Сегодня: 20 апреля 9642, Воскресенье

Водители — читатели «ЧЛ» часто жалуются нам на плохое состояние новочеркасских дорог. Автомобили многих из них становятся жертвами ям, ухабов, открытых люков и прочих предметов «пересеченной местности». «Можно ли подать на дорожников в суд? — спрашивают они. — И есть ли надежда такое дело выиграть?».
Надежда, конечно же, есть!

Давайте начнем с того, что ущерб, нанесенный вам на дороге, обязаны возместить те, кто не зарыл яму, не закрыл люк или «забыл» на дороге строительный мусор. Это могут быть рабочие дорожной организации, коммунальной службы, связисты и др. Правда, вам следует знать некоторые цифры. Дорога, конечно, не зеркало и дорожные повреждения на ней имеют место быть. Но их размер ограничен ГОСТом: 15 см в длину, 80 см в ширину и 5 в глубину. То, что больше — уже яма, и за нее обязаны отвечать городские службы.
В защите ваших прав от нерадивых дорожников вам может помочь страховка. Если вы застраховали машину добровольно, то за ее починку вам заплатит страховая компания. Она же будет разбираться с дорожниками и, при необходимости, предъявит к ним иск.

Если вы застраховались «обязательно» или не застраховались совсем, то головная боль — ваша. Какие действия в таком случае вам следует предпринять?
Во-первых, вызывайте на место аварии инспектора ГАИ и требуйте составления протокола. Далее обращайтесь к экспертам, от которых нужно получить заключение: какие повреждения получил ваш автомобиль, и во что обойдется ремонт. Следующий ваш шаг — заявление в суд.

В суде вам необходимо будет доказать:
— вред (ущерб), нанесенный вашему автомобилю (представьте, к примеру, калькуляцию стоимости восстановления);
— неправомерные действия (бездействия) причинителя вреда (сошлитесь на нормативные документы, обязывающие ответчика привести в порядок тот самый участок дороги, где вы неудачно «влетели»);
— то, что авария случилась именно в тот момент, когда злополучный люк был действительно открыт, а яма зияла во всей красе;
— вину ответчика;
— причинную связь между вашими убытками и действиями ответчика (т.е. вы должны доказать, что причиной аварии стало именно состояние дорожного покрытия, а не техническое состояние автомобиля или ваша ошибка в управлении).
Юристы считают, что если все эти составляющие у вас есть, то шансы выиграть дело в суде — немалые.

Кстати, возможно битва с нерадивыми дорожниками скоро перестанет быть только вашим личным делом. МВД России планирует усилить работу по привлечению к административной ответственности руководителей дорожных организаций, содержащих дороги в ненадлежащем состоянии. Об этом заявил на недавней пресс-конференции замминистра внутренних дел РФ А. Чекалин. По статистике, каждое 4-е ДТП происходит по вине дорожников, не только оставляющих незалатанные ямы, открытые канализационные люки, но также наносящих некачественную или неправильную разметку и т.д. При этом практика привлечения дорожных организаций за ненадлежащее состояние дорог ранее не применялась, и дорожные организации, таким образом, «уходили от ответственности». Теперь, по словам А. Чекалина, инспекторам ДПС дано поручение при составлении протоколов о ДТП обращать особое внимание на состояние дороги для того, чтобы в качестве ответчика можно было привлечь дорожную службу.

И это еще не все! Министерством транспорта подготовлен проект изменений и дополнений Правил дорожного движения, которые планируют ввести в действие с 1 июля 2004 г.). Серьезные изменения, в частности, коснутся дорожной разметки. Новый ГОСТ утвердил разметку 1.25, обозначающую искусственную неровность на проезжей части — «лежачего полицейского». Появится и другой стандарт, четко регламентирующий размеры «неровности» (ширина не менее 4-х метров и съезды по метру). Теперь дорожников за фантазии на тему неестественных препятствий можно привлекать к ответственности за разбитый картер и оторванный глушитель. Глядишь, вспомнят и о «естественных неровностях».