Сегодня:

В конце апреля вышел юбилейный номер когда-то очень популярной «Литературной газеты». О ее былой популярности знаю не понаслышке, т.к. был подписчиком «Литературки» почти тридцать лет (до начала 90-х годов).
С уходом в 1989 году с должности главного редактора «ЛГ» А.Б. Чаковского газета практически перестала быть литературной, а как и большинство периодических изданий того времени, превратилась в трибуну политических и окололитературных разборок. Эстетику подменила политика. В 1990 году с логотипа газеты исчез профиль А.М. Горького, по инициативе которого 22 апреля 1929 года (не ко дню рождения В.И. Ленина, а к дню выхода 1-го номера «ЛГ» в 1830 г.) было возобновлено издание «Литературной газеты». Тогда это был орган Федерации Объединений советских писателей (позже — Союза писателей СССР). В советское время газета не раз меняла формат, объем, периодичность выхода в свет, но неизменно росла ее популярность (авторы «ЛГ» пользовались относительно большей независимостью от партийной цензуры) и, как следствие, стремительно увеличивался тираж. К концу 80-х годов он достиг 6,5 миллионов экземпляров! Тираж юбилейного номера — 81,6 тысяч экземпляров.
В 2002 году главным редактором еженедельника стал замечательный прозаик Юрий Поляков, при котором, по его же словам, «Литературная газета» «… открыла свои страницы всем направлениям современной общественной мысли в России и пытается, если не примирить разные политические течения, разные взгляды на нашу страну, то, по крайней мере, привести их в состояние диалога».
Юбилейный номер, как и полагается, публикует многочисленные воспоминания бывших в разные годы ее корреспондентов и штатных сотрудников. Любопытно интервью с художником Борисом Ефимовым, который почти на 30 лет старше советской «Литературки». Он участвовал в оформлении ее первого номера! Нарисовал заголовок, портрет Ленина (22 апреля все же!) и плакат-призыв «Писатели — на фабрики и заводы!».
Юбилейный номер «ЛГ» ознаменовался возвращением на ее логотип профиля М. Горького. Первоначально он был помещен рядом с пушкинским в 1968 году, когда широко отмечалось 100-летие «Буревестника революции». В перестроечное время отношение к Горькому диаметрально поменялось. Его имени лишилась главная улица Москвы, хотя от бывшей Тверской там мало чего осталось; не стало и станции метро «Горьковская». Отреклась от советского классика и «Литературка».
Сегодня историческая справедливость в «ЛГ» восстановлена. Политический обозреватель газеты Александр Ципко заявил по этому поводу: «… мы имеем полное право восстановить Горького, как символ нашей газеты, символ исторической преемственности символ русской литературы».
Не забыты в юбилейном номере и бывшие собкоры «ЛГ», работавшие в разных регионах СССР. В статье Владимира Бонч-Бруевича «Легендарная корсеть» особо отмечены бывший собкор «Литературки» по Северному Кавказу Владимир Фомин (ныне возглавляет издательский дом «Крестьянин») и Ростовский корпункт, который призван был освещать творчество «донской роты русской литературы» (М. Шолохов), где ее собкором был писатель Павел Шестаков — один из лучших представителей детективного жанра того времени.
Юбилей юбилеем, а «Литературка» без литературы, критических и аналитических материалов немыслима. Проза представлена в ней рассказом Льва Карелина «Инопланетянин», поэзия — подборками стихотворений Евгения Евтушенко и Глеба Горбовского. Две полосы полностью заняли материалы круглого стола, посвященного анализу ситуации, сложившейся в постсоветской России. Суть состоявшегося разговора раскрывает заголовок: «Элита в разрезе».
16-я полоса газеты традиционно отведена клубу «12 стульев». Тема юбилейного выпуска клуба: «Былое и дамы». В газете нет рекламы, скан- и кроссвордов, кулинарных рецептов, а читать не скучно.