Сегодня:

В 1986 то же московское издательство — « Молодая гвардия» — двадцатипятитысячным тиражом осуществило выпуск книги другого нашего земляка, поэта Виктора Чеботникова «Спираль».

У Виктора за плечами была уже большая сложная жизнь. Строитель по профессии, он начал трудиться с мальчишеских лет: заставило послевоенное время. Отец, майор стрелкового батальона Иван Павлович Чеботников, погиб на Миус-фронте, мать Ольга Стеляновна (гречанка) осталась одна с четырьмя детьми. Вначале подросток работал маляром-кровельщиком, ремонтировал квартиры, чинил купола Вознесенского собора. Затем стал матросом-речником. Трудился на заводе им. Никольского и в промкомбинате. Строил текстильное производство в Гори. Снова Новочеркасск: станкозавод, реконструкция НЭВЗа. Новый этап: Московский станкозавод «Красный пролетарий», стройки Сахалина, Курильских островов, Коми АССР, Кольского полуострова. Главный технолог новочеркасского КСМ-6, инженер по комплектации УПТК шестого стройтреста, спецкор областной молодежной газеты «Комсомолец». И наконец — строительство опытно-показательного учхоза Тимирязевской сельхозакадемии в Вязьме. Там выездной секретариат Союза писателей России и принял Виктора Чеботникова в свой творческий коллектив.

Время неприкосновенно, заметил мудрец, что бы ни происходило, оно никогда не заменит того, что было. Судьба не баловала Виктора Чеботникова. Ему пришлось испытать многое, очень даже многое, с лихвой бы хватило на десятерых. Душа раздумчивого человека впитала в себя и былое, и думы, и тревоги с радостями нынешнего дня. Все это и стало сутью его философско-эмоциональной поэзии. Свой сборник раздумий автор назвал коротко «Судьба» (1998 г.). Смоленское издательство «Смядынь» отметило в предисловии: «Поэзия Виктора Чеботникова — это болевой стон души человека, неравнодушного ко всему, что происходило и происходит с давних времен до сегодняшних дней на русской земле. В ней боль за утрату духовных ценностей, нехозяйское отношение к родной природе, за мельчание человеческой личности и т.п. Мечущийся голос поэта призывно взывает: люди, остановитесь в своем беспамятстве, оглядитесь на то, что вы оставляете после себя…».

Своим возвращением в Новочеркасск поэт вдохнул свежую струю в литературную жизнь города. Ему тесен домашний рабочий стол. Он — в людях.
Еще виток спирали
Жизнь накрутит
В Бирючьем куте,
Кто я без него?
На собрании Ростовской областной организации Союза писателей РФ Виктора Чеботникова избрали членом ревизионной комиссии. Возражений не было. Кстати, другая строфа из сборника поэта:
Верую
Верую слову открытому.
Слову не сладкому,
Не ядовитому,
И повторять
Буду снова и снова:
Верую!
В Русское Честное Слово.

Некогда мы любовались с ним мартовским вечерним городом. Потемневшие силуэты зданий рисовались на еще золотом фоне молодого заката. Зажигались в окнах первые огни. Вдоль уходила голубая ширь проспекта, и близко, и там, вдали, вспыхивали сиреневые фонари. Город встречал весну, а он говорил о планах-задумках.

Благословение в Союз писателей России я получил от пухляковца Анатолия Вениаминовича Калинина, москвича Владислава Муштаева и новочеркасца Виктора Чеботникова. Написал и издал шесть книг прозы: «В тревожный час» (1983), «Зной над Стожками» (1995), «Удовый полдень» (1998), «Дыба-Кандыба» (2000), «У Терновой балки» и «Черный ворон» (2003).

Самый молодой член творческой организации Союза писателей страны — Александр Пряжников. В Союзе российских писателей он с 2000 г. Поэт и переводчик, пробует себя в прозе. Выпускник строительного факультета НПИ. Так произошло, что Союз писателей СССР разделился на две организации — Союз писателей России (считает себя правопреемником бывшего Союза писателей СССР) и Союз российских писателей. А.В. Пряжников выбрал второй. Автор книг: «Послесловие Адама» (1997), «Чайка» (1998), «До свиданья, Крытый двор» (1999), «Полет ангела» (1999).
Участвуя в донском конкурсе первой книги им. Бориса Куликова, Александр Пряжников в 1998 г. за сборник стихов «Послесловие Адама» был удостоен премии.
Человек перестает по-настоящему жить тогда, когда перестает удивляться. Новочеркасск живет, всматриваясь в мир глазами поэтов и прозаиков. Глазами души.
Редко обходится, чтобы в праздник, в выходной день, а то и в будничный, где-нибудь в городе не выступил перед собравшимися литератор. Звучат стихи, идет доверительный разговор о том, что делает нас добрее и чище. Вновь обращусь к уже знакомым именам. Чаще других встречаются с горожанами Флора Лукичева, Степан Прохоренко, Александра Киселева, Валерий Калмацуй, Анатолий Чекулаев (составитель и редактор, кстати, недавно изданного на средства того же городского управления культуры и искусства сборника стихов и прозы учащихся школ города), Елена Гурфинкель, Диана Коденко.

Навещают Новочеркасск и ростовские авторы. «Десанты» донских литераторов возглавляют председатели областных правлений Союза писателей России — Владимир Фролов и Союза писателей — Николай Егоров. Гости бывают в библиотеке им. А.С. Пушкина, в учебных заведениях, воинских частях, интернатах и детских домах.
За окнами суворовского военного училища Министерства Внутренних Дел РФ, что на углу Пушкинской и Платовского проспекта, январский ветер 2001 года обжигал щеки прохожим, у стен домов синел морозный снег, а в клубе училища тюльпанно алели курсантские погоны. Стройный и элегантный, с алыми лампасами на брюках, генерал-майор Иван Степанович Охота представлял ребятам и их воспитателям гостей-писателей. Первым обратился к залу Владимир Фролов. Поэт стихами поведал о своей службе в армии, с юмором рассказал о старшине. Ребята с улыбкой восприняли лирического героя поэта, в награду — аплодисменты.
Поэт Леонид Дьяков — со своей лирикой:
Я весь из рифм, напевов, слов,
Лирических запоев…
Поэзия — страна цветов!
Родство мое святое.
Среди гостей и новочеркасцы — Виктор Чеботников, Евгений Кирсанов, Андрей Данцев, Александр Шевченко.
Каждому гостю из рук генерала — кассета с записью гимна училища, на кассетах надпись: «Играет духовой оркестр СКО ВВ МВД России под руководством подполковника Сорокина С.Н. Музыка и исполнение С. Сорокина. Слова (и в училище любят творчество!) начальника цикла гуманитарных дисциплин старшего лейтенанта милиции Саковцевой Н.Е.».
…Пусть суворовцев слава гремит
По просторам бескрайней России —
Тем, кто мужества школу прошли,
Будет многое в жизни под силу!..
После курсантской столовой одна группа литераторов отправилась в соседний технологический техникум-интернат, а наш микроавтобус направился к роще «Красная весна» — в Донской Императора Александра III Кадетский корпус. Старший среди нас — поэт Николай Матвеевич Егоров. Фронтовик. Добрый, внимательный человек. Ребята «засыпали» Матвеича вопросами. Потом они послушали Даниила Долинского, Степана Прохоренко, Алексея Коркищенко.
В средней школе № 73 станицы Кривянской вместе с нами, литераторами, побывал и художник Николай Шехавцев. В светлом фойе, где шла беседа с учащимися, висели его живописные полотна. Попросили подписать книги Таня Подуфалова, Саша Каклюгин и другие ребята.
А на конференцию по книге «Зной над Стожками» в школе № 24, что на Хотунке, собрались два 7-х класса.
— Давно наши мальчишки не были такими серьезными, — сказала тогда заведующая по воспитательной работе Татьяна Николаевна Сыропятова.
В марте 2002 года в Новочеркасске была зарегистрирована региональная казачья общественная организация «Творческий Союз писателей Дона». Избрано правление. Председателем новой организации стал Геннадий Марков — автор 4 книг поэзии и прозы: «Мы — вечны», «Офицер ГУЛАГа», «Просыпайся, Русь святая», «Слезы России», ответственным секретарем — Анатолий Озеров. В правление вошли: Борис Львов, Степан Прохоренко, Валерий Калмацуй, Татьяна Чуперева и Галина Студеникина.
«В памяти у каждого человека, — нахожу в написанном Анатолием Калининым, — есть такие антенны, на которые всегда бывает настроено его сердце…». Писатель имеет в виду антенны добра. Слово поэта и прозаика помогает настроить сердце человека на этот ориентир.
«Здравствуй, добрый человек! — повторяю еще раз строки поэта Анатолия Анисивова, — ведь недобрые книги не читают…». Приятно, что Новочеркасск — город большой культуры и истории, город на взгорье, имя которому Бирючий кут, воздвигнутый Платовым, стал творческой пристанью для многих литераторов.