Новочеркасская городская баня №1, расположенная на Платовском проспекте принадлежит к числу важнейших социальных объектов города. Значение бани для жителей района Азовского рынка трудно переоценить. Ни для кого не секрет, что улицы Богдана Хмельницкого, Михайловская, Орджоникидзе не отличаются благоустроенностью и развитой инфраструктурой. Для многих жителей казачьей столицы баня остаётся подчас единственным местом, где можно помыться в приемлемых условиях. Исходя из интересов горожан, руководство бани, вместе с администрацией города, долгое время удерживали сравнительно низкий тариф на помывочные услуги, который составлял 15 рублей. Эта цена позволяла малоимущим гражданам, проживающим в домах с частичными удобствами соблюдать правила гигиены без ущерба для собственного бюджета. Вопроса о том, идти в баню или купить еды, не стояло…
Каково же было удивление граждан, когда в новом, 2004 году, цена на услуги бани возросла более чем в три раза, и составила 50 рублей! Для бюджета, например, многодетной семьи, сумма получается приличная. Согласно российскому законодательству, многодетной считается семья, имеющая трёх и более детей. Поход всей семьёй в баню обойдётся в 250 рублей в неделю (2х50 за родителей, плюс 3х50 за детей)!
Чем же объясняется такой резкий рост цены? Как стало известно, экономическая себестоимость банных услуг значительно превосходила существовавший тариф. Однако город находил деньги на дотацию бани, что позволяло удерживать цену на уровне 15 рублей. В городском бюджете на 2004 год такой дотации уже нет…
Сейчас директор бани, госпожа И. Ю. Абрамова, прилагает все усилия к тому, чтобы ввести льготное обслуживание для малообеспеченных граждан. Этот вопрос уже находится в стадии согласования с соответствующими структурами администрации. Будем надеяться, что проблема скоро решиться.
Вызывает недоумение тот факт, что чиновники финансового управления администрации и депутаты Городской Думы, голосовавшие за бюджет 2004 года, не подумали о том, какой удар они наносят по людям, пользующимися услугами бани. Непродуманность отмены дотации очевидна, ведь деньги из городского бюджета отпускались небольшие. Может, действительно, мытый … голодного не разумеет?
ГРЫЗЕМ ТОЛЬКО ГРАНИТ НАУКИ
С 1 января 2004 года отменено бесплатное питание для учеников средних школ Новочеркасска. Как стало известно нашему корреспонденту из беседы с высокопоставленным чиновником Управления образования, это произошло по причине прекращения финансирования из федерального бюджета. В настоящее время, по словам сотрудника УО, руководство города изыскивает возможность привлечения средств областного бюджета для обеспечения бесплатного питания школьников из малообеспеченных семей.
«В том случае, если область не выделит денег, город найдёт средства на питание детей» — заверил сотрудник УО. «Частная лавочка» будет следить за дальнейшим развитием событий.
КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС ПО-НОВОЧЕРКАССКИ
Проблема жилищных субсидий вот уже более трёх месяцев волнует жителей нашего города. Поток звонков в редакцию «ЧЛ» достиг критической отметки, что привело к поручению мне от главного редактора произвести «разведку боем», и выяснить, наконец, почему оформление жилищных субсидий вызывает столько нареканий со стороны граждан
В один очень противный день, по слякоти и сырости, я отправился в отдел жилищных субсидий, на улицу Дворцовую. Мой расчёт строился на том, что в такую паршивую погоду никто оформлять субсидию не будет, и я спокойно поговорю с сотрудниками. Потом, в другой день, приду и пообщаюсь с людьми. Тогда, услышав мнения всех участников процесса, можно будет написать статью.
Увы, мой план провалился, как только я вошёл в нужное здание. У дверей отдела стояла очередь. С одной стороны, это меня обрадовало, т. к. не нужно будет приходить снова, а с другой стороны насторожило. «Что-то чрезвычайное может заставить людей отправиться в такую погоду по делам», — подумал я и стал расспрашивать людей. Выяснилось, что рассчитывать попасть на приём к инспектору можно только в том случае, когда на улице ветер, дождь, непролазные лужи и грязь. Тогда посетителей сравнительно будет немного, и есть надежда на приём. В противном случае, нужно приходить в 5 часов утра, а то и раньше, записываться, а потом долго-долго ждать. При этом результат может отличаться от задуманного. Достаточно не принести одну справку, или принести, но не такую… «Много ли бумажек нужно собрать?» — интересуюсь я. «Да вот список, на стенде» — слышу в ответ. Н-да .. Такого я, признаться, не ожидал. Внушительный список из 13 позиций, в котором чего только нет. Не буду перечислять всего, что там содержалось, это весьма утомительное занятие. Меня больше всего поразил 12 пункт, который содержал в себе три магические буквы: ИНН. И всё. Никаких расшифровок, что такое ИНН, где он выдаётся. Поэтому вопросы «Что такое ИНН. Куда за ним идти?» звучат, как мне рассказали, довольно часто. Неужели так трудно написать «Идентификационный номер налогоплательщика, выдаётся в налоговой инспекции, пр. Ермака»? Ведь не все пожилые люди, прожившие всю жизнь при советской власти, знают, что такое ИНН.
Удивляет также и то, что такое важное, социально значимое учреждение, как отдел жилищных субсидий, расположено в совершенно неприспособленном помещении. Посетители толпятся в коридоре, мешают (сами того не желая!) работникам суда. Стульев мало, присесть негде. И на улице (зима всё-таки) не постоишь. Поэтому всё здесь бывало: и обмороки, и приступы хронических недугов, и приезды «скорой помощи».
Доведённый до белого каления таким радушным приёмом человек попадает, наконец, к соответствующему инспектору. Самое время теперь рассмотреть позицию противоположной стороны.
Как мне удалось поговорить с одним из сотрудников этого учреждения, я говорить не буду. Миловидная дама, пожелавшая, разумеется, остаться неизвестной, рассказала мне, что сотрудников мало, поэтому оформление затягивается. Необходимость собирать такое огромное количество документов не нравится никому: ни сотрудникам, ни посетителям. В связи с этим, совершенно непонятно, зачем нужно было менять старый порядок оформления субсидии.
А теперь небольшое лирическое отступление и итоги. Изменение порядка оформления субсидий, как и задержка их выплаты, удивительным образом совпали с выборами в Государственную Думу. Помнится, тогда Большое должностное лицо сделало свою ставку на одного из кандидатов в депутаты. На его рекламу, как утверждали злые языки, и пошли субсидии, что привело к задержке их выплат. Языки могут ошибаться, однако сам факт того, что задержки произошли именно перед выборами, заставляет задуматься. Руководство города, понятное дело, переложило вину на федеральный бюджет. Беспроигрышный ход: Москва далеко, а министр финансов оправдываться в наш город не приедет. Большое должностное лицо так по телевизору и сказало, мол, Москва виновата, деньги задерживает. А между тем, буквально через пару дней, в Кремле глава правительства доложил президенту о том, что федеральный бюджет 2003 исполнен на 100%. Это означает, что ВСЕ социальные выплаты федеральный бюджет произвёл в полном объёме. Очевидно, что кто-то из них соврал, председатель правительства или Большое должностное лицо.
Внятного ответа на вопрос, зачем нужно было вводить новый порядок оформления субсидий, никто из городских чиновников не дал. Вместо разумных объяснений следовали кивки на область — мол, это областной эксперимент, это они виноваты.
В таком случае, нужно создать хотя бы сносные условия приёма граждан. «Лучшего» места, чем здание суда на Дворцовой не нашлось! Может, плохо искали. В здании администрации кабинеты большие, просторные, лестницы широкие, да и вообще — там тепло и уютно. Только не нам.
… Посмотрит человек на список документов, потом на очередь, махнёт рукой и пойдет домой. Без субсидии. По всей видимости, именно на такой эффект рассчитывают чиновники.