Сегодня: 20 апреля 9426, Четверг

С Борисом Плевакиным я познакомился в конце лета 1979 года. Его внешность не оставляла сомнений — это художник. Темно-красная с распахнутым воротом рубашка, темные примятые брюки, светло-серый пиджак и спадающие до плеч волнистые волосы. Пытливый взгляд, быстрая, порой сбивчивая речь.
Задолго до личного знакомства я уже знал Плевакина по его публикациям, а также художественным и оформительским работам. Мне нравились его краеведческие заметки и очерки, сопровождавшимеся собственными иллюстрациями. А еще он интересовал меня как первый биограф художника-пейзажиста И.И. Крылова. Наслышан был и о его уникальном альбоме автографов.

Состоявшееся знакомство позволило вскоре и альбом посмотреть и кое-что узнать о его владельце. Родился Борис в далекой Киргизии в военное лихолетье (сегодня ему исполнилось бы 60 лет). Воспитывался в детдоме в кишлаке Пекет. Тринадцатилетним мальчишкой приехал с матерью в Новочеркасск. Природная склонность к рисованию привела Бориса сначала в художественную студию Н.Я. Лисименко, а потом в Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова. Из-за какого-то конфликта с преподавателями окончить училище ему не удалось. Но необходимые художнику знания и навыки он все же успел получить. Потом была служба в Советской армии, в Казахстане. Там Борис много рисовал и писал в армейскую газету. Там же, в 1967 г., у него зародилась идея сделать литературно-художественный альбом. Его первые страницы, естественно, были посвящены классикам литературы прошлого. Рисованные акварелью (на основе репродукций плюс собственная фантазия) портреты с цитатами из их произведений. Потом принялся за современников. И первым в их ряду стал М.А. Шолохов. («Тихий Дон» детдомовцам читал по вечерам их воспитатель.) Старательно изобразив знаменитого писателя на фоне лазоревой степи, Борис дерзнул заполучить у него автограф. И получилось. Не сразу, но получилось. «Только что — и не без улыбки — ознакомился с полемической перепиской между Вами и моим б. (надо полагать — бывшим. — В.Р.) секретарем…», — написал Михаил Александрович под рисунком солдата. Это вдохновило молодого художника и придало ему смелости. Да и следующие портретируемые, видя автограф Шолохова, охотно оставляли свой. Так в Плевакинском альбоме появились автографы Чуковского, Маршака и др.
Демобилизовавшись, Борис вернулся в Новочеркасск и не упускал случая пообщаться со знаменитостями, посещавшими наш город. Его альбом пополнился автографами кинорежиссера Сергея Бондарчука, актрисы Майи Булгаковой, легендарного путешественника Тура Хейердала… Это было его хобби. Но он много работал как живописец и журналист. Стал членом городского клуба художников, его приняли в Союз журналистов СССР. Однако картины продавались редко и дешево, публикации приносили мизерные гонорары, а семья росла, росли ее потребности, и приходилось художнику расписывать стены детских садиков, оформлять стенды, писать лозунги, рисовать этикетки. Отсюда неудовлетворенность и… сочувствующие с бутылкой. Но ни живопись, ни журналистику Борис не оставил. И тут его поддерживали и способствовали творческому росту старшие товарищи — коллеги Г.П. Таранов и А.И. Потапенко, писатель А.В. Калинин.

Наиболее плодотворным в творческом плане для Плевакина оказалось десятилетие с середины 70-х до середины 80-х годов. Широкую известность получил его портрет молодого Шолохова, написанный по предложению Калинина. В 1976 году портрет опубликовали в журнале «Молодая гвардия». Журнал был послан в Вешенскую и вернулся оттуда с дорогой надписью: «Борису Плевакину. С поклоном — М. Шолохов. 9.11.76». Затем портрет напечатали на суперобложке книги А. Калинина «В краю «Тихого Дона». Портреты В. Закруткина, А. Калинина, Г. Семенихина, В. Калмыкова, пейзажи разных мест демонстрировались на художественных выставках, что-то приобреталось (за символическую цену) музеями и коллекционерами. Но, конечно, больше раздаривалось друзьям и знакомым. В это же время Плевакин, основываясь на архивных и музейных материалах, а также на воспоминаниях Акилины (Лины) Ивановны Гурьевой-Крыловой, заканчивает большую работу по жизнеописанию И.И. Крылова. Очерк «Певец земли Донской» был опубликован в ноябре 1976 года в восьми номерах «Знамени коммуны». На эту тему его публикации были в областной газете «Молот», в журнале «Дон» и в др. изданиях. Эти выступления в печати бесспорно содействовали тому, что дом И.И. Крылова в июне 1979 г. получил статус Дома-музея.
В том же году, осенью, Ростовское книжное издательство выпустило в свет книгу «Певцы донского края», составленную из очерков о Н.Н. Дубовском (автор Л.И. Соловьева), И.И. Крылова (Б.А. Плевакин) и М.Б. Грекова (В.И. Кулишов). В отзыве на эту книгу А. Потапенко писал в городской газете: «Автор очерка об И. Крылове Б.А. Плевакин выполнил значительную работу по сбору материалов о жизни и творчестве художника. Он постарался побывать всюду, где жил и творил И. Крылов. Умело подчеркнутыми деталями (не обойдены и такие, как даты на почтовых штемпелях!) автор сделал осязаемо конкретными давно пережитые моменты жизни художника». Кстати сказать, Александр Иванович Потапенко — ученый-селекционер, художник и литератор свел Бориса с Н.В. Овечкиным, и ему представилась возможность не только пообщаться с большим художником, но и вместе поработать на пленэре. И тут Плевакин-журналист не упустил случая выпытать у Николая Васильевича подробности его творческой биографии, что послужило материалом для ряда солидных публикаций о нем.
Кажется, в 1983 году А.В. Калинин пригласил Плевакина пожить и поработать в Пухляковском. В конце марта 1985 г. я случайно встретил Бориса в городе. На мои вопросы: «Где ты пропадаешь? Что делаешь?» — он молча достал из большой холщовой сумки тонкую брошюру, быстро подписал ее и вручил мне. Читаю на обложке: «Пухляковская картинная галерея», а в самом конце: «Составитель каталога и автор вступительной статьи Б. Плевакин».
— Молодец, поздравляю!
— Спасибо, но это еще не все. Скоро в издательстве «Современник» выйдет моя книга. Анатолий Вениаминович посодействовал. А в галерее обязательно побывай, там представлены работы почти ста авторов со всего света. С экспозицией пришлось повозиться! И он заторопился:
— Сегодня возвращаюсь в хутор, надо успеть пописать на природе, пока совсем не зазеленело.

Ровно через год Борис принес мне два экземпляра книги «Был и я среди донцов». Одна была подписана нам с женой, другая — нашим детям. Я искренне порадовался за него. Действительно, такое не часто бывает. Книга провинциального журналиста выходит массовым тиражом в Москве, в серии «Литературная карта РСФСР». Здорово! А вот как отозвался о книге Плевакина писатель В. Конюхов: «Благодаря ей читатель совершает путешествие в прошлое нашего края, глубже его видит, лучше соизмеряет с настоящим. А это и есть то, что, говоря словами автора, «соединяется в неразрывное кольцо человеческой памяти». («Знамя коммуны» 26.03.1986.)

К сожалению, радость по поводу выхода книги обернулась сначала «обмываниями», потом длительными запоями. И как следствие — новые долги и семейные неурядицы. А тут еще несколько хирургических операций. Все это окончательно подорвало здоровье Плевакина и привело к трагическому финалу. 20 августа 1995 года Борис Александрович скончался. Ему шел пятьдесят второй год.