Сегодня:

В канун 200-летия Новочеркасска выставочный зал Дома-музея И.И.Крылова собрал ценителей живописи на просмотр полотен члена Союза художников России Николая Шехавцева «На земле М. Платова». Организаторами показа стали Ростовское отделение Союза художников России, городское управление культуры и искусства и Музей истории донского казачества.

Нет, пожалуй, в Новочеркасске живописца более масштабного. Казачья неуемная натура автора сказалась и на его творчестве. Входившие в зал от неожиданности даже приостанавливались. Навстречу им с большого панорамного полотна неслась группа всадников. Мощная белая лошадь, а следом за ней и другие, казалось, в сей же миг ударят копытами о пол и с диким храпом сметут все на своем пути. Белая грива — вразлет! А за плечами всадника пурпурно-темное крыло плаща. Он в латах, шлеме, сапогах. На знамени лик святого. За темными, нависшими над лесом, рекой и угором тучами бледный круг светила. Как в грозу дрожит земля лесная. «Сибирский Спас. Ермак».

Довелось видеть это полотно еще в наброске. Художник, работая в мастерской, что на Дворцовой, то приближался к рисукнку, то отходил подальше. Щурил глаза — создавал композицию. Брал кисть. Мазки ложились ярко и точно.
За плечами живописца, как принято говорить, солидный жизненный опыт. Десятилетка. Курсы радиотелеграфиста. Служба на эскадренном миноносце «Безбоязненный». Старший матрос, художник, киномеханик — все в одном лице. Переход из Севастополя вокруг Европы в Североморск. Затем вслед за ледоколами — до Петропавловска-Камчатского.

Демобилизовался со страстным желанием приобщиться к большому искусству. Учился у известного донского мастера кисти, заслуженного художника России А.В.Тимофеева. Работал художником-оформителем в городской художественной мастерской, графиком Всероссийского научно-исследовательского института виноградарства и виноделия им. Я.И.Потапенко. Лауреат городской премии имени народного художника СССР Н.В.Овечкина. Участник областных, зональных, республиканских и зарубежных выставок. На этом немного остановимся.
Первая персональная выставка произведений художника Шехавцева относится к теперь уже далекому 1979 году. Называлась она «Заповедная зона». Затем живописец выставил свои работы в Доме-музее художника И.И.Крылова, чуть позже в Доме-музее баталиста М.Б.Грекова. В перерывах между этими показами совершил поездку на академическую дачу имени И.Е.Репина в Хосту. Встретился там с именитыми художниками: их посмотрел, себя показал. Очередной, так сказать, жизненный урок.

1992-й год отмечен персональной выставкой «55х55». Ту шехавцевскую экспозицию посмотрели новочеркасцы, затем ростовчане, а потом селяне хутора Пухляковского, где живет писатель Анатолий Калинин — ценитель слова и живописи. Он долгие годы знаком с художником, знает о его замыслах и планах.
Через пять лет Николай Шехавцев вновь отчитывается о своем творчестве перед земляками, везет полотна в Ростов, Шахты, хутора Пухляковский и Веселый. А перед этим он участвовал в групповой выставке в Ростове…
Одну из своих «персоналок» наш земляк устроил в Цимлянске. Видимо, его широкой натуре тесно в рамках рдного города, его зовут просторы Донщины. В дни, когда Новочеркасск отмечал 250-летие атамана М.И.Платова, в Новочеркасске прошел Всемирный конгресс казаков. Гости познакомились с работами живописца Шехавцева и решили приобрести несколько его полотен. Была увезена и та, на которой атаман Платов изображен у камина. Мы знаем М.И.Платова прежде всего как походного генерала, героя Отечественной войны 1812 года. Художник же представил его в городской обстановке. Потрескивают в огне дрова, у ног сидит собака, вот-вот зажгутся свечи. В окне — силуэт собора, которого не было еще при атамане. Но это, по замыслу художника, — мечта основателя города, мечта атамана. Прошли годы, и она осуществилась…

Десять лет назад персональную выставку своих произведений Николай Шехавцев назвал «55х55». Сколько лет было автору, столько он и представил картин. Писал я о нем тогда так: «Темный костюм на широких плечах. Белая рубашка. Белые волосы, обрамляющие загорелое «будулаистое» лицо. Родился и вырос на Маныче: в цвету садов и под шум камышей. Закатное небо, хуторские улочки, тучные вербы у теплой воды — все запало в душу и волнует теперь с неуемной силой…»
Он и сегодня такой же. В нем то же «буйство сил и половодье чувств». Только нынешний живописец более зрелый в своих рассуждениях и более зоркий в жизни.
В «собрании сочинений» живописца немало укромных, прекрасных уголков Донщины. Жизнь ведь тоже — не постоянное напряжение. Хорошо, к примеру, постоять у его «Оттепели». Март. Под солнцем истаял холодный покров земли. Снег лежит белыми пятнами. Началось пробуждение. Старые деревья и те почувствовали весенний пригрев, оживают. Где-то за рощей — простор, там раскинулась во все концы степная ширь! А вот «Конец сезона. х. Пухляковский». С высокого угора, где догорает осенний позднецвет, видна река. И она, и небо, и воздух — в приятной позолоте. Светлая задумчивость легла на всю округу. Она-то и запечатлена художником. Мгновение нашего времени останется для потомков…
Выразительные средства художника Шехавцева позволяют ему добиваться того, чтобы зритель тоже мыслил и переживал, чтобы он не был равнодушным. На это способна только богатая и эмоциональная палитра.
Некая торопливость в его работах, видимо, идет от большого желания охватить все важное, рассказать языком красок — света и цвета, гармонии и ритма — как можно больше о том, что волнует, что не вмещается в объятия, что зовет дальше и дальше, от полотна к полотну.

КОСТРОВ В.И. — председатель правления Ростовской областной организации Союза художников России:
— Чем отличается живописец Шехавцев? Он пишет не только этюды, а и картины. Не каждый берется за этот сложный жанр. Особенно трудны произведения на исторические темы. Надо изучить прошлое, учесть все детали. Произведения Шехавцева живые и колоритные.

ЛЕМЕШЕВ В.Н. — заслуженный художник России:
— Николай Шехавцев со своей интонацией идет своим путем. Его выставки познавательны и для любителей, и для самого автора. Многие члены Союза художников десятилетиями не организовывают персональных выставок, а этот — все время «идет в люди».

ЗОЛОТОРЕНКО В.И. — глава Новочеркасской городской Думы:
— Работы Шехавцева — работы живописца и историка, они помогают узнать не только прошлое города, а и всего казачества. Своим творчеством художник приобщает к искусству и культуре многих и многих людей.

КОНЮХОВ В.Н. — член Союза писателей РФ, публицист:
— Художник Шехавцев напорист и стремителен во всем. Несмотря ни на что и ни на кого, он сохраняет свою самобытность.

РЕПНИКОВ В.Н. — заслуженный учитель школы РСФСР:
— Картина «Сибирский Спас. Ермак» удалась автору. Но в ней, как и в некоторых других работах, к сожалению, чувствуется некая незавершенность. У него иногда темноваты краски. Выставка же состоялась, она впечатляет.

УШАКОВА К.Л. — краевед:
— Люблю пейзажи Шехавцева. Мне вообще по душе классика. Не приемлю авангардистов. Среди работ Шехавцева выделяю «Оттепель».
row['name']