Сегодня: 19 апреля 5684, Среда

Край судна контрастирует с дорожкой отраженного света от солнца на одной поверхности. В новочеркасском варианте — —иное решение композиции. Берег не показан, лодка отдалена вглубь пространства, небо сложнее по цвету и менее плоскостно чем, в первоначальном варианте, но диагональный ритм движения облаков сохранен. Общий строй композиции нарушается силуэтным пятном парусного баркаса на дальнем плане, слева на картинной плоскости. Сам мотив упрощен. Динамика перенесена на уже почти ночное небо. Вверху, на холодном зелено-голубом фоне, представлены взаимодействия различных объемов и форм облаков при сложном вечернем освещении. Ранее написанный «Закат солнца» прозрачнее и светлее по общему тону.

В новочеркасской работе, главным образом, отражено стремление передать эффект освещения предвечерним солнцем, но теряется обобщенность образа. Несколько мрачновата она по цвету, а его интенсивность и соотношения определяют эмоциональное состояние. Картина «Закат» интересна и значительна по своему сюжету, но уступает по выразительности ранее созданному варианту.
В 1913 г. на Международной выставке за картину «Перед грозой» Дубовскому присуждается золотая медаль. Художник интенсивно повышает свое мастерство, много путешествуя не только по России, но и по европейским странам. Он осуществляет творческие командировки в Венецию, Рим, Неаполь, Париж, Нюрнберг, Швейцарию. Знакомство с известнейшими образцами искусства и архитектуры, природой этих стран не только обогатили опыт художника, но и наполнили, обобщили его представления о культуре в целом, достижениях предшественников и современников пейзажиста. Бесспорно, изучение классического искусства Италии, Франции повлияло на творчество Дубовского.
В лучших традициях Калама и Коха исполнен пейзаж «Альпы» (1894 г.). Здесь художник создает выразительный, обобщенный пейзажный образ, изображая определенный мотив, непосредственно увиденный и прочувствованный на пленэре. Влияние швейцарской, мюнхенской, дюссельдорфской школы живописи заметно в этом произведении. Сама тема вида гор предполагает эпичность. Дубовской противопоставляет величину горной вершины крохотным домикам и лоскуткам полей в долине. Масштаб человека и этой громады с бездной несоизмерим, его изображение просто теряется в окружающей среде. Как раз в данной работе внимание художника к деталям помогает создать образ величия природы. Скрупулезно выписанный передний план с редким лесом предгорья — камни, изогнутые деревца, сосны — сопоставляется с широкой локальной плоскостью самой горы. Художник идет от частных подробностей к общему. Удачно выбрано композиционное решение. Оно разделено четко на три плана.
Передний – каменистая, рельефная гора, второй – долина с зеленым предгорком, а третий – вершина.
Картина отличается богатством колорита, переходов от теплых охристых зеленых цветов – к сине-голубому и белым цветам.
Монументальность – одно из свойств этого произведения. Захватывающая пространственность, необъятность, воздушная среда блестяще переданы в этом полотне.
Довольно часто, исследователи творчества Дубовского, давая обобщенные характеристики его деятельности, связывали имя художника с романтизмом.
Не всегда оправданно применение этого термина к творчеству Дубовского. Если художник изобразил горы, радугу, переходные явления в природе — это еще не означает возрождение романтизма.
Дубовской скорее восхищается природой, радуется единению её с человеком.
Любопытна история о том, как попала картина «Родина» в Новочеркасск. Сотрудники музея часто рассказывают этот эпизод. «…Приятным сюрпризом для музея стал еще один подарок. В 1970 г. сотрудники Музея истории донского казачества получили письмо от Сказкиной Лидии Алексеевны, проживающей в г. Ленинграде. В нем она сообщала о желании мужа передать в дар музею вариант известнейшей картины Н.Н. Дубовского «Родина».
Федор Данилович Сказкин – казак, окончил Новочеркасский институт сельского хозяйства и мелиорации, до 1930 г. работал в нем научным сотрудником. В 1931 г. приглашен для работы во Всесоюзный институт растениеводства, в 1950 г. избран действительным членом Академии Педагогических Наук РСФСР. Эту картину приобрел в 1949 г. в комиссионном магазине г. Ленинграда.
Доставить картину в музей была командирована главный хранитель Н.В. Шмойлова. Упаковывать произведение ей помогал сотрудник Эрмитажа. Отправлять картину пришлось как ручную кладь поездом, но при посадке в вагон проводники отказались принять такой крупногабаритный «багаж». Только авторитет сотрудника Эрмитажа, его заверение о ценности данного груза, заставили их поменять решение. Картину с трудом разместили на третьей полке. Однако закрепить ее не удалось, поэтому Надежда Васильевна всю дорогу поддерживала картину за край, одновременно охраняя ее», – пишет В. Науменко.
Николай Никанорович Дубовской неразрывно был связан с родным краем. Благодаря ему на Дону проходят «параллельные передвижные» выставки. Посетив одну из таких выставок, Минченков решает посвятить свою жизнь искусству и поступает в Московское училище ваяния и зодчества. Совместно с И.И.Крыловым пейзажист пытается создать в Новочеркасске картинную галерею. Не одно поколение начинающих донских художников, глядя на полотна земляка, приобщилось к высокому искусству и посвятило жизнь творческой деятельности.