Сегодня: 19 апреля 8139, Воскресенье

В красках

Притягательна и широка южнорусская равнина. Благодатен край Тихого Дона. Скупой ландшафт и необъяснимо высокое, бездонное, прозрачное небо. Только в этом краю ощущаешь величину небосклона. Ни среднерусские холмы, ни, тем более, кавказские горы, которые обступают вокруг, подавляют своим величием, не дают такого ощущения вольности и широты, как степь, раскинувшаяся от верховьев Дона до Азовского моря.
Донской пейзаж был не раз воспет классиками литературы. «Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями в воздухе, точно задумавшись о жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью, и непонятно, зачем и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница… Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке…» — писал в повести «Степь» А.П.Чехов. В основе этого литературного произведения — детские впечатления главного персонажа от природы родного края, что совсем нетипично для Чехова, ироничного создателя «человеческих типов». Юношеские годы писателя тесно связаны с Донским краем. Несомненно, природа и детские впечатления предопределяют интерес к искусству. С Доном соприкасались судьбы не только многих мастеров слова, но и живописцев, внесших свою лепту в развитие национальной культуры.
Провинция всегда своими корнями щедро подпитывала столичное искусство.
Исторические условия, быт и уклад казачьей жизни, постоянные походы и военные кампании не способствовали развитию на Дону искусств и прикладных ремесел. Вплоть до XVIII века неизвестно ни одного имени художника. «…Сравнительно недавно открыто пока единственное имя художника, тогда работавшего на Дону. Это — Андрей Жданов, который по просьбе войского начальства и при содействии президента Императорской Академии художеств И.И.Бецкого был принят в число учеников».
Летопись первой половины XIX века тоже не богата на имена художников. Это связано с преобладанием на Дону в этот период религиозной живописи над светской. Только в 60-х годах появляются в местной печати имена художников Хотулева и Черепахина, получивших художественное образование в Санкт-Петербурге. Государственные реформы, организация передвижных выставок 70-80 годов, рост образованности — благоприятствуют развитию художественной жизни на Дону. В Новочеркасске работают художники Е.Ознобишин, окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества, потом Академию художеств, и ученик Крамского, художник-жанрист Быкодаров, участник нескольких передвижных выставок.
С Таганрогом связана биография художников: К.А.Савицкого, С.И.Блонской, А.М.Синоди-Попова и Н.П.Чехова, брата писателя, известных своими работами как на рубеже веков, так и в первые десятилетия XX века.
В 1887 и 1990 г.г. в Ростове-на-Дону и в Новочеркассе были открыты параллельные передвижные выставки. Они стали настоящим событием в культурной жизни Дона и повлияли на стремительное объединение художников в различные кружки и общества. Так, в Новочеркасске было организовано «Общество донских художников» с утвержденным в 1900 г. уставом. Позже, в 1911 году в Ростове-на-Дону образуется «Общество изящных искусств».
«…Под впечатлением передвижных выставок отправляется в Москву, чтобы получить художественное образование, Я.Минченков, бывший впоследствии многие годы организатором ТПХВ, написавший широко известную книгу «Воспоминания о передвижниках» (1940 г.).
Из станицы Потемкинской на учебу в Москву следуют братья Леонтий и Василий Часовниковы.
В 1897 г. В Ростове-на-Дону бывший выпускник Строгановского училища Андрей Семенович Чиненов организовывает рисовальную школу. В 1904 г. аналогичная школа образуется в Новочеркасске.
В 1915 году в станице Каменской В.Моргунов открывает начальную рисовальную школу. Все учебные заведения курируются Академией художеств. Надо отметить, что важнейшая роль в организации художественного образования на Дону принадлежит художникам Н.Н.Дубовскому и И.И.Крылову (с 1900 г. проживающему в Новочеркасске). Художественная жизнь на Дону в конце XIX — начале XX в.в. развивалась намного динамичнее, чем в предыдущие годы. Уже в 1899 г. в Новочеркасске основывается свой музей. Инициаторами создания Донского музея были художник Е.А.Ознобишин и краевед Х.И.Попов, ставший его первым директором.
В Ростове-на-Дону в начале XX века активно участвуют при «Обществе изящных искусств» представители объединения «Мира искусств». Среди ростовских художников выделяется группа молодых художников-армян, родившихся на Дону. Их предки переселились еще при Екатерине II, спасаясь от турецкой резни. «Произведения М.С.Сарьяна, С.М.Агаджаняна, А.К.Ованесова, А.А.Арцатбаняна, А.Г.Черчопова и других художников-армян вносили интересные, самобытные оттенки в экспозицию «Общества».
Новочеркасск, в отличие от Ростова-на-Дону, не особенно «воспринимал» символистов, предпочитая видеть на выставках реалистичную живопись. В этом отношении административная столица Дона была консервативнее Ростова. Существовало своего рода «соревнование» между ростовским «Обществом изящных искусств» и «Обществом донских художников», организованным при содействии Дубовского в Новочеркасске. «…Купеческий Ростов решил перещеголять «город просвещения» — Новочеркасск…».
Общая картина развития искусства на Дону выглядит довольно пестрой. Но, тем не менее, на выставках обществ, судя по каталогам и рецензиям в прессе, преобладал пейзаж. Начиная с 80-90-х г.г. XIX в. пейзаж становится ведущим жанром в русской живописи. В проекте условий приема картин- экспонентов на выставки ТПХВ в 1893 г. к отбору пейзажных работ начинают предъявляться более строгие требования, исключающие «этюдность» и «незаконченность в осуществлении художественной задачи или замысла».
Пейзаж в начале века влияет на другие жанры: исторический и портретный. «Мирискусники» создают «ретроспективно-романтические» пейзажи, по-новому интерпретируя архитектурные мотивы. Но все новые веяния в пейзажной живописи почти не влияют на периферию. Провинции с созданными в ней школами, с традиционно реалистической направленностью, ближе и доступнее «пейзаж настроения», основанный на пленэре. Этим и объясняется насыщенность данным видом искусства местных выставок. Самыми известными пейзажистами на Дону в конце XIX — начала ХХ века были Н.Н.Дубовской, И.И.Крылов, Я.Д.Минченков, М.Б.Греков. Остальные менее известны своей деятельностью. Наиболее интересные их работы дополняют панораму развития донского пейзажа. Раннее творчество баталиста Грекова тесно связано с пейзажной живописью. В 1911 г. М. Б. Греков в качестве дипломной работы в Академии художеств выполняет работу «Волы в плугу» по этюдам, написанным на Дону, отказавшись от батального сюжета, к которому не был собран необходимый материал — композиции «Атака лейб-гвардии кирасирского полка». И в первые годы после окончания учебы Греков пишет в основном пейзажи, и его работы имеют успех. «…Советом Академии с выставки его картина «На Выборгской стороне» назначается на Международную выставку в Мюнхен. Небольшая вещь «Дворик. Весенний мотив» также с выставки приобретается для Лондонского городского музея». Батальная живопись сочетает в себе различные жанры: пейзаж, историческую композицию, анималистику, и требует обширных знаний и умений от художника. Греков в качестве подготовительной работы выполнял огромное количество этюдов с натуры, отдельные из которых имеют лирическое звучание и передают состояние природы.
Имя Ивана Ивановича Крылова — выпускника Академии художеств, ученика Куинджи — менее знакомо искусствоведческой литературе, чем имена Дубовского, Минченкова и Грекова. Большую часть своей жизни он жил и работал в Новочеркасске. Помимо участия в выставках «Общества донских художников» он выставляется в московском «Обществе любителей художеств», параллельно ежегодно посылая свои работы на отчетные выставки в Академию художеств. Среди пейзажистов 90-х годов XIX — начала XX веков имя Николая Никаноровича Дубовского (1859-1918) было в числе самых популярных. Его работы при жизни получают высокую оценку критики и авторитетных деятелей искусства.
К сожалению, в наше время Дубовской известен по нескольким маленьким брошюркам весьма скромного полиграфического качества. Забвение заслуг Дубовского на художественном поприще после его смерти отдаленно напоминает историческую судьбу Г.И.Семирадского. Специалисты все знают, а рядовой зритель при встрече в Русском музее с «Фриной на празднике Посейдона» приятно удивляется, идет в библиотеку, ищет материалы о художнике и, как правило, ничего не находит. Аналогичная ситуация — с Дубовским. Приезжий посетитель Новочеркасского музея истории донского казачества, где собрание работ пейзажиста наиболее полное в стране, удивляется не менее, но тоже ничего не находит, объясняя происшедшее капризами истории.
Вполне определенное отношение к творческому наследию Дубовского сложилось на Дону. Краеведы и историки чуть ли не из поколения в поколение пытаются вернуть былую славу мастеру пейзажа. Есть даже некоторые успехи в популяризации работ художника. В честь 140-летия Дубовского вышел в свет календарь с репродукциями его работ. Качественная цветная полиграфия, хорошая подборка пейзажей — это событие на родине художника.
Основа пейзажа — колористическое решение. По ранее изданному материалу с черно-белыми фотографиями трудно судить о мастерстве живописца. Были, правда, отдельные иллюстрации в журналах «Художник», «Огонек» за 1985 г. в статьях В.И.Кулишова, который всю жизнь занимается творчеством земляка. Им написана рукопись-монография и кандидатская диссертация о Дубовском.