Сегодня:

У сложной по конфигурации Троицкой площади есть неофициальное название «Круг». Здесь по кольцу дороги, опоясывающей обширный, густо заросший сквер, почти круглосуточно бегут автомашины. Пять улиц-лучей подпитывают этот поток и одновременно отбирают из него машины, направляющиеся в разные концы города. И так изо дня в день, в любое время года. Кажется это было всегда. А в самом деле?
В 1810 году на огромной, едва обозначенной одноэтажными домишками площади, была построена деревянная церковь в честь Пресвятой Троицы. Площадь стала именоваться Троицкой. Пешие и конные, коляски и телеги пересекали ее в любом, нужном им, направлении.
В 1819 году на углу проспекта Ермака с поворотом на площадь построили капитальные здания войскового арсенала (архитектор Л. Руска, автор первого варианта Вознесенского собора).
В 1856 году деревянную церковь разобрали и на ее месте соорудили пятиглавую каменную. В 1872 г. по проекту архитектора И.Ф. Фомина к ней пристроили высокую трехъярусную колокольню. Историк-краевед О.Н. Лобов сообщил мне интересный факт: в алтарной части этой церкви в 1880 г. была похоронена балерина М.С. Суровцева-Петипа.
Многокупольное белостенное здание Троицой церкви хорошо просматривалось с проспектов Ермака, Троицкого (теперь Баклановский), а также через проем триумфальных ворот при въезде в город по Санкт-Петербургскому проспекту (спуск Герцена). Своим силуэтом церковь должна была перекликаться с Войсковым собором, строившимся по проекту академика И.О. Вальпреде. Однако этому градостроительному замыслу не суждено было состояться.
В 1863 г., перед самым завершением, собор обрушился и к 1882 г. был разобран, а Троицкую церковь через полвека стерла с лица земли стихия воинствующего атеизма. С ее сносом площадь превратилась в пустырь, огромные размеры которого (около 250 метров в поперечнике) подчеркивала малоэтажная застройка. Только в 1909 году, в конце Московской улицы по проекту архитектора С.И. Болдырева построили угловое двухэтажное здание станичного правления, северный фасад которого выходил на площадь.
В 1920 году в Новочеркасске утвердилась советская власть. Пустующую Троицкую площадь по примеру Марсового поля в Петрограде, решили превратить в некрополь жертв революции. в связи с этим ее и бывший Троицкий переулок переименовали в «Жертв революции». Только через много лет, поняв двусмысленность этого названия (жертвами революции были не только красные), слово «жертв» вместе с останками погребенных убрали. Площадь и переулок получили имя «Революции».
В 1931 году на западной стороне площади у начала Спартаковского проспекта (и так назывался нынешний Баклановский) появилось еще одно капитальное здание — учебный корпус мукомольно-элеваторного техникума (ныне механико-технологический колледж). В дворике, обращенном в сторону площади, перед этим конструктивистским зданием многие годы стояла небольшая скульптура, но не бывшего наркома продовольствия А.Д. Цюрупы, имя которого носит учебное заведение , а В.И. Ленина. Убрали ее в 1993 г.
В 1950-е годы южная и юго-западная стороны площади были обстроены многоэтажными жилыми домами с различными встроенными помещениями общественного назначения (детский кинотеатр «Пионер», магазин «Техническая книга», кафе «Дорожное» и др.). Параллельно со строительством этих домов преображалась и сама площадь. На ней был разбит большой сквер, а движение транспорта направили по круговой дороге. Так в обиход новочеркасцев вошло понятие «Круг». В центре сквера поместили фонтан, перенесенный с площади Ермака.
Однако, название площади требовало иного оформления. В связи с этим к 50-летию Октябрьской революции на месте фонтана была сооружена композиция из лежащего черного пластмассового параллелепипеда с барельефными портретами борцов за советскую власть на Дону Ф.Г. Подтелкова и М.В. Кривошлыкова, мелкого (типа плескательного) бассейна и металлического обелиска (фото слева). Увы, творение местного скульптора Б. Кильмаева оказалось очень недолговечным. Пластмасса через несколько лет потрескалась, а бассейн превратился в замусоренную лужу. Решено было все это убрать.
Второго ноября 1974 года на этом же месте в присутствии родственников и сподвижников Подтелкова и Кривошлыкова был открыт новый памятник (авторы — ростовские скульпторы Ю.В. Шубин, В.Д. Батяй и архитектор И.В. Григор). На бетонном, облицованном черными гранитными плитами, пьедестале кубической формы стоят в напряженных позах два революционера. Подтелков левой рукой придерживает рукоять шашки, Кривошлыков стоит на некотором возвышении и правой рукой сжимает древко стилизованного знамени. Скульптурная группа выполнена из бетонных блоков с незачеканенными швами (рис. внизу).
В начале 90-х годов плиты с пьедестала постепенно содрали (власть переменилась!), но скульптуру не тронули. Позже, по настоянию членов КПРФ, пьедестал примитивно оштукатурили. В таком виде памятник пребывает по сей день.
Этот монумент, видимо, должен был восполнить утраченный композиционный центр площади, каким была Троицкая церковь. Не получилось. Разросшиеся деревья сквера окончательно скрыли его и теперь он воспринимается только с близкого расстояния. А вблизи эта бетонная махина производит малоприятное впечатление, особенно в сочетании с раскровшимися плитами площадки, в центре которой стоит памятник. Вроде бы не окраина города, но благоустроительные заботы администрации сюда не доходят.
… За последние сорок с лишним лет по периметру площади ничего не строили. Давняя идея акцентировать въезд на площадь со стороны спуска Герцена 9-этажными башенными домами осталаись не реализованной. Если что и изменилось, так это назначение встроенных помещений. Где был кинотеатр «Пионер», теперь глухо закрытые окна и дверь бывшего Новочеркасского городского банка; в помещениях кафе «Дорожное» разместились кассы аэрофлота и магазины «Продукты» и «Астра»; в бывшем магазине «Техническая книга» после капитального евроремонта скоро откроется еще один магазин (не книжный, естественно).
А в потоке машин, бегущих по кругу, все больше иномарок.