Сегодня: 18 апреля 7956, Среда

Аншлаги сопровождали этот спектакль всегда — не только в России, но и на международных гастролях и фестивалях в Германии, Франции, Турции, Мексике, Японии. «Собаки» — не просто спектакль, а настоящая легенда, принесшая славу Ростовскому Молодежному театру, тогда еще ТЮЗу. Старожилы утверждают, что знавали настоящих фанатов, которые ходили на «Собак» более ста раз. Среди моих друзей и знакомых можно найти тех, кто смотрел спектакль пять, семь раз.
В основе рок-драмы «Собаки» повесть Константина Сергиенко «До свидания, овраг!». Сценарий написали драматурги А. и Л. Чутко. Поставил спектакль художественный руководитель театра режиссер Владимир Чигишев. Музыка Дмитрия Негримовского, ныне проживающего во Франции. Либретто рок-драмы написал известный российский бард ростовчанин Геннадий Жуков. Геннадий Викторович трижды давал концерты в Новочеркасске, участвовал в фестивалях клуба авторской песни и поэзии «Старый кораблик».

Сюжет рок-драмы незатейлив, но аллегоричен. Герои «Собак» — брошенные, обиженные, обманутые людьми животные. События разворачиваются как бы в присутствии Человека, который называет себя Богом, венцом природы, вершителем судеб, повелителем зверья. Разговоры собаки тоже ведут о Человеке, кто со злостью, кто с тоской, а иные с надеждой. Каждая, даже самая отчаявшаяся и злая собака, мечтает о доме и о своем Человеке. Кто-то вспоминает бывших хозяев, кто-то мечтает найти нового. Есть у героев драмы и своя особая мечта. Мечта о собачьей дверце, за которой дом, вкусная еда, покой и уют. И в этот собачий рай нет пути Человеку, туда пускают только собак.

Пес по кличке Черный (заслуженный артист России Николай Ханжаров) собирает вокруг себя стаю бездомных собак. Живут собаки в овраге на краю города. И каждый день обшаривают окрестности в поисках пищи. Ходят они и на автобусную остановку в надежде получить подачку от людей. Но Черный учит своих подопечных не попрошайничать. Попрошайничать недостойно и опасно. Люди коварны и злы, они могут ни за что ни про что ударить просящего, а то и убить. Лучше украсть, вырвать из человеческих рук добычу и сбежать. Так учит сильный, агрессивный Черный, хозяин которого бил его, держал на цепи. Но и такого хозяина Черный любил, был ему предан, бежал вслед уезжающему на машине хозяину до тех пор, пока тот не остановил машину и не пнул пса так, что он больше не мог бежать. Человек Бывшей Таксы (заслуженная артистка России Валерия Искворина) умер, и другие, чужие люди отвезли ее за город и выкинули в овраг. Был ли свой Человек у Хромого (Дмитрий Зуев), он и сам не помнит. Крошка (Ольга Калашникова) ходит к остановке, надеясь встретить там детей, идущих в школу, у которых бывают с собой бутерброды и булочки, которые почему-то исчезают, когда они возвращаются домой. Головастому (заслуженный артист России Владимир Воробьев) нравится имя Джонатан, он умеет читать, потому что целых два года жил у школьного сторожа и «учился» сразу во всех классах. В овраге он находит старые, разорванные книги и журналы и читает их остальным собакам. Гордый (Владимир Шанаурин) — пес, гуляющий сам по себе, он не входит в стаю, но поддерживает отношения с собаками, помогает им. Гордый дружит с домашним котом Якимото (Юрий Филатов), что страшно возмущает Черного — домашний, да еще и кот! Кроме домашнего кота, есть и домашние собаки. Привязанный (Анатолий Матешов) — чемпион, на груди которого красуются медали. Человек приводит его погулять в овраг. Домашние животные с восхищением рассказывают о своих людях и боятся потерять их покровительство.

Развязка наступает неожиданно и скоро. Хромого, попрошайничающего у остановки, избивают люди, и он приползает в овраг умирать. Черный со своей стаей после смерти Хромого решают за него отомстить. Всё заканчивается, как это и происходит в жизни. Приезжает собачья будка. Люди ловят собак. И напрасно Головастый кричит еще свободному Гордому: «Скажи им, что я умею читать!». А Крошка, наивная Крошка думает, что с людьми можно договориться, вот только жаль, что собак не выучили говорить по-человечески! «Беги, Гордый! — кричит Черный. Но Гордый не может бросить друзей и прыгает в гигантский кулек, изображающий ловушку, в которую попала стая.

Сопротивляющиеся собаки поют песню о собачьей дверке, о рае. Но в этой песне уже нет надежды. Это прощание. И на огромном кульке-ловушке появляется надпись «Прощайте, собаки!».

Зал подпевал, было много молодежи, которая явно смотрела спектакль не впервые. Актеры двигались, пели, говорили очень легко, органично. Атмосфера зрелища была таковой, что в нее легко включались зрители, те самые люди, которые были теперь (не могли не быть!) на стороне собак и против Человека. А Человек продолжал петь о том, что он — Бог, венец природы, повелитель зверья. А собаки уходили через особенную, крохотную, величиной с точку, дверку. Уходили в собачий рай, куда нет входа Человеку!