Сегодня:

«Его вдохновенное искусство — яркий алмаз в сокровищнице русской живописи, а сам художник — чудесный поэт русской природы».
А. Серафимович.

В 1911 году И.Е. Репин прислал в С.-Петербург из Рима письмо. Оно было адресовано нашему земляку художнику-пейзажисту Дубовскому и содержало восторженный отзыв о его картине «Родина»: «Ах, какая это вещь! — писал Илья Ефимович. — Лучший пейзаж всей выставки всемирной римской. Вас Николай Никанорович, я особенно поздравляю: еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны — оригинальная, живая и красивейшая картина!!!».
На Всемирную выставку в Рим картина Дубовского, в числе лучших произведений русской пейзажной живописи, была направлена из музея Академии художеств, который приобрел ее на 33-й передвижной художественной выставке 1905 года. А закончил Дубовской эту монументальную вещь ровно сто лет назад — в 1904 году.
Необъятную ширь земли передал художник на полотне размером 167х275 сантиметров. Пейзаж изображен с высоты птичьего полета. Равнинная, прорезанная оврагами местность, характерная для многих районов России, разворачивается по ширине и в глубь картины, чему особенно способствуют темные полосы вспаханной земли. Тяжелые облака плывут по небу. Глубокие тени от них подчеркивают интенсивное горение красок в местах, освещенных солнцем. В полосе света находится почти весь дальний план, в т.ч. и деревенька с хатами, крытыми соломой, и церковью. Отдельные светлые пятна как бы перемещаются по полю, озаряя участки зелени, пашни, а также часть переднего плана с шестеркой волов и их погонщиком. Перед нами сама действительность, превращенная художником в глубокий и значительный образ Родины.
Судить о художественных достоинствах картины, к сожалению, приходится со слов очевидцев да рассматривая ее цветные репродукции. Дело в том, что ее подлинник с 1925 года находится в Омском областном музее изобразительных искусств. В Музее истории донского казачества экспонируется вариант картины «Родина», написанный в 1906 году. В статье «Рок непризнания. О судьбе творческого наследия художника Н.Н. Дубовского» («Донская речь», 1994) искусствовед В.И. Кулишов писал: «Ныне произведения Дубовского выявлены более чем в 70 музеях».
Естественно, что в периферийных музеях, кроме нашего, Дубовской представлен одной-двумя работами. Мне довелось видеть его пейзажи в Туркменском музее изобразительных искусств («Ранняя весна»), в Саратовском художественном музее («После грозы»), в музее Ростовского кремля («Ладожское озеро»). Искусствовед делает вывод: «… наследие Дубовского в результате этого (рассредоточения — Р.В.) оказалось выключенным из художественного процесса». Приведу довольно красноречивый тому пример.
В 1986 году издательство «Советская энциклопедия» выпустило солидный двухтомник «Популярная художественная энциклопедия» (тираж 200 тыс. экземпляров). О Дубовском в ней сказано предельно кратко (всего три десятка слов), названы лишь две его работы («Притихло» и «Родина») и не приведено ни одной репродукции. В то же время о Левитане там написано в шесть раз больше и текст проиллюстрирован двумя репродукциями его картин: «Март» (черно-белая) и «Вечерний звон» (цветная).
Может быть все было бы иначе, если бы в свое время осуществилась мечта Н.Н. Дубовского основать в родном Новочеркасске (здесь он родился) художественный музей. Для него академик живописи намерен был передать большую коллекцию собственных картин и этюдов и произведений художников-передвижников, собранную им для этой цели. Через 33 года завещанная городу Дубовским художественная коллекция была привезена из Ленинграда и временно (до постройки специального или приспособления подходящего для художественного музея здания) помещена в Музее истории донского казачества. Это «временно» длится уже 58 лет, а художественного музея как не было, так и нет. В МИДК же экспонируется лишь малая часть произведений Дубовского, остальное скрыто в фондах музея.
За эти годы предлагались разные, порой вполне приемлемые варианты помещений для художественного музея, который по предложению Академии художеств СССР должен был носить имя Дубовского, но каждый раз что-то мешало разрешить эту проблему. Тут надо иметь в виду, что наш город располагает большим количеством художественных произведений еще ряда крупных художников (И.И. Крылова, М.Б. Грекова, Н.В. Овечкина и др.), также мало доступных зрителю.
Возможность организации художественного музея, как художественного отдела МИДК, долгое время связывали с передачей ему Атаманского дворца. В 2001 году передача дворца свершилась, но под художественный музей его не отдали. Был намечен новый объект — здание бывшей Мариинской женской гимназии (сейчас это учебный корпус аграрного техникума). Министерство сельского хозяйства, которому принадлежит это здание, категорически возражает против передачи его в муниципальную собственность. Тем не менее совсем недавно мэр города объявил о возрождении прежнего учебного заведения (женской гимназии) в том самом здании на улице Атаманской, 40. Рухнула еще одна надежда общественности на организацию в городе художественного музея.