Сегодня: 19 апреля 1900, Четверг

В июне исполняется 25 лет со дня создания в Новочеркасске дома-музея художника И.И. Крылова. История этого мемориального комплекса, которую мы предлагаем
нашему читателю, непроста.

И.И. Крылов, родился в 1860 году в станице Елизаветинской Азовского района. В 1872 году его семья переезжает в Новочеркасск, и Ваню отдают в Платовскую гимназию. Затем следует Петербургская академия художеств, жизнь под Петербургом и в Москве.
В 1896 году Крылов возвращается на Дон, а в следующем году приобретает в Новочеркасске усадьбу на углу улиц Сенной и Городовой (ныне Крылова и Буденновская). Усадьба состояла из одноэтажного дома с подвалом, сада – (63х64 м) и хозяйственных построек. Вскорости было начато строительство художественной мастерской с верхним освещением по проекту архитектора В.Н. Куликова.
На территории усадьбы Иван Иванович с женой Елизаветой Ивановной посадили фруктовые и декоративные деревья и кустарники.
Дом и мастерская художника стали центром культурной жизни Новочеркасска. Здесь бывали писатели А.И. Куприн, А.С. Серафимович, К.А. Тренев; художники-земляки
Н.Н. Дубовской и М.Б. Греков; артисты Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов; знаменитые виртуозы-скрипачи М.Г. Эрденко и К.М. Думчев.
Мастерская была гордостью художника. Он сам очень любил ее, любили бывать в ней его друзья и соратники.
Особенно многолюдно было по пятницам. Пели, музицировали, читали стихи, рассказы, играли в шахматы. Художник знакомил своих гостей с новыми работами. Было интересно и весело. Большой друг Ивана Ивановича скрипач М.Г. Эрденко пишет в одном из писем: «…так и летит душа к тебе, в твою мастерскую. Уж очень люблю я ее. С ней все… и красота, и уют, и главное – вдохновение. Меня такая обстановка захватывает, в ней я могу творить и писанием и игрой».
Крылов и сам много и плодотворно работает в этой мастерской как художник. Он также обучает в ней живописи и рисованию любимых и одаренных учеников. Кроме того, Иван Иванович занимается преподавательской и общественной деятельностью.
Обширная усадьба, дом, мастерская требовали ремонта. И художник тратил много сил и здоровья, чтобы сохранить за собой домовладение. К концу жизни он завещал свою художественную коллекцию городу – это около тысячи работ!
Иван Иванович скончался 15 ноября 1936 года. И уже на следующий день вышло постановление президиума Новочеркасского горсовета, в котором сказано: «Для увековечения памяти художника И.И. Крылова организовать постоянную выставку (музей) его картин, присвоить выставке имя И.И. Крылова». Именем Крылова была названа улица, на которой находился его дом, а в 1952 году на доме была установлена мемориальная доска. Проводились выставки произведений художника.
В 1960 году (30 августа) вышло постановление Совета министров РСФСР, и на могиле И.И. Крылова был установлен памятник из мрамора и стали высотой 2,5 метра с памятным знаком.
С уходом Ивана Ивановича из жизни все замерло на некогда много посещаемой усадьбе. В доме продолжали жить жена художника Елизавета Ивановна и дочь Акилина с мужем Ф.И. Гурьевым.
После смерти матери и мужа Акилина Ивановна живет в доме со своей подругой
З.П. Алексеевой (дочь друга И.И. Крылова), которая поселилась у них в 1944 году.
Акилина Ивановна большую часть жизни трудилась рядом с отцом: ведала всеми хозяйственными делами, учетом, перепиской. После его смерти занималась систематизацией творческого наследия.
В 1949 году по ходатайству правления союза художников Ростовской области был произведен за счет средств горисполкома ремонт в усадьбе художника И.И. Крылова. Что же касается мастерской, то она была продана в 40-е годы с выделением участка под самостоятельное домовладение по улице Буденновской № 94.
Дочь Крылова продолжает жить в доме, поддерживать и сохранять непростое хозяйство на свою пенсию в 26 рублей в месяц. И хотя ей было нелегко, она ведет активную общественную деятельность, пропагандируя творчество отца.
В 1957 году в городе открывается мемориальный дом-музей художника М.Б. Грекова и почти сразу же после этого события у общественности Новочеркасска возникает идея создания и мемориала художника И.И. Крылова. Но, как вспоминал искусствовед В.И Кулишов, пейзаж считался в советское время «безыдейным» жанром, поэтому борьба за создание нового мемориального комплекса затянулась на два десятилетия.
В 1972 году дом и мастерская были взяты на учет и государственную охрану. Была установлена и охранная зона усадьбы с насаждениями на территории участка. Казалось бы, что ничего не должно угрожать мемориалу. Но не тут-то было!
Вскоре неожиданно произошли драматические события. Недалеко от дома Крылова началось строительство жилых пятиэтажных домов. Частные дома при этом сносились. Дому и мастерской художника грозила такая же участь. Общественность города развернула отчаянную борьбу за усадьбу пейзажиста. Сложилась рабочая группа — художник, член Союза журналистов СССР Б.А. Плевакин, доцент кафедры архитектуры НПИ
(ЮРГТУ) К.И. Куликов, искусствовед В.И. Кулишов, краевед К.И. Ушакова, зав. домом-музеем М.Б. Грекова В.А. Волощенко, преподаватель энергофака А.Н. Шестаков, другие, — которая готовила документы, обоснования, ходатайства с просьбой не разрушать мемориальной комплекс.
Вмешивается А.В. Калинин, который был тогда депутатом Верховного Совета СССР, ходатайствует народный артист СССР депутат Верховного Совета СССР кинорежиссер
С.Ф. Бондарчук, известные художники страны.
Но накануне принятия решения Ростовского областного совета от 28 декабря 1976 года «О нарушениях в охране памятников истории и культуры г. Новочеркасска» мастерскую Крылова все же сносят.
Такая же участь чуть было не постигла и жилой дом Крылова, откуда собирались принудительно выселить жильцов.
И лишь очередное заявление общественности отправить письмо в адрес предстоящего съезда КПСС остановило городские власти в лице И.М. Арутюнова и В.С. Шевцова от этого акта вандализма.
После обсуждения опубликованной в газете «Советская культура» статьи на заседании Ростовского облисполкома виновным выносят строгий выговор и подтверждают неприкосновенность дома Крылова.
Снос мастерской возмещается выделением для мемориального зала художника И. Крылова равной площади на первом этаже построенного 58-квартирного дома № 94 по ул. Буденновской. Новочеркасскому горисполкому было предложено совместно с областным отделением общества охраны памятников и Музеем истории донского казачества подготовить в 1-м квартале 1977 года необходимые документы на реставрацию дома № 33 по улице Крылова с последующим открытием в нем комплекса: дома-музея и выставочного зала художника.
А.И.Гурьевой и З.П. Алексеевой исполком горсовета вручил ордера на новые квартиры.
Началась подготовка документов и экспозиции. Ответственным за это назначается директор Музея истории донского казачества П.И. Молчанов.
Помогают заместитель председателя горисполкома Т.А. Кондратенко и зав. отделом культуры горисполкома Н.А. Павленко.
С этого времени в горисполкоме постоянно проводятся планерные совещания по реставрации объекта «Дом Крылова», намечаются сроки выполняемых работ, надзор за их ходом.
Но и этот этап в жизни мемориального комплекса оказался непростым.
Как вспоминала М.С.Кочетова, ст. научный сотрудник Музея истории донского казачества, ставшая впоследствии заведующей мемориальным домом-музеем, несвоевременное обеспечение объекта стройматериалами, рабочей силой приводило к систематическому срыву сроков работ, отклонениям от проекта, многие виды работ оказались не предусмотренными. Организация труда была очень низкой.
Работы затягиваются на два с лишним года. И вряд ли они были бы завершены в срок, если бы вновь не вмешалась общественность.
Так, для строительства теплотрассы к дому декан стройфака НПИ Артемов выделил в порядке шефской помощи студентов. Они семь дней добросовестно работали на объекте. Помогли в расчистке территории усадьбы учащиеся механико-технологического техникума.
К середине апреля 1979 года, наконец, подходят к завершению реставрационные работы, но много еще необходимо сделать: подключить газ и воду, благоустроить и озеленить территории, прилегающие к дому, и двору, отциклевать пол и т.д.
И все же мемориальный дом-музей
И.И. Крылова и выставочный зал 1 июня 1979 года распахнули свои двери для посетителей.
Экспозиция мастерской художника
И.И. Крылова была воссоздана в малом зале в январе 1980 года.
row['name']