Сегодня: 19 апреля 2274, Воскресенье

Преображается Новочеркасск. Приятно пройтись по его центральной части. Не стыдно показать гостям. Асфальтируются улицы, газифицируются микрорайоны. Много делает нынешняя администрация для города. Вот и до памятников долгостроя руки дошли — скоро будут сданы в эксплуатацию жилые дома на поселке Молодежном и улице Спортивной. СМИ довольно часто и подробно освещают эти события, но в их репортажи закралась небольшая неточность — дом по улице Спортивной называют «афганским».

И никто не задумался о том, почему это из 60-ти квартир «обманутых воинов-афганцев» распродается добрая половина, не кроется ли здесь еще обман? Ребята! Да не афганский он! Инициатива и начало строительства дома принадлежит трем цехам орденоносного НЭВЗа. Строительство велось модным в 1989 году хозяйственным способом. Каждый из 50-ти участников строительства заключил договор с администрациями города и завода о том, что обязуется отработать во внеурочное время положенное количество часов на объекте, а администрация, естественно, за это обязуется предоставить им соответствующие квартиры.
Развалилась страна, завод оказался в глубокой «яме», средств на достройку дома не хватало, поэтому руководство НЭВЗа передало городу 50% квартир для воинов-афганцев с целью дальнейшего финансирования и окончания строительства (вот откуда пошло название «Афганский дом»). А из списка участников строительства были «выкинуты» далеко не худшие 20 работников НЭВЗа. Строительство возобновилось. Оставшиеся счастливчики воспряли духом, с большим энтузиазмом работали на стройке, составляли планы на будущее. А напрасно! Строительство вновь остановилось из-за недостатка финансирования. На многочисленные обращения к администрациям города и завода типа: «Что же будет с Родиной и с нами?» раздавалось лишь глубокомысленное молчание или невнятные обещания. Можно только догадываться, что на этой стройке многие погрели руки, не одна дача была построена на реках и морях. А народу оставалось только верить, надеяться и ждать. Несмотря ни на что. Именно поэтому большинство участников строительства не покинуло родной завод, когда он переживал свои не самые лучшие годы — многомесячные задержки смехотворной зарплаты, работа по трехдневке, вынужденные простои, отпуска без содержания. Прекрасные специалисты и просто хорошие люди могли бы тогда бросить «фабрику грез», уйти на «вольные хлеба», может, жили бы сейчас в собственных квартирах и катались бы не на велосипедах. Не ушли, не бросили. Верили в свой завод, как могли сохраняли его и надеялись, и ждали. Дождались! Родной завод стыдливо отвернулся от строителей, некогда ему размениваться по мелочам, когда впереди грандиозные планы. А горе-строители сейчас с грустной улыбкой смотрят телерепортажи со стройки и читают объявления о распродаже в кредит тридцати квартир в доме по улице Спортивной. Это их квартиры. Это из-за них они недосыпали сотни ночей, неся дежурства на стройке, это из-за них они перелопатили кубометры грунта и перекидали многие тысячи кирпича. Это из-за них они недосказали своим повзрослевшим уже на 14 лет детям добрых слов, сказок на ночь. Один из нынешних чиновников честно и откровенно сказал: «Ищете справедливость? Так нет ее. Выход? Иск в суд». Судиться с заводом — пилить сук, на котором сидишь, судиться с администрацией — накладно это.

Надежды рухнули, боль утихла, а остался юмор, который всегда помогал нашему народу. Посмеиваются бывшие строители над собой — и дом стоит на отшибе, и вид из окон неприглядный, и ароматы электродного завода «веселят», и квартиры-то не очень улучшенной планировки. Ну и ладно, не очень-то и хотелось. «Нормально, Григорий? — Отлично, Константин!». Будущие жильцы дома, будьте осторожны, не поскользнитесь на чужих слезах. Жизнь продолжается!