Сегодня: 19 апреля 4042, Суббота

3 марта в концертом зале ЮРГТУ новочеркасцев ожидал спектакль необычный — «Дуэт с Пушкиным» в исполнении французского актера Филиппа Сент-Пьера, лауреата Всероссийского Пушкинского конкурса «России первая любовь…» (1999), международного конкурса театрального искусства «Славянский венец» (2001).
Филипп — уроженец Гренобля, работает в театрах по антрепризе. Снимался в кинофильмах. Сам он подчеркивает, что у него — тройная актерская школа — французская, русская и… африканская. Учился он и у Мамаду Дьюма, который работал с самим Питером Бруком. Этот спектакль был 115-й по счету. Гастроли осуществляются в рамках международного проекта «Мосты дружбы». Спектакль в Новочеркасске был организован Сирилом Жерардоном, руководителем «Французского альянса» (Ростов-на-Дону). А со стороны нашего города — Ларисой Мартыновой, главным специалистом по международным связям, сотрудниками ЮРГТУ и управлением культуры администрации.

Сам Пушкин никогда не покидал Россию, он был, как теперь говорят, невыездным. Да и если признаться честно, то великого русского поэта, который «наше все!», плоховато знают в Европе. Так, во Франции даже в университетах нашего классика не изучают. Чехов, Достоевский — это читаемо, Набоков, Солженицын — хотя бы знакомо. А Пушкин!.. Вот и решила Ника Косенкова, автор и режиссер спектакля, «открыть» для европейцев нашего поэта — в исполнении французского актера. И это не случайно! Лицейские товарищи прозвали Пушкина Французом, многие стихи и почти все письма писал на французском языке, знал и любил французскую поэзию.

Филипп и внешне похож на Пушкина — ростом невысок, смуглое лицо, курчавая шапка волос на голове, пышные бакенбарды. Когда Ника нашла его восемь лет назад и предложила делать этот спектакль, то он буквально «заболел» этой идеей. Несмотря на то, что Филипп был занят и в кино, и в театре, он стал надолго приезжать в Россию, начал учить русский, много читал. И появился на свет его Пушкин — эмоциональный, живой. В простом сюртуке, котелке и на … велосипеде. Да, именно так видит этот образ Филипп. Все действие спектакля происходит на ковре из древесных стружек. Поэтому в зале пронзительно пахнет лесом, свежестью. И еще чем-то неуловимым — то ли детством, то ли сказкой… И превращаются эти стружки то в осенние листья, то в весеннюю траву, то в снег Черной речки… Актер напевает песенки, читает стихи и письма Александра Сергеевича. И все, что он делает, — играет на трубе или поднимает бокал с вином, танцует с бумажной куклой или стреляется на дуэли — он делает с полной отдачей. Наверное, поэтому в зрительном зале не остается равнодушных. И даже французский язык — не помеха! Ведь такие чувства, как страсть, любовь, ненависть — интернациональны и понятны всем.

«Дуэт с Пушкиным» задуман был во Франции, и репетиции проходили там же — все-таки там легче найти деньги на постановку, арендовать зал и хорошую аппаратуру, но премьеру играли в Москве. С момента знакомства с Пушкиным у актера началась другая жизнь. Сам он говорит, что вместе с Пушкиным для него открылась Россия. И все же, до сих пор русская душа для него — это что-то необъяснимое, непонятное. Как можно объяснить, почему русский хохочет, когда хочется плакать, и плачет, когда нужно смеяться? Как объяснить, почему любую маленькую неприятность русский переживает, как страшную катастрофу, а уж если радуется, то устраивает веселье даже не на сто, а на двести процентов? Актер считает, что для русских чувства значат больше, чем разум, и Пушкин это хорошо понимал. И он начал понимать это именно через Пушкина.

А мы смогли увидеть Пушкина неожиданного, в чем-то публику эпатирующего. Взять хотя бы тот же велосипед. Пушкин — на велосипеде! А почему бы и нет?! Живи он в наши дни, то, наверное, с удовольствием совершал загородные поездки именно на двухколесном «звере». Сент-Пьер представляет нам Пушкина, резко отличающегося от лакированно-статичного поэта из учебника литературы. Да, и погулять он любил, и к женскому полу был весьма неравнодушен, и в карты проигрывался, и ругался матом… И при этом всем он оставался Пушкиным. Со всеми достоинствами и недостатками, страстями и увлечениями. Когда спектакль закончился, после аплодисментов и цветов в зале остались те, кто захотел продлить общение с актером. Захотел поближе узнать Филиппа и его супругу Александру, кстати, русскую, И долго еще зрители не отпускали актера, подарившего нам чудо прикосновения к миру Пушкина.
row['name']