Сегодня: 19 апреля 6091, Четверг

А стояли у истоков работы с молодыми литераторами ответственный секретарь «Знамени коммуны» М.И. Фетисов (1930) и заведующий кафедрой русского языка и литературы Высшей сельскохозяйственной коммунистической школы, педагог и воспитатель П.Д. Литошенко. В разные годы занятия с начинающими авторами проводили в «Знамени коммуны» и «Донской речи» также Александр Горшков, Борис Изюмский, Ариадна Юркова, Евдоким Перов, Игорь Власов, Анатолий Азовский, Владислав Малышев, Вадим Климов, Юрий Минкин, Степан Прохоренко, Наталья Маликова.
Всю свою сознательную жизнь отдал литобъединению поэт, критик и литературовед Игорь Власов. Невозможно вспомнить, чтобы какое-нибудь занятие или встреча литераторов с горожанами на заводе, в вузе, в парке культуры и отдыха, в библиотеках, школах или еще где проходили бы без участия этого человека.
Когда же появлялся в редакции городской газеты на Московской, 20 (пр. Ленина) Виталий Сердюков, вместе с ним врывался в здание сам ветер. Мгновенно завязывались беседы, звучали стихи, отрывки из чьей-то прозы, цитаты. Оживала история, время и пространство раздвигалось.
«Уважаемый Виталий Иванович, читатели, поклонники литературы связывают Ваше имя с многочисленными публикациями в центральных и местных изданиях, — поздравляло новочеркасца правление областной организации Союза писателей России с его 60-летним юбилеем. — Они посвящены творчеству В.В. Маяковского, писателям Дона. Ваше дело обязывает молодое поколение с большим вниманием относиться к жизни и творчеству дорогих для нас имен, к российской истории и культуре. Личным примером, как организатор передвижной выставки «Маяковский и Дон» и домашнего литературного музея, Вы помогаете людям разных поколений глубоко почувствовать связь между такими понятиями, как целеустремленность, сила духа, добро и милосердие».
Как не хватает нам сейчас таких людей…
Не раз по путевке областного отделения Союза писателей СССР В.И. Сердюков отправлялся для сбора материалов то в Москву. то на Кубань, то еще куда-то. Поисковая работа земляка была связана не только с Маяковским, а и с творчеством А. Чехова, Л. Толстого, А. Софронова, Д. Бедного, Я. Френкеля. Статью-отчет В. Сердюкова о поисках прототипов романа М. Шолохова «Тихий Дон» поместил журнал «Болгарская русистика» с предисловием А. Калинина.
— Недавно был у Мишкинского родничка! — приглашал Виталий Иванович в «поход выходного дня». — Водичка там! Аж зубы ломят, атаманская, сам Платов пил!
Шло время. Литераторы города как бы поспевали за ним, не хотели отставать.
Сильная литературная группа работала в политехническом институте. Там занятия вел Ю.П. Белоусов — вначале ответственный секретарь, а потом и редактор многотиражной газеты «Кадры индустрии», член Союза журналистов СССР. Литераторы собирались в 119-й аудитории главного корпуса, а повседневно — в редакции газеты. Особого накала творческие беседы и дискуссии достигали, когда в очередной раз в НПИ приезжали литгрупповцы завода «Ростсельмаш» и Ростовского госуниверситета. Политехники издавали рукописную газету «Зерна». Она представляла поэтические и прозаические опыты начинающих авторов. После окончания вуза Алла Куренная, Станислав Подольский и Виталий Василенко продолжили дружбу с Музой и издали сборники своих произведений. Сквозь дымку времени проступают сейчас лица молодых дарований той поры — Валерия Тереньева, Михаила Лося, Александра Малашенко, Михаила Лемперта, Юрия Рудаша, Серпокрылова. Стихи Владимира Шварца, члена вузовской литгруппы, «Я люблю тебя, НПИ» положены на музыку, они стали гимном политехников.
На книжную полку читателей ложились все новые и новые издания новочеркасцев. Заявляла о себе молодежь, ее «подстегивали» ветераны.
Почти ежедневно появлялся в редакционных кабинетах «Знамени коммуны» кандидат биологических наук Н.В. Попов. Невысокого роста старичок с ровным проборчиком седых волос и белыми, аккуратными усиками приносил заметки о природе. Он был еще из тех, кто преподавал в Новочеркасском учительском институте, перебравшемся потом в Таганрог. Ушел на пенсию в 1952 году, а продолжал «держать руку на пульсе фенологии» аж до середины семидесятых годов. Пишу эти строки, раскрыв перед собой книгу Николая Васильевича «Степные этюды». Она была издана в Ростове в 1966 г. Талантом старейшего фенолога, тонким ценителем и популяризатором донской природы отмечены и его книги «Заметки фенолога» (1958 г.), «Сигналы природы» (1961 г.). «На охоту за растениями» (1964 г.). «Степные этюды» явились поэтическим рассказом о временах года на Дону. Такова его проза. Другой труд Н.В. Попова — «Фенологические наблюдения в школе» выдержал два издания у нас в стране, а позже переведен на польский язык. Свою долгую жизнь фенолог закончил рукописью «Радости учителя». В ней он рассказал о своем многолетнем педагогическом труде. Опыт Н.В. Попова применяют на практике и нынешние педагоги. Утеряны, к сожалению, его гербарий и учебные пособия.
Ученый в области электротехники и электровозостроения В.И. Бочаров написал трилогию о новочеркасских электровозостроителях и автобиографическое повествование «Баллада о прожитой жизни». Он соавтор книг «Деловые зори Новочеркасска», «Прогресс и экологические проблемы», «ВЭлНИИ — 40 лет».
Целый ряд книг на счету доктора философских наук, профессора ЮРГТУ (НПИ), краеведа А.А. Данцева — «Город на холме», «Великие сыны Дона», Новочеркасск Алексея Лосева», «Донские казаки и их столица». Есть у ученого и поэтические сборники: «Азбука сердца», «Степные звезды» и «Крылатое облако».
А служивший на Каспии новочеркасец Владимир Симоненко опубликовал свои стихи в матросском сборнике «Романтика моя», который был издан в Баку.
Каждое издание открывало что-то новое. Стала событием в кругу литераторов и драматическая повесть Виталия Белохонова «Огненный комиссар» (Ростиздат, 1986 г.). Документальная проза все чаще и чаще привлекала тогда к себе внимание: вклинившись в литературу, она не только фиксировала события прошлого, а и давала им оценку, как бы высвечивала скрытое временем, направляла лучи на личности, которые впитывали и радости и боли современников. В станице Шумилинской, рассказывала повесть, что на Верхнем Дону, в 20-е годы объявились бандиты. Нужно было создать отряд обороны, помочь милиции и чекистам в борьбе с террористами. Первым комсомольцем уезда становится Григорий Гичкин. Его и избирают молодые парни секретарем ячейки, своим вожаком. И ничего бы в этом удивительного не было, сколько парней в годы гражданской войны держали в руках оружие, но Григорий был… слепым.
Этой шумилинской историей и заинтересовался недавний редактор «Знамени коммуны» Виталий Белохонов. Заинтересовался и воскресил страницу истории.
На достоверных фактах построен и трехтомник «Новочеркасск и Платовская гимназия в воспоминаниях и документах». Ее составителем стал энтузиаст-краевед В.А. Лопатин. Библиотеки города заимели очень нужное повествование. С особым интересом его читают и люди старшего поколения и молодежь.
Виталий Лопатин работал преподавателем в средней школе № 3. Увлекся историей и начал пополнять новыми материалами школьный музей Прошлое этого учебного заведения очень богато. Здесь размещалась ровесница города — Новочеркасская войсковая гимназия. До 1864 она вообще была единственным средним учебным заведением на Дону, а высших тогда и вовсе не было. Лопатин встретился с оставшимися в живых выпускниками, записал их воспоминания, работал в архивах. Но тогдашняя администрация города во главе с мэром Н.И. Присяжнюком и казачество не смогли оказать проекту финансовую поддержку. Автор с рукописью поехал в Москву. В Барвихе устроился дворником. Первая книга вышла в свет в начале 1997 г. Издание было тиражировано московским издательством «Наука».
Воодушевленный Виталий возвратился в Новочеркасск. На обложке книги фотография достопримечательного здания города и слова: «Новочеркасск и Платовская гимназия в воспоминаниях и документах».
«В книге, — говорилось во введении, — рассказывается об одной из первых в России и одной и последних школ классического типа, которая за более чем 200-летнюю историю своего существования оставила заметный след в отечественном образовании и науке в лице своих выдающихся питомцев, таких как А.Ф. Лосев, А.В. Позднеев, Н.Г. Холодный и пр. Кроме воспоминаний профессора-микробиолога А.Д. Грекова, в книгу вошли малоизвестные документы о деятельности гимназии в конце XIX — начале XX в., о преподавателях и учебном процессе, о нравах и судьбах учеников».
Вторая и третья книги появились вскоре же. Их издание осуществилось при содействии акционерного коммерческого банка «Визави».
Трехтомник-то вышел, а работу в городе автор потерял. В Москве жить негде, да и личная жизнь не устроена. Виталий был в растерянности. Наступали холода. Моросил унылый осенний дождь. Мы стояли в глубине квартала на углу улиц Дубовского и Пушкинской. Виталий прислонился к стволу мокрого дерева, молчал, думал, не знал — как быть дальше.