Сегодня:

«Ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи!» – восклицал классик. Живи Александр Сергеевич в наши дни, в этот список наверняка попала бесчисленная и бесполезная флора, заполоняющая все что можно. Сорняки и амброзия или, как их называют официально, сорная и карантинная растительность, отравляют нам жизнь каждое лето – и нынешнее не стало исключением. Итак, как проходит в Новочеркасске борьба с нежелательными «зелеными насаждениями»?

Покос вредной зелени – дело, как обычно, всеобщее. С одной стороны, борьбой с амброзией и сорняками занимаются подрядные организации департамента городского хозяйства: МУП «Алтай» убирает места «общегородского» пользования, а МУП «Жилремонт» и МУП «Октябрьский» – территорию при многоэтажных домах. С другой стороны, руководители предприятий, организаций и владельцы частных домовладений должны самостоятельно наводить порядок на территории, прилегающей к их собственности. Однако на практике обязанности свои выполняют далеко не все.
По словам Аллы Приймак, начальника отдела по благоустройству ДГХ, постоянно возникают проблемы с владельцами частных домовладений. «Летом они обязаны скашивать сорную карантинную растительность до созревания семян, – говорит Алла Владимировна, – но, увы… Конечно, есть дома, возле которых растут цветы – правда, их очень немного, есть участки, где хотя бы выкошены сорняки и амброзия. Но возле большинства частных домов вредная трава вымахала по пояс. То же самое – с дачами и садовыми участками. В результате приходится давить на людей, либо взывая к гражданскому самосознанию, либо грозя штрафными санкциями». Еще одна проблема – строящиеся дома. Раз застройщики ведут работы на вверенной территории, значит и бороться с зеленым врагом полагается им. Но нет, на кучах грунта – неизменных спутниках любой стройки – вовсю растет разнообразная трава. «Это ведь очень серьезный вопрос, – говорит А. Приймак. – Пыльца карантинных растений, таких, как амброзия, вызывает аллергию, приступы бронхиальной астмы, и представляет опасность для здоровья горожан. Поэтому делаем нерадивым домовладельцам и руководителям предприятий и организаций соответствующие предписания. В случае их неисполнения мы будем составлять протоколы, рассматривать их на административной комиссии, штрафовать, в конце концов». «Распоряжение мэра «Об организации карантинных мероприятий на территории города» под роспись выдано руководителям всех предприятий, – замечает Николай Черников, начальник административно-коммунальной инспекции при департаменте городского хозяйства. – Мы следим за тем, как это распоряжение выполняется, и принимаем соответствующие меры. Стараемся обходиться малой кровью – предписаниями, но иногда вынуждены прибегать к штрафным санкциям. Есть и злостные нарушители. Практически все знают, что закрепленную территорию нужно приводить в порядок, но все равно нужно приходить, напоминать, требовать». Кстати, за злостное отлынивание от борьбы с сорной и карантинной растительностью граждане рискуют заплатить от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, должностные лица – от пяти до пятидесяти МРОТ, юридические лица – от пятидесяти до ста МРОТ.
Впрочем, не одними штрафниками жива сорная и карантинная растительность. Хотя в департаменте городского хозяйства нас заверили, что подрядные организации не просто скашивают вредную флору, но делают это уже в пятый раз, реальные виды города пока еще далеки от идиллии. Следы работы ДГХ безусловно видны, однако отдельно взятые территории так и остаются в первозданно-зеленом виде. Например, в центре города, на улице Атаманской, почти идеальная аллея с подстриженными кустиками и скошенной травой мирно соседствует с буйными зарослями сорняков, в изобилии произрастающими возле одного из многоэтажных домов. Особенно рады этому обстоятельству жильцы-аллергики, чьи окна выходят на клумбу амброзии: им, в отличие от героев известной песни, трава у дома не только снится, но еще и видится, чувствуется и обоняется… Понятно, что со зловредной растительностью страдальцы борются сами, но вопрос, чем в это время занимается домоуправление, представляет для них академический интерес.
Аналогичную картину можно увидеть и в микрорайоне Соцгород. Карантинные работы там действительно ведутся вовсю – однако же не всегда с толком. Вот как описывает сложившуюся ситуацию наш читатель – житель ул. Свободы: «У нас возле дома опять выкосили траву, в том числе, и стелющуюся. Я выращивал под окном малину – выкосили. Сажал цветы – выкосили. А возле бывшего кинотеатра «Октябрь» покосили только часть травы, хотя рядом бушует амброзия». Письмо датировано десятым июня. За прошедший месяц принципиальных изменений не произошло, и заросли амброзии по колено вышиной заполонили не только задворки бывшего храма кинематографа, но и весь прилегающий скверик. Заметьте, именно через этот сквер ежедневно ходят на работу и домой многие жители микрорайона, в нем гуляют местные пенсионеры, мамы с детьми и студенты расположенного неподалеку промышленно-гуманитарного колледжа. Маловероятно, что эти люди поблагодарят ДГХ за заботу о своем здоровье – даже если на всей остальной территории Соцгорода не останется ни одной аллергенной травинки.
Тот факт, что совершенства в жизни нет, подметил еще Лис в «Маленьком принце». Наверное, поставить точку в разговоре об амброзии и сорняках нельзя будет никогда: так уж вышло, что единожды скошенная трава непременно вырастет вновь. И все же очень хочется, чтобы очередное «лето красное» принесло как можно меньше неудобств и неприятностей. Идеал не так уж недосягаем, и для того, чтобы избавиться от сорной и карантинной растительности ответственным лицам нужно всего лишь объединить свои усилия. И если подрядные организации чуть более пристально оглядят свои владения, а частные, должностные и юридические лица начнут-таки выпалывать гнусную растительность, не дожидаясь штрафных санкций, жизнь очень многих горожан изменится к лучшему.

Фото Н. Склярова.
row['name']