Сегодня:

Торговый ряд

К нам в редакцию обратились два пожилых человека. Они — пенсионеры. Источником дополнительного дохода им служат овощи, самостоятельно выращенные на своих участках и соленья, которые они продают. До недавнего времени они торговали на улице Думенко у конечной остановки трамвая, но их оттуда «попросили». Торговать на Азовском рынке, с их небольшими объёмами товара, им не выгодно. Плата за торговое место (51 рубль в день) слишком для них высока. Тарифы за санитарный контроль продукции — тоже для них накладны. Не устраивает пенсионеров порядок выдачи чеков оплаты за торговое место. Овощеводы попросили выяснить, откуда берутся такие высокие тарифы за торговое место и почему нет льгот для ветеранов.

Вопросы наших читателей мы адресовали руководству рынка «Центральный» — Роману Павловичу и Татьяне Леонидовне БАРЫШНИКОВЫМ.

— Тарифы за использование в течение дня торгового места, — сказал Р. Барышников, — разработаны на основе экономических расчетов наших финансистов. В них заложены расходы на содержание торговой площади рынка, на зарплату штата, энергозатраты, уборку, арендную плату. Рынок находится в муниципальной собственности. Мы — арендаторы. С начала текущего года арендная ставка на землю повышена на 78%. Соответственно, это вызвало и повышение тарифа на использование торговых мест. Но мы повысили их в среднем лишь на 30%. Если прежде человек торговал продукцией на улице, с земли, то чистого дохода он получал больше. За торговлю в цивилизованных условиях рынка придётся платить.
Тариф для продавцов разных видов товара — разный. От 22 рублей в день для торгующих зеленью, до 86 рублей для торговцев рыбными деликатесами.
— Льготы для каких-либо категорий торгующих у нас не предусмотрены, — добавила Т. Барышникова, — но если это бабулька с корзинкой яблок, то полную сумму с неё не возьмут. Но есть и очень хитрые старушки, которые приходят на рынок с ведёрком товара, а за территорией рынка её ждёт машина с полным багажником.
Действительно, отследить сколько рейсов сделала эта старушка с ведёрком, (или торговец соленьями со своей тележкой) на «базу» и обратно на рынок невозможно.
Кстати, о соленьях. Средняя цена капусты на рынке сегодня 5 — 6 рублей за килограмм. Квашеная стоит уже в пять раз дороже. Если в день продавать по ведру такого товара (8 кг = 200 рублей), торговать 24 рабочих дня, то получается неплохая прибавка к пенсии — почти четыре тысячи рублей чистого дохода. Сырая свекла стоит 7 — 8 рублей, варёная — 20. Почему? Сложная технология? Большие накладные расходы? Нет, просто в буквальном смысле слова — «навар». Ещё интересно, почему яблоки, урожай которых в этом году был очень хороший, по цене догоняют и перегоняют бананы, привезённые с другого конца земного шара? Почему во время сезона сбора урожая некоторые дачники заламывают цены, которые наводят на мысль, что в их винограде золотые косточки, а абрикосы выросли по одной штуке на дереве? Таких вопросов у покупателей много. Ответ у продавцов стандартный: «Дорого? — Не покупай!». То же можно ответить и тем, кто недоволен платой за пользование рыночным прилавком, в которую входит, кстати, и пользование отрегулированными базарными весами: «Дорого торговать на рынке — употребляй свою капусту сам».
Это — теоретически, а практически, подавляющее большинство предпринимателей и реализаторов давно оценили преимущества торговли на рынке. В течение прошлого года крупнейший рынок Новочеркасска заметно преобразился. Установлены новые прилавки, большинство торговых мест защищены навесами. В этом году, по плану руководства рынка, намечено сделать и кровлю над входом. Будут построены три закрытых павильона: для мяса, рыбы и молочных продуктов.
— Всё это весьма ощутимо для нас в финансовом смысле, — говорит Роман Павлович, — но иного пути у нас нет. Мы стараемся, чтобы Центральный городской рынок соответствовал своему названию.
— А как насчёт цен на санитарный контроль?
— Санитарным контролем на всех рынках ведает ветеринарная служба. Наша задача — лишь предоставить её сотрудникам условия для работы. А что касается выдачи чеков на оплату торговых мест, то система у нас отработана. Кассир идёт по торговым рядам с готовыми чеками, разного достоинства, принимает плату и выдаёт чек. Не носить же ей с собой кассовый аппарат?
— Мы отвечаем за территорию, ограниченную пределами рынка, — уточняет Татьяна Леонидовна, — площадь вокруг него — не наша, поэтому там порядок должны наводить соответствующие муниципальные службы.
— Городская администрация, в лице руководства управления торговли, постоянно держит нас в поле зрения, — говорит директор ООО «БТ и К» Р. Барышников, — мы предоставляем туда наши экономические расчёты, тарифы на наши услуги рассматриваются и утверждаются. Каждый рынок делает такой расчёт самостоятельно, но за основу многие берут наши тарифы.
Ничего человеку не достаётся без затрат. Материальных или физических. Вырастить, сохранить и доставить урожай к месту продажи, постоять за прилавком на холоде или в зной — всё это нелегко. Так же, как и держать в порядке сам рынок (большой или маленький), следить там за чистотой, порядком, платить все налоги, аренду, нести прочие затраты, решать массу «базарных» проблем. Проще всего, наверное, нам — покупателям. Пришёл, выбрал товар, проследил, чтобы не обвесили и не обсчитали, расплатился и всё. И каждый волен сам выбирать — по какую сторону прилавка ему стоять.

Фото из архива «В».
row['name']