Сегодня: 19 апреля 1312, Вторник

Новочеркасск — место формирования двух известнейших армий периода гражданской войны: Добровольческой и Донской. И если некоторые знают, что первую из этих армий формировали довольно известные генералы Алексеев и Корнилов, а командовали ею генералы Корнилов, Деникин, Врангель и Май-Маевский, то кто занимался формированием Донской армии и кто ею командовал не знают даже многие историки. Этот пробел мы и попытаемся восполнить.

Создание Донской армии началось весной 1918 года. Непосредственно к ее формированию приступили 17 апреля в расположенной невдалеке от Новочеркасска станице Заплавской, куда отступили казаки мятежной станицы Кривянской и находившиеся в ней новочеркасские казаки. Общее руководство при этом осуществлял так называемый Совет обороны, преобразованный 21 апреля во «Временное донское правительство». За 5 дней были сформированы 7 пеших полков и 2 конных, 1 пластунский батальон — всего свыше 5000 штыков и 1000 сабель при 30 пулеметах и 6 орудиях.

После прибытия 23 апреля в станицу Константиновскую окончившего Степной поход отряда походного атамана П.Х. Попова, насчитывавшего около 1000 казаков при 20 пулеметах и 3 орудиях, Донская армия была разделена 25 апреля на Северную группу войскового старшины Семилетова, Южную группу генерала Денисова и Задонскую группу генерала Семенова под общим командованием генерала Попова. Общая численность Донской армии достигала 10000 штыков и сабель.
Собравшийся 12 мая «Круг Спасения Дона» объявил мобилизацию 25-ти возрастов. При этом было заявлено, что все лица невойсковых сословий, вступившие в Донскую армию, будут приняты в казаки, а казаки, перешедшие на сторону советских войск, будут лишены казачьего звания. «Круг Спасения Дона» 16 мая избрал войсковым атаманом генерал-майора П.Н. Краснова, впоследствии утвержденного на этой должности и Большим войсковым Кругом. А 18 мая войско Донское было переименовано во «Всевеликое Войско Донское».

В середине мая 1918 г. Донская армия насчитывала уже до 17000 казаков, 21 орудие, 58 пулеметов. Были введены Положение о военной службе казаков (с 19 до 40 лет в 3-х очередях), Дисциплинарный устав (обращаться к казакам следовало на «Вы», а к офицерам — с добавлением к их чину слова «господин» вместо «Ваше благородие»; каждого дезертира станица обязана была заменить казаком старшего возраста). К середине июня было создано уже 6 войсковых групп, а общая численность Донской армии достигала 39000 казаков при 93 орудиях и 281 пулеметах.

Помимо этого, формировалась еще и так называемая Молодая армия из новобранцев 17-18 лет, не подвергавшихся еще тлетворному влиянию действовавших на германском фронте полковых комитетов и воздействию разлагающей большевистской агитации. К концу августа 1918 года ее численность достигла 20000 казаков. Проведенный 8 сентября, во время работы Большого войскового Круга, строевой смотр частей и подразделений Донской армии показал дисциплинированность и беспрекословное подчинение приказу ее личного состава, которые были продемонстрированы впервые за последние полтора года. Все это говорило о торжестве начала прочной организации, сторонником и талантливым представителем которой был генерал-майор П.Н. Краснов.

Делегаты Круга горячо восприняли первую организационную удачу генерала Краснова. Круг постановил отдать приказ по войску, в котором, в частности, говорилось: «Только 2,5 месяца прошло, как вы слетелись на службу Тихому Дону <...>, но успела вырасти из вас молодая и сильная Армия». После смотра было объявлено постановление Большого войскового Круга о производстве генерал-майора Краснова в генералы от кавалерии (минуя чин генерал-лейтенанта).
Успехи в формировании Донской армии, состоявшей из 30 пеших и конных полков и насчитывавшей уже 45000 казаков, позволили ей не только перейти в решительное наступление и к середине августа 1918 г. освободить от советских войск всю территорию новосозданного национально-территориального образования, носившего теперь название «Всевеликое Войско Донское» (кроме части Сальского округа), но и развернуть наступление на Царицын и Воронеж. Но поражение Германии и связанный с этим уход германской армии вынудили Краснова, придерживавшегося прогерманской ориентации, пойти на соглашение с Деникиным, ориентировавшимся на Антанту. По соглашению от 8 января 1919 г. Донская армия перешла в оперативное подчинение генералу Деникину, ставшему главнокомандующим вооруженными силами Юга России, состоявшими теперь из Добровольческой и Донской армий. Однако внутренние дела армии (назначения командного состава, чинопроизводство и др.) остались в ведении донского правительства.

Командующими Донской армией в разное время были генералы: К.С. Поляков (17-25 апреля 1918 г.), П.Х. Попов (25 апреля — 18 мая 1918 г.), С.В. Денисов (18 мая 1918 г. — 15 февраля 1919 г.), В.И. Сидорин (15 февраля 1919 г. — 27 марта 1920 г.). Посты начальников штаба у них соответственно занимали генералы: С.В. Денисов, В.И. Сидорин, И.А. Поляков, А.К. Кельчевский.
Донская армия до конца разделила судьбу вооруженных сил Юга России. Вместе с ними летом 1919 года она дошла до Тулы и Орла, имела в своем составе 52,5 тысячи донцов при 930 пулеметах и 240 орудиях. Вместе с ними осенью-зимою 1919-1920 годов понесла значительные потери. Остатки ее весной 1920 года были эвакуированы в Крым, где вошли в состав руководимой генералом П.Н. Врангелем Русской армии. А после эвакуации Русской армии из Крыма в ноябре 1920 года составленный из остатков Донской армии Донской корпус был размещен на греческом острове Лемнос в палаточных лагерях, где он и был расформирован летом 1921 года. Организованные казачьи части согласились принять у себя Болгария, нуждавшаяся в инженерно-саперных подразделениях для ведения строительных и дорожных работ, а также Югославия, планировавшая использовать казаков для охраны государственных границ Королевства сербов, хорватов и словенцев.
7 сентября на борт парохода в лемносском порту поднялись последние казаки, от имени которых генерал Абрамов поблагодарил местное население и греческого губернатора за хорошее к ним отношение. Он также попросил представителей православного греческого духовенства ухаживать за кладбищем, на котором остались покоиться умершие во время пребывания на острове казаки бывшей Донской армии.