Сегодня: 19 апреля 2419, Пятница

Мы уже неоднократно публиковали материалы, посвященные новому порядку начисления и выплаты жилищных субсидий. Новый порядок, как известно, всегда хуже старого, привычного. Тем более, что в данном случае он действительно оказался довольно жестким для некоторых категорий участников программы жилищных субсидий. И вот уже поползли по городу панические слухи, посыпались возмущенные телефонные звонки. Чтобы прояснить ситуацию, начальник управления труда и социального развития (УТиСР) администрации Новочеркасска Ю. Чебаков пригласил городские СМИ на пресс-конференцию.
Разговор, плавно разворачиваясь, коснулся практически всех проблемных вопросов. Вообще, по словам Ю. Чебакова, 2003-й год в части назначения и выплаты жилищных субсидий был годом тяжелым, переломным. Эксперимент по переходу с чековой модели на персонифицированные социальные счета, когда люди стали получать в банках «живые» наличные деньги, в нашем городе прошел успешно. Новочеркасск удостоился положительной оценки на коллегии Госстроя России. Это стало возможным только благодаря пониманию со стороны населения.
Далее по порядку. Задержка субсидии за декабрь 2003 года — это долг со стороны Федерального бюджета. Поступление денег (примерно 3 млн. рублей) ожидается уже в ближайшее время. Все выплатные документы готовы и на следующий же день деньги будут выплачены получателям субсидий. Распространяемые слухи о том, что эти деньги, якобы, кто-то «прокручивает» в банках, абсолютно несостоятельны. Все бюджетные организации, в том числе и УТиСР, работают только через отделения Федерального казначейства, где существует очень жесткий контроль. Больше трех банковских дней деньги на счете организации находиться вообще не могут, тем более исключено их нецелевое использование. В этом году, судя по всему, подобная ситуация не повторится, денег должно хватить на весь год.
В конце января губернатор Ростовской области подписал постановление № 55, которое ввело совершенно новый порядок начисления жилищных субсидий. Весь февраль работники соответствующего сектора УТиСР работали очень напряженно, корректируя программный комплекс, который осуществляет автоматизированный расчет жилищных субсидий. Всем гражданам, обратившимся в 2004-м году, субсидии начислены уже по новому порядку. Тем, кто пришел на переаттестацию после 1 января 2004 года, субсидии начислены в несколько ином размере. Остальные же, до даты очередной переаттестации получают ее по-старому. Вопреки беспочвенным слухам, никто не будет ничего с них «вычитывать», так же, как и в случае смерти хозяина, поскольку законы обратной силы не имеют. Другой нервирующий граждан вопрос: тем, кто обратился к участковому инспектору УТиСР о назначении жилищной субсидии до 15 числа текущего месяца, но не успел попасть к нему на прием, согласно тому же постановлению № 55, назначение будет производиться по дате обращения. Так что не волнуйтесь, все успеете.
Чем отличается новый порядок начисления жилищных субсидий от существовавшего ранее? Прежде всего, значительной дифференциацией суммы субсидии. Раньше все семьи, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, при прочих равных условиях получали субсидию в одинаковом размере. Теперь же, чем беднее семья, чем ниже ее среднедушевой доход, тем выше будет размер субсидии. Новый порядок во главу ставит принцип социальной справедливости, а не социального равенства. Кроме того, этот порядок призван бороться с иждивенческими настроениями среди трудоспособной части граждан. Для семьи, где есть трудоспособный член, не представивший справку о доходах, или о том, что он состоит на учете в центре занятости как безработный, субсидия назначаться не будет. Кто-то в результате такого подхода, конечно, пострадает. В первую очередь, так называемые «асоциальные» семьи с неработающими родителями-наркоманами. Не будет также предоставляться субсидия не гражданам РФ. Раньше здесь были возможны варианты, а сейчас, согласно закону, это полностью исключено. И еще одна строгость: назначаться жилищная субсидия будет только по месту регистрации, то есть все члены семьи должны проживать вместе. Отдельно проживающему члену семьи будет назначаться отдельная субсидия по месту его проживания. Из приведенных Ю. Чебаковым в качестве иллюстрации примеров следует, что самые малообеспеченные семьи действительно станут получать субсидию существенно большего размера. Семьи же «средней малообеспеченности» получат меньше, чем раньше. В случае же, когда в квартире проживают два пенсионера, пользующиеся льготами, жилищная субсидия им, скорее всего, вообще назначена не будет. Государство уже предоставило им помощь в форме 50-процентной льготы по оплате ЖКУ. Это тоже денежные средства из бюджета, хотя и не в наличной форме. Такие семьи, пользующиеся льготами и имеющие достаточно высокий совокупный доход, могут право на субсидию потерять.
Итак, в новом году практически все семьи, участвующие в программе жилищных субсидий, а сейчас их около 16 тысяч, получат уже другую сумму, может, больше, а может, и меньше прежней. Судя по всему, тех, кто потеряет в результате применения нового порядка, будет больше. Надо быть к этому готовым. Следует понимать, что это не произвол администрации города. Постановление о новом порядке начисления жилищных субсидий принято губернатором и обсуждать его нет смысла. Закон есть закон. Подвести же первые итоги применения нового порядка можно будет спустя пару месяцев. Очевидно, тогда мы и вернемся вновь к этой теме.