Сегодня: 18 апреля 0817, Вторник

Вознесенский кафедральный собор — символ Новочеркасска, его душа, самый значимый архитектурный памятник. Его любят и почитают все — верующие и неверующие. Второе солнце Дона уже почти сто лет устремляет в небо свои купола, которые, даже без позолоты видны путешественникам издалека — за 20 верст от города.

«Дом сей, дом молитвы есть, а вы превратили его в вертеп разбойников».
Евангелие.

«Дом сей — дом молитвы есть…», — начертано над входом. И это во многом определяет мое отношение к собору. Каково же было удивление, когда я узнала, что храм собираются подсветить, да еще снабдить его проекционным изображением Христа в целях привлечения в город туристов.

Я не против туризма, отнюдь нет. Но цена подсветки настолько высока (от 8 до 12 миллионов рублей), что это вызывает возмущение честных граждан, озабоченных тем, как свести концы с концами. На фоне частых техногенных аварий в результате тотального износа всех систем жизнеобеспечения, отмены в школах бесплатного питания, повышения цен на услуги бани, роста коммунальных расходов, сложностей с получением субсидий, отсутствия в городе нормального освещения, такое расточительство заставляет вспомнить знаменитое определение подобного поведения власти — «пир во время чумы». А если ознакомиться со списком продаваемых объектов муниципальной собственности, среди которых кинотеатры «Космос» и «Танаис», здания лечебных учреждений, то возникает вполне естественный вопрос: для чего такие жертвы? Для того, чтобы привлечь в город туристов, устроив в соборе «вертеп разбойников»? Да уж, туристам будет на что подивиться!
Предугадываю недовольство наших церковников, давших добро на проект подсветки и проекционного изображения Христа перед зданием собора. Но неужели наши священники не способны обратить зрачки в душу? Так ли необходима подсветка и парящий в воздухе Христос? От этой затеи попахивает серой!
Со стен собора смотрят на нас ободранные, облезшие лики святых. А с купола взирает с укоризной Христос, но лицо его уже едва различимо. Благословляет ли он нас или грозит Страшным судом за такое отношение к храму? Росписи школы Васнецова в ужасном состоянии. В соборе холодно и сыро. Не лучше ли потратить деньги на реальный ремонт третьего в стране храма? Или популистский проект подсветки важнее?

Мне кажется, на священников было оказано давление. И они едва ли хозяева в доме Божьем! Но неужели хозяин там наш генерал, со своим военным уставом пришедший в чужой монастырь?

Никто бы не возражал против подсветки собора, если бы она была сделана в ходе общей реставрации храма, как завершающий ее этап. Проведены ли все необходимые работы? Есть ли отопление, вентиляция, система поддержания стабильных температур? Ведь без всего этого не может идти речи о реставрации гибнущих росписей.
На проект работ внутреннего убранство собора выделен миллион рублей. Будет проведен конкурс реставрационных проектов. Но время утекает, а храм приходит в упадок. Ускорить процесс могли бы серьезные финансовые вложения, которые, как ни парадоксально, собираются потратить на подсветку. Опять поставим телегу впереди лошади?

Что касается проекционного изображения Христа, то с точки зрения человека, воспитанного в православных традициях, на примерах русской иконографии и церковной архитектуры — это лубок, кич, дурной тон. Не решаюсь назвать подобную затею кощунством, но опасаюсь, что храм от ее реализации омертвеет. Духом святым поддерживаемы стены собора. Не способствуем ли мы третьему, на этот раз духовному, обрушению храма?
row['name']