Сегодня:

Вот если тебя (или тебя уже на Вы называют? Тогда – Вас!) спросить: ты (Вы) кто? В зависимости от ситуации вариантов может быть много: имя, фамилия, учащийся, студент, козерог, рокер, байкер J — короче, многие пункты всяческих анкет и тестов, формальных и неформальных определений могут отвечать на этот вопрос. Но как-то не приходит в голову, что на вопрос “Ты кто?” можно ответить: Я – гражданин России!

Право на гражданство – это такое неотъемлемое от нас право, что мы его вообще не замечаем, как “право на воздух”. (Хотя, кстати, есть у человека такое право – на чистую окружающую среду. Право-то есть, а вот с чистым воздухом напряженка. Но мы сейчас о другом, хотя сравнение вполне уместно.) Получаем в 14 лет паспорт – бегаем со всякими бумажками, в очередях муторных стоим, правда, чаще эта почетная обязанность возлагается на родителей, наше дело только сфотографироваться и потом прийти в паспортно-визовую службу “за конечным продуктом”. Иногда этот момент пытаются торжественно обставить, чаще – нет. Взрослые могут поздравить и лишний раз напомнить о возросшей ответственности. И все дела.

Но это всё в том случае, если ты где родился, там и паспорт получаешь, и папа с мамой не развелись, а если даже и так, то находятся в пределах досягаемости друг друга. Зачем? А затем, что нужно согласие обоих родителей на то, чтоб ты был гражданином России. А вот если, например, ты с мамой живешь в Новочеркасске, а папа ну очень далеко, и не дай Бог, вообще в ближнем или дальнем зарубежье – тут твоё, казалось бы, такое естественное право на гражданство (какие могут быть сомнения? Я в России родился, здесь прожил, разве не я сам решаю, что хочу быть гражданином России?) встречает первые испытания. Но всё это мелочи по сравнению с теми проблемами, которые появляются у бывших советских граждан, которые решили приехать в Россию из “стран ближнего зарубежья” — так теперь называются бывшие советские республики. Вот совершенно реальная история. Светлана Владимировна родилась в Новочеркасске, вышла замуж за выпускника военного училища связи, здесь же, в Новочеркасске, родилась первая дочь Наташа. А вторая дочка Настя родилась уже далеко от наших краев, но тоже в России. Несколько лет прожили в Казахстане. А 9 лет назад Светлана с дочками вернулась на свою родину, где жила её мама, в Новочеркасск. У нее был документ, выданный местными властями, подтверждающий российское гражданство. Не буду подробно пересказывать все хлопоты, связанные с получением паспорта Светланы Владимировны и ее старшей дочери. Эти горы бумаг, ксерокопий и справок… Это тем более грустно и странно, что речь идет о россиянах, о наших земляках, вернувшихся на свою родину, никогда другого гражданства не имевших. Насте тогда было 11 лет. Уж с её-то гражданством, казалось бы, проблем не будет. Она училась в школе, закончила училище, профессию получила. В училище, кстати, выдали ей и страховой медицинский полис, и страховое свидетельство, на котором значится “Российская федерация”. Какие проблемы? Еще какие! Уже несколько лет Настя добивается присвоения ей Российского гражданства и соответственно получения российского паспорта. Тоже собирает горы бумаг, выслушивает “придите через месяц”, “через два месяца”. Уже давно оплачена госпошлина за гражданство, еще два года назад оплачена госпошлина за бланк паспорта. Более того, в начале этого года инспектор ей сообщила, что

Гражданство ей присвоили:
— Я видела у нее в папке какой-то листок, но она мне его не отдала, — сказала Настя.
— Почему?
— Не знаю. Теперь, говорит, нужно оформлять вид на жительство.
— А зачем, если уже есть Российское гражданство?!
— Не знаю, она так сказала…
И Настя, и Светлана Владимировна не искушены в юридических тонкостях. И намыкались, и материально живут тяжело, и растерялись, и отчаялись уже от этой многолетней, непонятно почему запутанной истории. Собственно, почему – понятно. “Закон о гражданстве РФ” очень несовершенен – это даже сами сотрудники паспортно-визовых служб признают. А к этому закону еще куча всяческих указов, приказов, инструкций – темный лес! Для нас. А зря. Законы мы не изменим, а вот разбираться в них совершенно не вредно. (Не во всех, конечно, а в тех, которые имеют отношение к нашей жизни, к нашим проблемам, к нашим правам.) Мои собеседницы не знают, почему, на каком основании им велят принести те или иные бумаги и справки, отказывают в чем-то. Да, это нелегко, но ведь это не какие-то секретные документы для особо избранных – они опубликованы в открытой печати. Например, Закон о Гражданстве Российской Федерации. Есть еще много полезных документов. Если интересно, можно обратиться в ПРАВОВУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ — юристы посоветуют тебе (бесплатно!), в каком направлении действовать.
Тебя ждут в понедельник, четверг и пятницу с 15 до 19 часов, в субботу и воскресенье с 11 до 15 часов, по адресу: ул. Калинина 88, Союз “Женщины Дона”. Звони: 3-19-36.
Совмести свои права с жизнью!

КУДА ХОЧУ — ТУДА КАЧУ?
«Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» (из статьи 27 Конституции Российской Федерации).

Вот мы все о правах да о правах. А ты вообще Конституцию РФ читал? Да, в школе была такая тема.
(Участники всяческих молодежных правовых школ, факультативов, семинаров и конкурсов дальше могут не читать.) Но тема и первоисточник — как говорится, почувствуйте разницу. Одна 2-я глава чего стоит: «Права и свободы человека и гражданина». Звучит гордо.
Очень рекомендую. Сразу просматривается светлая, хотя и далекая цель, к которой хочется двигаться, не отчаиваясь от нынешних несовершенств. Конечно, повседневная жизнь дает примеры прямо противоположные тому, что в законах писано. Право свободно передвигаться — не исключение. Прежде всего, оно прочно связано с правом на гражданство. Если «краснокожая паспортина», по выражению Маяковского, у тебя в порядке, — передвигайся на здоровье. Правда, при желании посетить заграничные красоты многих напрягает процедура и сроки оформления загранпаспорта.
Многие правила и инструкции, скажем, выглядят странно с точки зрения здравого смысла. Например, нашла я в Интернете бланк анкеты для оформления загранпаспорта, распечатала на качественной бумаге. Прихожу с этой анкетой в ОВИР.
-Вот, — говорю,- можно в электронном виде заполнить. Четко, аккуратно.
— Нет,- говорят,- нельзя. Нужно купить бланк у нас и заполнить на пишущей машинке.
И такие примеры, связанные с нашим закрепленным в Конституции правом на передвижение, может назвать каждый. Впрочем, смотря с чем сравнивать. Если с возможностями современной жизни (ту же анкету на загранпаспорт можно по электронке послать хоть в городской ОВИР, хоть в областной) — досада берет. А если сравнить с тем, как было еще совсем недавно… Хотя поколение Next про эти времена слышало от родителей.
А многие вообще не знают. А ведь существовало такое выражение «железный занавес», и не так-то просто советскому человеку было выехать за рубеж, особенно! — в капиталистическую страну. Туда могли поехать особенно проверенные товарищи, главным образом, члены партии (коммунистической). И лишь после поездки в соцстрану… Тогда, пожалуй, никакая буйная фантазия не могла представить, что пройдет не так много времени, и возможности поездки за рубеж многократно увеличатся — и на работу, и на учебу, и на отдых. Но, увы, парадокс — в отличие от прошлых времен, сложней стало поехать в страны ближнего зарубежья. Особенно грустно это выглядит с Украиной. Она ближе всего нам и «по крови», и территориально. Но, к сожалению, две родственных державы сделали немало для того, чтобы естественное право на передвижение нам медом не казалось. Например, разрешила украинская сторона приезжать к ним с внутренним российским паспортом. Но… на границе поставила в него штампы о въезде и выезде. У них так положено. А у нас такой паспорт считается недействительным и подлежит замене! Снова беготня, сбор справок, затраты времени и денег. Кому предъявлять претензии?
Наше право на передвижение ограничивается не только законами, которые уже отстают от тех человеческих, политических и экономических связей, которые устанавливаются между людьми, организациями, странами.
Нам много что мешает. Но «охота к перемене мест», чем бы она ни была вызвана — одно из самых неистребимых стремлений человека. Всегда найдется кто-то или что-то, мешающее реализовать наше право и стремление.
И нужно это что-то (или этого кого-то) встретить «во всеоружии», зная свои права.