Сегодня:

Совет по информационным спорам Ростовской области собрался 16 апреля в Ростове-на-Дону для обсуждения конфликта между администрацией города Новочеркасска, подконтрольными ей СМИ, с одной стороны, и так называемой оппозиционной прессой, с другой.

Поводом к обсуждению послужило заявление редактора газеты «Частная лавочка» Елены Надтоки. Елена Михайловна просила Совет рассмотреть два вопроса. Один из них касался ряда публикаций в газетах «Новочеркасские ведомости», «Новочеркасская неделя» и «21 канал». Совету предстояло выяснить, нарушают ли данные публикации правовые и этические нормы, содержат ли они оскорбления в адрес журналистов «Частной лавочки» и других независимых от мэра газет. Однако, более интересным для всех присутствующих оказался второй вопрос, который поставила в своем заявлении Е. Надтока: препятствует ли администрация города Новочеркасска осуществлению законной профессиональной деятельности журналистов некоторых городских изданий? Имеют ли журналисты доступ к интересующей их официальной информации, вхожи ли они на пресс-конференции, планерки, проводимые городской администрацией?

Предполагалось, что участие в обсуждении примут если не три, то хотя бы две стороны конфликта — журналисты «оппозиционных» СМИ и их оппоненты. Но в адрес Совета пришло письмо от редактора «Новочеркасских ведомостей», руководителя Новочеркасской городской организации Союза журналистов России Оксаны Аксеновой. В своем письме Оксана Антоновна разъяснила, что ни она, ни другие журналисты не могут принять участия в работе Совета, поскольку в этот день проходит областная конференция Союза журналистов России. О. Аксенова попросила отложить обсуждение и перенести в Новочеркасск, чтобы в нем смогла поучаствовать и третья сторона — администрация города. Также О. Аксеновой было выражено недоверие Совету, который был заподозрен в предвзятости.
Эксперты с удивлением восприняли письмо Оксаны Антоновны, хотя бы потому, что к моменту начала заседания Совета журналистская конференция уже закончилась. И руководство областной журналистской организации во главе с Т. Селедцовой сочло для себя возможным и необходимым участие в работе Совета по информационным спорам. На какой конференции в это время была Оксана Антоновна, ведомо только ей самой. Тем не менее, Совет принял решение начать предварительное обсуждение и продолжить его уже в Новочеркасске, дабы заслушать все стороны конфликта. Это было сделано в надежде на то, что живое и открытое обсуждение поможет разрешить затянувшийся конфликт и примирить оппонентов.

Затем эксперты выслушали Е.Надтоку, которая рассказала, как живется независимым газетам на информационном поле Новочеркасска при нынешней администрации. Ни для кого не секрет, что журналистов «Частной лавочки» и «Вечернего Новочеркасска» в здание администрации не пускают, в предоставлении информации чиновники отделов администрации неугодным журналистам отказывают. В ответ на любую, даже вполне невинную критику, следуют обращения в суд. В последние полгода редакции газет «Частная лавочка» и «Вечерний Новочеркасск» в качестве ответчика участвовали в 16 судебных процессах, инициаторами которых выступают мэр Новочеркасска, а также руководители управлений и отделов городской администрации. Предметом судебных разбирательств часто служат одно или два слова, в которых чиновники усмотрели крамолу. Интересно отметить, что несогласие с официальным мнением или чего хуже — критика действий администрации, похоже, рассматривается многоуважаемыми чиновниками как унижение чести и достоинства. Ни разу никто из критикуемых даже не попытался использовать свое законное право на ответ или разъяснения. Ни разу никто из чиновников не попробовал повести диалог с независимой прессой и в открытой полемике доказать свою правоту. Боятся что ли, достоинство свое уронить? Или сомневаются в твердости позиции?

Масло в огонь конфликта подлили и промэровские средства массовой информации. Публикуя сказочки низкого пошиба и псевдоразоблачительные статьи, они задевали не понравившихся журналистов, а также членов их семей. С пафосом (видимо, комсомольская юность дает о себе знать!) в этих статьях воспевался мэр, причем в таких выражениях, что трудно было не заметить открытую лесть, местами граничащую с прямым оскорблением чувства меры и собственного достоинства. Было неудобно за Анатолия Панфиловича, который, право, заслужил более корректного и уважительного отношения со стороны муниципальных журналистов, которым он дал работу.

Несколько слов на заседании Совета сказала и я. Смысл их сводился к тому, что я никоем образом не оскорбила никого из журналистов лично, всегда с уважением относилась и отношусь к представителям власти и, в общем, симпатии мои скорее на стороне мэра, чем на стороне оппозиции. И я не понимаю, почему представители промэровских СМИ избрали именно меня в качестве девочки для битья. Неужели лишь потому, что я работаю в «Частной лавочке» и поддерживаю добрые отношения со своей коллегой Еленой Надтокой? Так или иначе, без каких либо видимых причин мы с Еленой Михайловной, которая, кстати, является членом бюро городской организации журналистов, искусственно отстранены Оксаной Антоновной от деятельности нашего профессионального союза.

Совет принял к сведению выступления участников обсуждения и в ближайшее время соберется вновь — уже в Новочеркасске.