Сегодня: 19 апреля 9665, Воскресенье

5-16 ноября в Москве прошел Первый Международный Театральный Форум «Золотой Витязь». Этот новый театральный фестиваль родился совместно с одноименным кинофорумом. 34 российских и зарубежных театра показали в Москве свои спектакли. Изучая программку форума, цепляюсь взглядом: «Театр на Таганке, Большой зал. Казачий драматический театр. В. Пучеглазов «Атаман». Режиссер Л. Шатохин (Россия. Новочеркасск)».

Художественный руководитель театра Леонид Иванович Шатохин сидит напротив меня за своим рабочим столом. В театре шумно — идет репетиция нового спектакля. 19-го декабря премьера «Пьемонского зверя» по одноименной пьесе белорусского драматурга Андрея Куренчика о средневековой французской воительнице Изабелле Пьемонской. Мы неспешно разговариваем обо всём — о поездке на фестиваль, о репертуаре театра, о казачестве, о литературе.

— Театр из небольшого провинциального городка пригласили на престижный фестиваль. Что Вы почувствовали? Как отнеслись к приглашению?
— Для нас участвовать в таком фестивале большая честь. И в городе это приглашение оценили по достоинству, помогли с поездкой. Вместе с нами представлять город на фестиваль отправилась Лариса Дубинина — руководитель отдела культуры.
— Кто из знаменитостей работал в жюри, был в составе учредителей фестиваля?
— Известных людей было много — Никита Михалков, Николай Бурляев, Александр Калягин, Георгий Жженов, Вера Васильева, Николай Губенко и многие другие. Были также актеры и режиссеры из-за рубежа — Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский. Московские театры, прошедшие конкурсный отбор, играли спектакли на своих площадках. Наш спектакль «Атаман» мы представляли на сцене театра на Таганке. В Большом зале этого театра прошли спектакли Государственного академического центрального театра кукол им. С. Образцова, Болгарского театра «Нешанал АРТ», театра «Слово» из Сербии, Молодежного театра Узбекистана из Ташкента, театров из Иркутска, Омска, Саратова, Варшавы, Минска. Камерные спектакли играли в Малом зале театра на Таганке и в Учебном театре ГИТИСа.
— Как приняла Вас публика и устроители фестиваля?
— Принимали нас хорошо, попросили отыграть дополнительный спектакль в Подольске. Мы получили Диплом участников фестиваля и приглашение на следующий театральный форум «Золотой Витязь» в Минск. Конечно, у нас было очень мало времени на репетиции, площадка была новой, незнакомой, да и ответственность большая, конечно, все мы волновались. Уже потом разбирали свои ошибки, недочеты. Мы, разумеется, не рассчитывали ни на какие особые награды, играя среди корифеев, которых на фестивале было в избытке. Но, разбирая сыгранный спектакль, видели, что могли показаться и лучше.
— Лучшее, как говорят, враг хорошего, и стремление к совершенству бесконечно. Как Вы считаете, что дают такие фестивали нашей театральной труппе?
— Здесь, в Новочеркасске, мы как бы соревнуемся сами с собой. Каждый наш следующий спектакль конкурирует с предыдущим. И всё же — варимся в собственном соку. Выезжая же на фестивали, имеем возможность сравнивать! Для людей творческих профессий такое сравнение бывает и болезненным и радостным, но главное — полезным. Без этого невозможно развиваться, расти. А на «Золотом витязе» мы показали свои спектакль среди профессионалов высочайшего класса и сумели понравиться! Николай Бурляев, один из организаторов фестиваля, прекрасный актер, которого многие зрители знают по фильмам Андрея Тарковского, пригласил нас на ТВЦ. Н. Бурляев рассказал о фестивале, актеры нашего театра подготовили для ТВ сцены из спектакля «Пугачев» по пьесе Сергея Есенина. На закрытии форума демонстрировался видеофильм, рассказывающий об участниках фестиваля, творческих коллективах, спектаклях. Фрагменты из «Атамана», которого мы представляли на форуме, перемежали в течение всего фильма сцены из спектаклей других театров. Получилось, что наш спектакль как бы сопровождал весь фильм.
— Была ли у Вас возможность посмотреть спектакли других театров? Что понравилось?
— Да, и мне, и актерам нашего театра удалось увидеть многое. Мы ведь приезжали не только себя показать, но, что не менее важно — посмотреть других! Прекрасный спектакль (в программке написано — синтез фольклора и художественной гимнастики) болгарского театра «Нешанал АРТ» «Орисия» завоевал «Золотого Витязя». «Серебрянный Витязь» достался театру кукол им. С. Образцова за спектакль по С. Есенину «Исповедь хулигана». Драматический театр им. М.Н. Ермоловой получил «Бронзового Витязя» за спектакль «Железная воля» по Н. Лескову.
— Леонид Иванович, фестиваль, конечно, яркое, незабываемое событие, приятно, что наша труппа приняла в нем участие. Но чем живет театр сейчас, в будни?
— Мы вышли из сложной ситуации — кризиса, связанного с реконструкцией здания, потеряв весь репертуар. Чтобы работать без потерь, выпускать новые спектакли и делать работу качественно, нужно иметь в запасе достаточно спектаклей. Нам пришлось восстанавливать, а практически ставить заново многие спектакли. В течение полутора сезонов мы эту задачу полностью решили. Теперь у нас 12 взрослых и 9 детских спектаклей. И мы имеем возможность начать работать над новыми постановками уже совершенно по-иному, не торопясь, ведь часто время необходимо, чтобы что-то обдумать, переделать. Да и каждая толковая вещь должна отстояться, ценна возможность посмотреть на сделанную работу как бы со стороны, выйдя из ситуации. Тем более, теперь уровень наших постановок как бы определяется статусом театра, который с 1999 года участвует в международных фестивалях. Международные фестивали, такие, как «Золотой Витязь» — некая точка отсчета, ниже которой мы не имеем права опускаться. Конечно, вырос уровень мастерства наших актеров, мы стараемся приглашать лучших режиссеров, художников. Много планов, задумок. Подумываем поставить мюзикл.

Интересный разговор с Леонидом Шатохиным продолжался еще довольно долго. Мы говорили о том, какая это ответственность быть Казачьим театром и о том, как мало хороших, действительно казачьих пьес, а плохие играть как-то не хочется. Зашел разговор и о мистических пьесах, вроде «Мастера и Маргариты», постановка которых — мечта многих театров, но, к сожалению, обычно оказывается неудачной или сопровождается многочисленными несчастьями. Разговаривали мы и об особой самобытной культуре нашей родной Донской земли, об идеях вольницы и казачьей республики, восходящей своими корнями к вольному городу Новгороду. Мне было приятно общение с умным, талантливым и разносторонним человеком и верилось, что уровень художественного руководителя во многом определяет уровень нашего театра. Всё-таки театр делают ТЕАТРОМ яркие, талантливые личности.