Был уже такой проект, мы занимались им, когда восстанавливали памятник Платову. Сразу решается две проблемы — не в ущерб одна другой — и гостиницу получаем, и сохраняем исторический облик Новочеркасска. Кстати, на заседании градостроительного совета обсуждался еще один вопрос — пристройка к универмагу. Ростовский архитектор облагородил фасад здания, исходя из технической необходимости. То, что он придумал, я оцениваю очень положительно — эти элементы (оформление портала входа, например) перекликаются с Атаманским дворцом. Прекрасно, ну можно же так делать! Есть еще один вариант выбора места для супер-отеля: на месте МакДоналдса и Аквапарка. Неужели гости города, проживающие в 5-звездочном отеле, пойдут когда-либо в третьесортную автозабегаловку, ведь на Западе такие уже не в моде? Зато в отеле предусмотрен бассейн, ну и стройте его на месте Аква-парка!
— Вам не кажется, что воплощение некоторых городских проектов напоминает бессмертную фразу Черномырдина: «Хотелось как лучше, а получилось как всегда»?
— Действительно, часто грандиозные планы заканчиваются конфузом. Я говорил об этом Анатолию Панфиловичу. Задумка хорошая, но по исполнению, по осуществлению — такие издержки! Стоило ли задумывать! Вот примеры: памятник де Воллану, памятник Платову — 2-й конный, неудачный. Новый дом на углу улиц Горбатой и Атаманской — что из этого получилось! Что за «крокодила» поставили, и сейчас готовится следующий. А что делается за Александровским садом — коттеджи! Иностранцы приедут их смотреть?! Где донская самобытность? С одной стороны, хотим сделать туристический центр, а с другой уничтожаем то, что действительно может вызвать интерес туристов. Верх анекдотизма — улица Горбатая. Сложный рельеф местности не позволил архитектору выдержать идеальную планировку всех улиц. Горбатая (единственная!) оказалась искривленной. Отсюда ее название. Но как навалились на эту улицу! Одно время хотели назвать ее «де Воллана». Ну, грех это! Неужели горбатая, кривая улица — это олицетворение творчества знаменитого градостроителя? Так все равно же умудрились переименовать: дали имя известного генерала-земляка. И теперь знаете, как эту улицу называют? Улица Горбатого Лебедя. Вот чтоб не получилось у нас так с гостиницей…
— Ну, не все ж так безнадежно?
— Надеюсь. После градостроительного совета мы пригласили мэра на открытие выставки художника Александра Редичкина. Анатолий Панфилович отказывался: мне полномочного представителя Президента встречать. Мы ему говорим: художник много для города сделал, ветеран войны. И мэр все-таки приехал, даже грамоту и ценный подарок вручил. И, конечно же, мы там продолжили дискуссию. Снова заговорили про торговые ряды, и Волков заявил, что вопрос по ним мы решим — заберем у военных, отдадим культуре, сделаем там культурный центр. Я же в ответ сказал: хорошо, что мэр повернулся лицом к культуре: начал ездить на открытие выставок; художники не узнали после ремонта обновленный выставочный зал при доме-музее Крылова. Так что, может быть, и останется в Новочеркасске что-то, что будет интересно посмотреть (казачье-самобытное!) жильцам 5-звездочного отеля.

От «ЧЛ». «Лавочка», по своей вредности, конечно же, сомневается еще в одном: а не прогорит ли дорогая гостиница? Будут ли желающие в ней пожить за очень большие деньги? Экономически ли обосновано ее строительство?
И второй вопрос мучит редакцию: действительно, если, по закону, строительство в охранной зоне запрещено, то о чем «казаки гуторят»? Ответьте, пожалуйста, на наши запросы, областная Инспекция по охране памятников истории и культуры и прокуратура Новочеркасска.