Сегодня:

Вряд ли кто из наших читателей не следит за историей с «ЮКОСом», судьбой Михаила Ходорковского и других владельцев компании. Впрочем, на виду и слуху сейчас чисто уголовный аспект происходящего. Между тем, в основе — дела налоговые. И точку должен поставить не только суд общей юрисдикции, постановив свой приговор, но и арбитражный суд, в который обратились как налоговики, так и сама компания «ЮКОС». МНС (Министерство по налогам и сборам) вынесло решение о взыскании с НК «ЮКОС» налогов, пени и штрафов на сумму более 99 млрд. рублей. Уже сейчас налоговое дело компании укладывается в … 77 тыс. листов, из которых сформировано 342 тома! 21 мая в заседании арбитражного суда Москвы принимали участие аж 19 представителей налоговых органов: выступала юрист, а остальные искали и подавали ей необходимые бумаги. Но это, видимо, еще не все. По сообщениям информационных агентств, налоговики и милиция вновь проводят выемку документов в офисах «ЮКОСа».
Вот о милиции мы сегодня и поговорим: о ее правах и правах налогоплательщиков. Но сначала немного истории.
До недавнего времени расследованием налоговых преступлений занималась Федеральная служба налоговой полиции РФ. Хорошо или плохо занималась — судить не нам. Но вот цифры, характеризующие следственную работу налоговой полиции за 1999 год: окончено производством 11 859 уголовных дел, из них прекращено 8 060 в отношении 7 770 человек. Прокурорам для утверждения обвинительного заключения перед отправлением в суд было представлено 3 799 дел в отношении 3 110 обвиняемых. Получается, что лишь каждое третье из возбужденных полицией уголовных дел доходило до суда. А ведь по многим еще выносились оправдательные приговоры!
Выходит, что случаи привлечения к ответственности невиновных были далеко не единичными. Причины тому — неправильные действия сотрудников оперативных, следственных и судебных органов, вызванные незнанием или непониманием конкретных норм и принципов законодательства, неграмотным проведением оперативно-розыскных мероприятий, неверной оценкой ситуации, комплекса собранных фактических данных, погоней за отчетными показателями работы, а порой и коррупцией, порождающей так называемые «заказные» дела.
На такое положение отреагировала Генеральная Прокуратура России, 17 июля 1998 года на заседании коллегии рассмотревшая вопрос о практике и проблемах соблюдения налогового законодательства, а Генеральный Прокурор, в свою очередь, издал приказ от 3 августа 1998 года №51 «О мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства». Признавая факт значительных упущений в работе ФСНП РФ, прокуратура вынуждена была констатировать: «В деятельности федеральных органов налоговой полиции имеются недостатки и прямые нарушения закона, усиление прокурорского надзора на этом участке является острой необходимостью».
В прошлом году налоговую полицию вовсе «похоронили»: она была упразднена Указом Президента РФ от 11 марта 2003 года. С 1 июля 2003 года функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений переданы МВД России. С этого времени милиция уполномочена проверять налогоплательщиков на предмет совершения ими налоговых преступлений (на основании п. 35 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»).
Вряд ли от таких изменений стало лучше налогоплательщикам. Ко времени упразднения ФСНП налоговые полицейские были в большинстве своем опытные, знающие экономику и налоговое законодательство люди. Директора предприятий, менеджеры, руководители финансовых служб говорили с ними на одном языке и, при соблюдении закона обеими сторонами, понимали друг друга.
Но не будем критиковать сразу деятельность сотрудников МВД на новом для них поприще — борьбе с уклонением от уплаты налогов. Наша задача сегодня — ПОМОЧЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА в случае, если на предприятие пришли с проверкой.
Во-первых, О КАКИХ ПРОВЕРКАХ ИДЕТ РЕЧЬ? Милиция в рамках своих полномочий по выявлению налоговых преступлений (например, неуплата или неперечисление налога) вправе проверить любого предпринимателя или организацию, если у нее есть сведения, указывающие на совершение этими налогоплательщиками преступления. Естественно, такую проверку сотрудники МВД обязаны проводить не как Бог на душу положит, а строго по инструкции. «Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» утверждена Приказом Министерства внутренних дел РФ от 16.03.04 № 177.
Рассматриваемые проверки милиции не относятся к налоговым. И их нельзя путать с совместными проверками, проводимыми налоговыми органами и милицией. Следовательно, под действие Налогового кодекса РФ они не подпадают и должны проводиться в рамках тех актов, которые регламентируют деятельность системы МВД России. К основным из них относятся Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ), Законы «О милиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности».
ЗАЧЕМ МИЛИЦИОНЕРЫ ИДУТ К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ? Чтобы проверить, совпадает ли с действительностью имеющаяся у них информация о совершении плательщиком налоговых преступлений, а именно: уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ), уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ), неисполнения обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), сокрытия денежных средств (либо имущества) организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).
Просто так милиционеры к вам не придут — у них и так своей работы хватает. Проверка может быть назначена только тогда, когда у милиции имеются достаточные данные, указывающие на признаки налоговых преступлений. Отметим: Инструкция не раскрывает, что такое эти «достаточные данные».
«Достаточными данными» могут являться полученные милицией сведения о том, что налогоплательщик совершил или готовится совершить преступления, предусмотренные статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.
Во-первых, следует знать, что уклонение от уплаты налогов по статьям 198, 199 УК РФ выражается в непредставлении налоговой отчетности либо заведомом ее искажении. А налогового агента можно привлечь к уголовной ответственности по статье 199.1 УК РФ, если он в личных интересах не исполняет обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов за других налогоплательщиков. Причем для привлечения к уголовной ответственности организации или налогового агента сумма неуплаченного налога должна быть более 500 000 руб. за период в пределах трех финансовых лет подряд при условии, что эта недоимка превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов. Или же недоимка просто должна быть «абсолютной» — превышать 1 500 000 руб. Для предпринимателя сумма недоимки, достаточная для привлечения к уголовной ответственности, определяется аналогичным способом. Только минимальная сумма для привлечения к уголовной ответственности не 500 000 руб., а 100 000 руб. В «абсолютном» выражении она должна быть больше 300 000 руб.
Если же милиция пришла к вам в связи с тем, что вы как налогоплательщик скрываете имущество, за счет которого должны быть взысканы налоги и сборы (ст. 1992 УК РФ), следует учитывать следующее. Уголовная ответственность по статье 199.2 УК РФ наступает, когда стоимость сокрытого имущества превышает 250 000 руб. Кроме того, сокрытое имущество должно быть указано в решении налогового органа (в отношении организации) или суда (в отношении предпринимателя — физического лица) о взыскании недоимки и пеней за счет имущества (ст. 47, 48 НК РФ).
Во-вторых, сотрудники милиции вправе назначить проверку не только если есть заявление о преступлении от конкретного лица, но и на основании сообщения о преступлении, полученного из любых других источников (например, от налогового органа, из публикации в средствах массовой информации). Вытекает это из статьи 140 УПК РФ и статьи 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
О том, какие налоговые (отчетные) периоды могут охватываться проверками, в Инструкции не рассказано. Логично предположить, что сотрудники МВД будут руководствоваться нормами УК РФ о сроках давности привлечения к уголовной ответственности.
Срок давности зависит от тяжести совершенного преступления. Преступления, предусмотренные частью первой статьи 198, частью первой статьи 199, частью первой статьи 199.1 УК РФ, относятся к преступлениям небольшой тяжести. Срок давности по ним — 2 года. Средняя тяжесть у преступлений по части второй статьи 198 и по статье 199.2 УК РФ. Привлечь к ответственности по ним можно в течение 6 лет. А вот преступления по части второй статьи 199 и части второй статьи 1991 УК РФ являются тяжкими. Срок давности — 10 лет. Следовательно, в некоторых случаях милиция может проверить даже последние 10 лет деятельности налогоплательщика.
Проверки могут проводиться в сроки, установленные статьей 144 УПК РФ для проверки сведений о совершенном или готовящемся преступлении (п. 5 Инструкции).
По общему правилу проверка налогоплательщика не может длиться более трех суток со дня поступления в милицию сообщения о преступлении. Причем в этот срок включается принятие сообщения, проверка содержащейся в нем информации и вынесение решения по проверке.
По ходатайству проверяющих руководитель проверяющего органа или прокурор могут продлить срок проверки до 10 суток. А если возникнет необходимость провести документальную ревизию, проверку продлят до максимального срока — 30 суток. Но на это обязательно нужна санкция прокурора (продление срока проверки должно документально фиксироваться по установленной форме (приложение 7, 8 к статье 476 УПК РФ).
Следовательно, если по истечении трех суток у проверяющих нет документов, подтверждающих, что срок проверки увеличен, налогоплательщик вправе не пускать милиционеров.
КТО МОЖЕТ НАЗНАЧАТЬ ПРОВЕРКУ? В приложении 2 к Инструкции содержится исчерпывающий перечень должностных лиц, имеющих такое право. Всего должностей — 19: от министра МВД России до начальника межрайонного отдела по налоговым преступлениям. И назначить проверку должностные лица органов внутренних дел вправе только на своей подведомственной территории. Например, министр МВД России может постановить провести проверку налогоплательщика, находящегося в любом месте РФ. А начальник межрайонного отдела по налоговым преступлениям — только в пределах территории оперативного обслуживания. Если же проверку назначило неуполномоченное лицо, плательщик может не выполнять требования проверяющих.
Назначение проверки оформляется постановлением (приложение 1 к Инструкции) которое подписывается назначившим проверку лицом и скрепляется печатью. Постановление регистрируется в специальном журнале в органах внутренних дел. Явившиеся с проверкой милиционеры обязаны письменно ознакомить с постановлением руководителя организации либо его представителя. Если же проверяющие придут с оформленным ненадлежащим образом постановлением или без него, у плательщика есть законные основания не пускать их в организацию или не представлять требуемые документы и сведения.
Проверки проводят сотрудники подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям (полный состав проверяющих должен быть указан в постановлении). Для проведения проверки могут привлекаться сотрудники правовых подразделений милиции и иные специалисты. Например, когда надо выяснить обстоятельства, требующие специальных знаний в научных, технических или иных областях. Эти специалисты также должны быть включены в список проверяющих в постановлении.
Состав проверяющих в ходе проверки может меняться, но с каждой сменой проверяющих должны вноситься изменения (дополнения) в постановление (приложение 3 к Инструкции).
Инструкция позволяет проверяющим осматривать производственные, складские, торговые и иные служебные помещения, а также другие места хранения и использования имущества. Предметом досмотра могут стать и транспортные средства. Проверяющие вправе изучать любые документы о ТМЦ и денежных средствах и при необходимости изъять их. Напомним, что милиция полномочна изымать даже первичные документы (п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
ВЫЕМКА И ИЗЪЯТИЕ ДОКУМЕНТОВ (образцов сырья и продукции) должны проводиться на основании постановлений. Причем проведение упомянутых мероприятий может быть предусмотрено в постановлении о проведении проверки. Проверяющие обязаны составить протокол изъятия с четким описанием названия, даты и количества изымаемых документов. Вы можете потребовать снять копии с изымаемых документов (лучше, чтобы эти копии заверили сами проверяющие). При этом вам следует знать, что документы, образцы сырья и продукции могут быть изъяты у вас только на срок не более семи суток. Если же плательщик представит доказательства, что отсутствие изъятых документов приостановит производственную деятельность, срок изъятия не должен превысить 48 часов. На такой же срок милиционеры могут опечатать кассу, помещение или любое иное место, где налогоплательщик хранит документы, деньги и ТМЦ.
Проверяющие милиционеры могут проводить фото- и киносъемку, видеозапись, а также использовать другие технические средства фиксации данных. Полученные в ходе этого материалы должны приобщаться к акту проверки.
Проверяющие не вправе закончить проверку, не ознакомив налогоплательщика с ее результатами. Поэтому независимо от исхода проверки (установлено правонарушение или нет) составляется АКТ ПРОВЕРКИ по форме, указанной в приложении 4 к Инструкции, и принимается решение. Акт должен состоять из общей, описательной и итоговой частей, он подписывается всеми проверяющими, участвующими в проверке, и вручается представителю налогоплательщика под расписку.
Наиболее важные сведения в акте те, которые свидетельствуют о совершении (несовершении) преступления. Это — сущность правонарушения, проверенный период, причастные к правонарушению должностные лица, достоверность изложенных фактов. Поэтому советуем при ознакомлении с актом обратить на них пристальное внимание. Если в ходе проверки собраны доказательства, свидетельствующие о совершении налогоплательщиком налогового преступления, можно ожидать возбуждения уголовного дела. Если же признаки преступлений отсутствуют, то возможно три варианта развития событий.
Эти варианты таковы:
1) Если выявлено административное правонарушение, составляется протокол об этом. Дальше материалы передаются для привлечения плательщика к административной ответственности.
2) Материалы передаются в налоговые органы для проведения проверки.
3) Проверка прекращается в связи с неустановлением обстоятельств, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ.
Впрочем, в случае благоприятного исхода дела не расслабляйтесь: милиции не запрещено вернуться к налогоплательщику еще не один раз с проверкой по тому же вопросу: запрет, установленный НК РФ для повторных налоговых проверок, в отношении милицейских проверок не действует.
КАК НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ МОЖНО ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ ОТ ПРОИЗВОЛА ПРОВЕРЯЮЩИХ И ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА?
Прежде чем впустить проверяющих, следует проверить их полномочия: посмотреть служебные удостоверения, ознакомиться с постановлением и с утвержденным составом проверяющих. Для выяснения полномочий проверяющих можно даже позвонить в соответствующий орган внутренних дел. Кроме того, там же можно узнать, действительно ли назначена проверка, ведь постановление регистрируется в милиции.
Также при проверке следует иметь в виду, что проведение различных мероприятий и их результаты должны документально оформляться. Ведь в дальнейшем в основу обвинения могут быть положены только допустимые доказательства — то есть те, которые добыты и оформлены в соответствии с действующим законодательством (ст. 74 УПК РФ). Если же проверяющие отступили от этого правила, факты не будут являться доказательствами. Так что, может быть, иногда можно «позволить» проверяющим ошибиться — немного нарушить закон?