Сегодня: 19 апреля 4014, Суббота

Признаемся, опубликовав в свое время первую статью о В.Е. Шукшунове, мы не рассчитывали, что она будет иметь объемное продолжение, вызовет большой читательский интерес. Мы полагали, что данные материалы интересны не всем, поскольку касаются только части горожан – политехников. Оказалось, мы не правы. Новочеркасцев волновали как предвыборные (в Госдуму) баталии с участием мэра и президента ЮРГТУ, так и перегороженная улица Просвещения с теми же фигурантами.
Поэтому мы продолжаем публикации о многогранной деятельности В.Е. Шукшунова. И – в любой момент! – готовы предоставить Валентину Ефимовичу право на ответ в нашей газете.

В статье «Человек-легенда, или опыты одного руководителя» было рассказано об энергичной деятельности В.Е. Шукшунова на поприще создания новых организаций. Дополним этот рассказ информацией о не менее энергичной деятельности В.Е. Шукшунова по совершенствованию структуры управления ЮРГТУ. В результате этой деятельности родилась и была реализована кардинальная идея совершенствования управления ЮРГТУ по схеме «президент — ректор», в которой, по словам В.Е. Шукшунова, «президент является носителем высшей административной власти, а подчиненный ему ректор — исполнителем власти президента». Необходимость реорганизации управления университетом В.Е. Шукшунов обосновывает тем, что в новых условиях «рядом с ректором должен быть человек, который в силу опыта и знаний, положения в обществе мог бы заниматься стратегическими вопросами развития вуза». Очевидно, В.Е. Шукшунов со свойственной ему скромностью считает, что ректору заниматься подобными вопросами не по плечу, и только он сам может решить эти задачи.

30 сентября 1998 года ректором ЮРГТУ был избран Л.С. Лунин и утвержден в этой должности приказом Министра от 23 ноября 1998 года с 1 декабря 1998 года. Наиболее кардинальной идеей его программы, по информации еженедельника «21 канал», явилась реорганизация структуры управления университетом и введение президентского правления в соответствии с концепцией развития вуза, предложенной В.Е. Шукшуновым. Следуя этой концепции, уставом ЮРГТУ были введена должность президента, который избирается конференцией университета и утверждается в должности также, как и ректор, Министерством образования.
17 февраля 1999 года В.Е. Шукшунов на конференции коллектива ЮРГТУ был избран президентом университета. Однако, как это ни покажется странным тем, кто имеет слабое представление о выдающихся организаторских способностях В.Е. Шукшунова, приказа Министерства об утверждении его в должности президента не последовало. Думается, что это объясняется двумя основными причинами.

Первая причина связана с тем, что в соответствии с новым уставом, хотя в нем В.Е. Шукшунову и не удалось полностью реализовывать свою концепцию двухуровневого — президент-ректор — управления университетом, но все-таки указано, что президент «совместно с ректором формирует состав ректората и руководителей структурных подразделений, определяет полномочия руководящего состава университета; наряду с ректором представляет университет в Минобразования России, во всех отечественных и зарубежных организациях, учреждениях, предприятиях». Указанные формулировки в уставе позволяют сделать вывод, что в ЮРГТУ функционирует два первых лица, а в соответствии с законом об образовании в государственном образовательном учреждении может быть только одно первое лицо. В то же время ряд функций президента, оговоренных в уставе, позволяет считать президента первым лицом. К таким функциям относится организация разработки стратегии и приоритетных направлений развития ЮРГТУ, ведение заседаний ученого совета при отчетах ректора и рассмотрении жалоб на ректорат. Чтобы окончательно запутать вопрос о первом лице в ЮРГТУ, устав предусматривает, что президент по должности является заместителем председателя ученого совета университета. Естественно, что утвердив подобный устав, Минобразования РФ и встало перед проблемой утверждения в должности двух первых лиц в ЮРГТУ, и инициативы в утверждении в должности президента В.Е. Шукшунова не проявляло.

Вторая причина отсутствия приказа об утверждении в должности президента, видимо, объясняется тем, что в то время и сам В.Е. Шукшунов не был заинтересован в выходе этого приказа, поскольку перед ним стояла совсем другая задача. Дело в том, что его основным местом работы в 1999 году была Государственная Дума РФ, где он занимал должность советника Председателя Государственной Думы. Это позволило ему 9 сентября 1999 года получить квалификационный разряд действительного государственного советника Российской Федерации 2 класса. Здесь следует отметить, что в соответствии с законом такая квалификация присваивается лицам, которые одновременно с государственной службой не занимают руководящие должности в коммерческих структурах, а В.Е. Шукшунов уже в то время и по сей день является руководителем двух коммерческих организаций — двух центров тренажеростроения, в одном из которых он единственный собственник. В.Е. Шукшунов сумел успешно преодолеть это препятствие, в очередной раз проявив свой недюжинный талант организатора науки.
Что касается должности президента ЮРГТУ, то В.Е. Шукшунов занимал ее более четырех лет, не будучи юридически оформленным в этой должности, фактически представляясь всем как президент, а Минобразования делало вид, что не замечает этого. Подобные действия В.Е. Шукшунова безусловно характеризуют его как выдающегося руководителя.

Однако во второй половине 2003 года ситуация коренным образом изменилась для В.Е. Шукшунова, поскольку он решил принять участие в избирательной кампании по выборам в Государственную Думу. Поэтому в преддверии этой кампании 5 сентября 2003 года вышел приказ Министра об утверждении В.Е. Шукшунова в должности президента ЮРГТУ уже по итогам повторных выборов президента и ректора на конференции коллектива вуза 1 июля 2003 года. Аналогичный приказ об утверждении ректора ЮРГТУ на очередной пятилетний срок вышел 19 ноября 2003 года. В трудовой книжке В.Е. Шукшунова записано, что он принят на должность президента 9 сентября 2003 года.

Заняв официально должность руководителя государственного образовательного учреждения, В.Е. Шукшунов в избирательной кампании смог отнести себя к работникам высшей школы. Хотя и в этом случае, как в некоторых ранее рассмотренных эпизодах его организаторской деятельности, В.Е. Шукшунов вынужден был нарушить закон об образовании, запрещающий руководителям государственных образовательных учреждений совмещать эту должность с другими руководящими должностями, в том числе и в коммерческих организациях.
Разъясняя позицию Министерства образования по данному вопросу, начальник управления высшего профессионального образования пишет, что уставами может быть предусмотрено как создание попечительских советов, так и введение должности президента университета, выполняющего функции председателя попечительского совета, решения которого носят рекомендательный характер. В такой постановке введенная структура, безусловно, может быть отнесена к органам самоуправления. Но президент уставом ЮРГТУ наделяется еще целым рядом функций кроме указанной выше функции председателя попечительского совета. В частности, президент в соответствии с уставом может представлять университет во всех отечественных и зарубежных организациях, учреждениях, предприятиях, что напрямую дублирует функции первого лица и не может осуществляться органом самоуправления вуза, каковым по утверждению начальника управления является президент. Такая функция президента, как организация разработки стратегии и приоритетных направлений развития ЮРГТУ, не может быть реализована без непосредственного управления вузом, которое в соответствии с уставом реализует ректор. Все это говорит о том, что утвержденный устаа не соответствует Российскому законодательству, не обеспечивает единоначалия в вузе. Такой вывод подтверждает также утверждение в должности и президента и ректора приказами министра.
Сам В.Е. Шукшунов активно формирует в прессе представление о том, что он является первым лицом ЮРГТУ. Так, в газете «Новочеркасские ведомости» за 7-13 апреля 2004 года, в ответах на заданные ему вопросы он дает оценки деятельности проректоров, говорит о своих поручениях отдельным из них. Посещения В.Е. Шукшуновым Новочеркасска зачастую рассматриваются как события общегородского масштаба и сопровождаются соответствующими публикациями в городской прессе. В то же время в Министерстве считают, что В.Е. Шукшунов не является руководителем государственного образовательного учреждения и на него не распространяются ограничения, связанные с запретом занимать руководящие должности в других организациях, что, как видно из приведенных выше данных, не соответствует утвержденному уставу.

Таким образом, по мнению Министерства образования, никакого президентского правления и двухуровневой структуры управления, которую с помощью В.Е. Шукшунова так широко рекламировала пресса Новочеркасска, в ЮРГТУ нет, а имеется орган самоуправления «Попечительский совет», решения которого имеют рекомендательный характер, а его председателем является президент ЮРГТУ.
По поводу возможности руководящих работников ЮРГТУ совмещать свою основную работу с коммерческой деятельностью ректор ЮРГТУ высказывается следующим образом: «Все проректора не могут заниматься коммерческой деятельностью, например, иметь собственные частные предприятия. Решился занять эту должность — выбирай. Ведь и ректор и проректоры имеют большую власть, практически находятся на госслужбе, и чтобы исключить злоупотребления этой властью, логично поставить это ограничение». Здесь ректор не упоминает президента ЮРГТУ, очевидно считая, что либо президент, имеющий право представлять ЮРГТУ во всех организациях и давать поручения проректорам, обладает меньшей властью, чем любой из проректоров, либо, учитывая выдающиеся организационные способности В.Е. Шукшунова, считает, что ему позволено то, что не позволяется другим.
В последнее время в деятельности В.Е. Шукшунова на государственной службе наметилась тенденция расширения сферы приложения его усилий и интеллекта. Так, В.Е. Шукшунов решил, что для Новочеркасска было бы весьма полезно получить статус наукограда, и работа закипела. Как пишет газета «Новочеркасские ведомости», городскую рабочую группу по подготовке возглавил сам В. Шукшунов, что, конечно, является большой честью для города, а аналогичную группу в ЮРГТУ — его проректор А. Павленко. Следует заметить, что выражение «его проректор» означает не проректор ректора, а проректор президента. Жаль, что в русском языке нет слова пропрезидент. Тогда проректоров ЮРГТУ можно было бы превратить в пропрезидентов и поставить все на свои места. А совсем недавно В.Е. Шукшунова посетила даже может быть еще более замечательная идея создания пешеходной зоны за счет закрытия проезда по ул. Просвещения по стороне, прилегающей к зданию ЮРГТУ. Мэр Новочеркасска своим постановлением воплотил эту идею в жизнь, но, к сожалению, часть граждан не поняла высокого полета мысли президента и, очевидно, под их влиянием реализация этой замечательной идеи была остановлена. Думается, что В.Е. Шукшунов возместит городу понесенные материальные потери.
Приведенные примеры деятельности В.Е. Шукшунова в интересах города свидетельствуют о том, что он и в дальнейшем намерен заниматься не только делами ЮРГТУ, но и делами города, так что и жителей Новочеркасска ждут грандиозные свершения.