Сегодня: 18 апреля 6028, Вторник

Город Новочеркасск — один из самых загрязненных и экологически неблагоприятных городов не только в Ростовской области, но и в Северо-Кавказском регионе.
В 1993 г. приказом министра охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ № 100 от 25.09.93 г. г Новочеркасск был включен в перечень экологически неблагополучных территорий для проведения апробации «Критерии оценки экологической обстановки территорий для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия». Работа по апробации «Критериев…» была выполнена в соответствии с заданием 6.8.22 Федеральной целевой программы «Экологическая безопасность России» (1993-1995гг.) и по программе, утвержденной Минприродой РФ.
Полученные и проанализированные в соответствии с «Критериями…» результаты многолетних исследований экологической обстановки г. Новочеркасска показали, что высокий уровень техногенной нагрузки, обусловивший загрязнение объектов окружающей природной среды и питьевой воды, привели к катастрофическому ухудшению здоровья населения, особенно его детской части. Стало очевидным, что территория г. Новочеркасска по основным показателям «Критериев…» может быть отнесена к зоне чрезвычайной экологической ситуации, а по ряду показателей — к зоне экологического бедствия.
В итоге в 1999 г. руководством города обобщающие материалы по оценке состояния окружающей природной среды и здоровья населения и разработанный проект Федеральной целевой программы «Неотложные мероприятия по выводу г. Новочеркасска Ростовской области из состояния чрезвычайной экологической ситуации» были представлены на рассмотрение государственной экологической экспертизы.
Весь комплект документов, обосновывающих экологическое неблагополучие г. Новочеркасска, и проект Федеральной целевой программы «Неотложные мероприятия по выводу г. Новочеркасска Ростовской области из состояния чрезвычайной экологической ситуации» был рассмотрен и одобрен Ростовским областным комитетом по охране окружающей природной среды, областной экологической экспертизой, министерством здравоохранения Ростовской области, главными врачами — специалистами Ростовской области (онкологом, терапевтом, педиатром). Центром госсанэпиднадзора по Ростовской области, и, в заключение — Правительством Ростовской области.
Государственная экологическая экспертиза в своем заключении от 22.02.2000 г. пришла к выводу, что «территория г.Новочеркасска по состоянию здоровья населения, питьевого водоснабжения, загрязнению атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв, а также по подтоплению селитебной и промышленной застройки, вызывающей деградацию наземных экосистем, в соответствии со ст.58 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» может быть отнесена к зоне чрезвычайной экологической ситуации».
Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по г.Новочеркасску было утверждено приказом Госкомитета по охране окружающей среды №130 от 03.03.2000 г.
Отсутствие механизма реализации ст.58 прежнего Закона РФ «Об охране окружающей среды» и Закона РФ «О статусе зон экологического неблагополучия» сопровождалось требованиями Ростовского областного комитета по охране окружающей среды, Министерства финансов Правительства Ростовской области и отраслевых министерств многократной переработки проекта Программы. В конечном итоге, стремясь к реализации проекта Программы, администрация г.Новочеркасска обратилась в Правительство Ростовской области с ходатайством придать Программе статус региональной.
Правительство Ростовской области 30 07.2001 г. рассмотрело и одобрило своим решением №48 проект региональной программы «Экологическое оздоровление территории и населения г.Новочеркасска Ростовской области на 2002-2010 годы». По составу мероприятий программа осталась прежней, изменился ее статус и сроки выполнения мероприятий, включенных в программу. Однако до настоящего времени Правительство Ростовской области так и не представило Программу на утверждение в Законодательное собрание области
Негативную роль в решении проблемы финансового обеспечения реализации мероприятий Программы сыграла также отмена платежей за загрязнение окружающей среды со II полугодия 2002 года. В связи с отсутствием платежей за загрязнение окружающей среды и, соответственно, финансирования Программы из средств областного бюджета, основной акцент был сделан нами на реализацию мероприятий за счет средств предприятий города.
В целом предприятиями города на решение экологических проблем израсходовано в 2001 году — 32 млн. рублей, 2002 г. — 67 млн. рублей, 2003 г. — более 100 млн. рублей. Наиболее активно в этом плане работали ОАО “НчГРЭС” (в 2003 году затраты составили более 70 млн. рублей), ОАО “НЭЗ” (в 2003 году затраты составили более 10 млн. рублей). К сожалению, ввиду финансовых осложнений практически не вели серьезную работу в этом направлении 000 “ПК“НЭВЗ”, ОАО “НЗСП”, 000 фирмы “Актис” и “Эскорт”.
Сектором охраны природы и экологии Администрации города в 2001-2003 г.г. привлечены областные инвестиции на решение экологических проблем:
— строительство II нитки канализационного коллектора с дюкером через р. Тузлов от ГКНС б. Первомайского района до канализационных очистных сооружений НЗСП — 11,5 млн. рублей;
— разработка проекта понижения грунтовых вод в м. Новоселовка — 1,2 млн. рублей;
— озеленение центральной части города — 1,5 млн. рублей;
— перевод работы городских водоочистных сооружений (БОС — 1) на работу с новым коагулянтом (оксихлорид алюминия) — 0,7 млн. рублей;
— ежегодный мониторинг окружающей среды (вода, воздух, почва) — 1,5 млн. рублей;
— экологическое образование детей и школьников — 0,7 млн рублей. Из средств местного бюджета на озеленение, водоснабжение и благоустройство за этот период было затрачено более 100 млн. рублей. На строительство мусоросортировочной станции и полигона ТБО израсходовано более 18 млн. рублей, а всего будет освоено 48 млн. рублей
Вся работа по ведению мониторинга финансировалась городом за счет внебюджетного экологического фонда. К сожалению, с 2001 года внебюджетные экофонды были упразднены по решению федеральных властей. Город лишился возможности самостоятельно финансировать работы по ведению мониторинга. Сектору охраны природы и экологии удалось решить вопрос с областным Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов о финансировании работ по ведению мониторинга за счет средств областного бюджета. В результате проведенного конкурса право на ведение мониторинга завоевало МП “Прогресс”, которое на самом высоком уровне вело мониторинг окружающей среды в 2001-2002 г.г. Однако, как было уже отмечено выше, в связи с отменой платежей за загрязнение окружающей среды со II полугодия 2002 года, финансирование данных работ областным Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов было прекращено. Изыскать необходимые средства (около 1 млн. рублей) на ведение мониторинга в местном бюджете к сожалению оказалось невозможно. По этой причине мониторинг практически не ведется со 2-ой половины 2003 года.
В ходе подготовки Программы “Оздоровление территории и населения города Новочеркасска 2002-2010 г.г.” было проведено обследование состояния зеленого фонда города. Оно показало, что площадь озелененных территорий занимает 22% от общей площади городских земель. Количество зеленых насаждений на одного жителя г. Новочеркасска составляет 12,2 кв. м, что на 3,8 кв. м меньше установленных нормативов. Город не имеет территориального развития, и его деятельная составляющая сконцентрирована на малой площади (55,6 кв. км), состоящей из селитебной и промышленной застройки. Земли этой территории испытывают постоянный техногенный стресс, вызывающий изменение содержания химического состава веществ в компонентах экологической системы.
Проведенная инвентаризация зеленых насаждений показала, что большая часть деревьев (клен, вяз, ясень, акация белая, тополь, плодовые деревья) не отвечает санитарным требованиям;
имеются усыхающие и перестойные деревья, площадей и газонов явно недостаточно, а их состояние неудовлетворительно. Работу по восстановлению и обустройству городских газонов необходимо выполнить на участках, составляющих около 80% общей территории.
Поэтому была проведена огромная работа, в первую очередь, по вырубке сухостойных, больных деревьев, обрезке сухих веток. Параллельно идет высадка зеленых насаждений по откорректированным проектам озеленения города, разработанным Академией коммунального хозяйства в 90-ых годах. Так, только в текущем году высажено 2,5 тыс. деревьев, 60 тыс. рассады однолетних цветов, высеяно 2,0 т семян газонной травы.
Всего за 2001-2004 годы на озеленение из городского бюджета было затрачено более 15 млн.рублей.
Сектор охраны природы и экологии всегда был и остается открыт для всех СМИ города, из своей работы мы не делаем секретов. Но необходимо отметить, что нашей работой и состоянием дел в основном интересуется только 5-ый канал (Коротких Татьяна) и 21-ый канал. Газеты особого интереса не проявляют, поэтому если появляются публикации, то по нашей, в основном, инициативе. Конечно же, на мой взгляд, проблемы экологии очень слабо освещаются на страницах наших местных газет, но это в первую очередь, зависит от желания самих СМИ освещать данную тему, мы же к диалогу всегда готовы.