Сегодня: 20 апреля 6615, Четверг

Слова, вынесенные в заголовок, это строчка из собственного гимна РАО “ЕЭС России”.
Как положено, с исполнения гимна началась работа четвертой всероссийской конференции “РАО “ЕЭС России” – открытая компания”.

Конференция состоялась 26 ноября в Москве и собрала несколько сотен журналистов
из всех регионов страны.

Что представляет собой РАО “ЕЭС России”, ее достижения и проблемы, и как компания собирается двигаться в будущее? Ответам на эти вопросы было посвящено выступление председателя правления РАО “ЕЭС России” А. Чубайса. По его словам энергетика в России сегодня уникальна — с точки зрения масштаба, глубины и сложности преобразований, которые происходят в этой жизнеобеспечивающей отрасли.
За последние годы энергетика прошла непростой путь. С 1991 по 1998 год ситуация в отрасли последовательно ухудшалась. Это проявлялось в увеличении износа основных фондов, в аварийности, накоплении неплатежей на сотни миллиардов рублей к 1998 году. Живыми деньгами оплачивалось лишь 15-16% продукции компании. К 1998 году начались банкротства предприятий и массовые забастовки энергетиков, вызванные задержками заработной платы. В таких условиях стартовала команда, пришедшая в РАО ЕЭС в 1998 году. Тогда необходимо было определить, как распутать сложнейший клубок проблем. Стратегия была разработана и содержала два этапа. Первый: наведение в компании порядка или стадия антикризисного менеджмента. Второй: глубинная масштабная реформа энергетики.
Под “наведением порядка” надо понимать проблему неплатежей. Для решения этой задачи компании потребовалось набрать 60 тысяч новых работников сбыта, выработать стандарты сбытовой работы, систему поощрений и наказаний, уволить с занимаемой должности тех генеральных директоров, которые не хотели понять, что это такое. РАО “ЕЭС России” — это большая бизнес-компания, вырабатывающая продукцию так же, как и любая другая компания в стране, и реализующая ее по цене, установленной государством. Никто не получает от РАО бесплатной продукции. В итоге, начиная с 2000 года, компания вышла на 100% оплату реализованной продукции. При этом количество случаев отключения неплательщиков в последнее время ежегодно сокращается вдвое. Сегодня никого не нужно убеждать в том, что платить за электроэнергию — это правильно, справедливо и нормально. Был полностью восстановлен и расчищен весь финансовый поток РАО ЕЭС. Фактически на сегодня у компании нет задолженности по заработной плате, нет неурегулированных долгов перед поставщиками. С 2001 года ни в одном регионе не было регионального энергетического кризиса и уже не будет. Запасы топлива по каждой энергосистеме находятся на уровне 100% или выше. Ясны источники его приобретения, вся производственная и финансовая ситуация. Это означает, что антикризисный менеджмент в РАО ЕЭС завершен, порядок наведен.
Второй этап — реформа. Необходимость ее была вызвана тем, что энергетика существует в режиме, когда вертикально интегрированная компания полностью исключает всякую возможность конкуренции. Раз нет конкуренции — значит не может быть стремления к снижению цены. Абсурдная система образования цены из затрат, представляет собой последний кусок советской экономики. Реформа, предложенная три года назад, потребовала трех лет серьезной политической борьбы. В апреле этого года Президент России подписал шесть законов, полностью фиксирующих предложенную компанией идеологию реформирования. Начата реализация этой политики. Предстоит работа беспрецедентного масштаба. Десятки энергосистем должны быть реорганизованы, на их месте возникнут независимые друг от друга компании — генерации, сети, сбыт, со своими юридическими лицами, руководством, договорными отношениями, со своими принципами тарифообразования и производственными проблемами. И при этом ни на одну секунду функционирование этих компаний не может быть прервано по вполне понятным причинам. Необходимо сформировать Федеральную сетевую компанию (ФСК) и Системный Оператор (СО) от центрального диспетчерского управления в Москве до региональных диспетчерских управлений, поставить их под реальный контроль государства. С другой стороны, надо дать возможность генерирующим компаниям свободно конкурировать между собой, запретив в этом секторе государственное вмешательство. Только рынок способен обеспечить тенденцию, при которой потребитель выбирает себе поставщика, а не наоборот. Обрисовав планы и первые опыты реформирования энергетики “укрупненными мазками”, Анатолий Чубайс предоставил слово своим заместителям М. Абызову, В. Синюгину и Я. Уринсону, которые посвятили участников конференции в детали.
Отвечая на многочисленные вопросы журналистов во время пресс-конференции, А. Чубайс подтвердил свою репутацию компетентного руководителя и закаленного политического бойца. Говорил четко, кратко и по существу, иногда удивляя зал таким, например, заявлением: “Я — противник реформ! Это очень болезненное дело и идти на них нужно в самом крайнем случае”. А на вопрос об инвестициях в энергетические отрасли стран ближнего зарубежья, сообщил, что на это идут средства не из бюджета РАО ЕЭС, а привлеченные со стороны. Тем не менее, 80 % энергетики в Армении и 50 % в Грузии уже куплены в разную форму собственности. Узнав, что автор вопроса англичанин, пообещал: “И в Англию доберемся!”
Таким образом, последовательно работая на улучшение своего растиражированного имиджа “злобного монстра”, РАО “ЕЭС России” в очередной раз подтверждала свою репутацию компании, максимально открытой для прессы.
Приключения начинаются
Когда РАО, оплатив расходы, призвало журналистов на свою конференцию в столицу, от Новочеркасска в путь отправились руководитель пресс-службы НчГРЭС Евгений Чугункин, оператор 5-го канала Алексей Максименко и автор этих строк. Говорят, как дело начнешь, так оно и пойдет до самого конца. Начиналось путешествие бурно. Уже в Ростовском аэропорту нас едва не “повязали” при невинной попытке сфотографироваться в зале отлета. Убедившись, что поймали не террористов, а журналистов, представители неизвестных, но, несомненно, компетентных органов ультимативно потребовали засветить пленку в фотоаппарате. Все возражения, что фотоаппарат цифровой и пленки в нем нет, отметались с порога. В конце концов, после долгих препирательств и нажимания разных кнопок удалось убедить стражей порядка, что фотография стерта, хотя, между нами говоря, это было не так.

Особенности
московского
метро
Из Шереметьево нам предстояло добраться до места размещения, гостиницы “Салют”, которая находится в нескольких остановках автобуса от станции метро “Юго-западная”. Знающие люди поймут, что это довольно далеко. Москвичи немедленно уткнулись в книги и газеты и во всем вагоне незанятыми процессом чтения оказались только мы да еще две девушки, пребывающие навеселе и продолжающие активно веселиться. Выбора не было, знакомство оказалось неизбежным. Когда же девушки, едва не проехав свою станцию, выпорхнули из вагона, среди нашего багажа обнаружилась дамская сумочка. Хотя автоинформатор регулярно призывал не оставлять свои вещи при выходе, а нашедших оставленную вещь немедленно сообщать об этом и ни в коем случае не трогать ее самим, сумочку мы прихватили с собой. Там оказались паспорт, косметика и 4 записные книжки. По обозначенным там телефонам мы, едва добравшись до гостиницы и получив коробки с сухим пайком от щедрот РАО, начали поиск. С пятого или шестого звонка нам все-таки сообщили домашний номер девушки Светы. Трубку сняла мама и нам пришлось долго объяснять ситуацию. Действительно, почему ее дочь должна приехать в какую-то гостиницу к неизвестным мужикам, якобы за сумочкой? Короче говоря, через пару часов за утерянным имуществом все-таки приехали. Хозяйка, которая, как оказалось, через две недели должна была выходить замуж, “от большого смущения” осталась на улице, и я с облегчением вручил находку ее подруге. А в это время “Локомотив” забивал победный гол киевскому “Динамо”…
Заблудились
Утром участников конференции должны были доставить из двух гостиниц к месту ее проведения, культурному центру московской дипломатической академии. Здание расположено максимум в 10 минутах езды. Всем водителям зафрахтованных автобусов был указан точный адрес. Но Москва – дело тонкое. Знать адрес и знать дорогу – вещи разные. После получаса езды колонна автобусов рассыпалась. Кто-то отстал, кто-то, переругавшись с другими водителями, двинулся самостоятельно. После того, как мы в четвертый раз проехали мимо броского супермаркета, стало ясно: заблудились. Кто-то из пассажиров по мобильнику связался с организаторами, которые также пребывали в недоумении: регистрация заканчивается, пора начинать, а половина участников куда-то запропастилась. Драйвера начали наводить на цель по телефону, однако и такой подход оправдал себя не сразу. В итоге до места мы добирались полтора часа.

ЧУБАЙС в майонезе
Во время пресс-конференции А. Чубайса произошло покушение на его пиджак. Журналисты, желающие задать вопрос, выстроились в живую очередь к двум установленным в зале микрофонам. Когда очередь дошла до некой юной особы, та перешла от дискуссии к конфронтации и, не говоря ни слова, метнула в председателя правления РАО “ЕЭС России” пластиковый стаканчик с майонезом. Майонез попал точно в цель. Почти одновременно с броском, Анатолий Борисович резко увернулся и отскочил назад, демонстрируя отменную реакцию и готовность к любым неожиданностям. “А если бы в глаз попала…” — так он прокомментировал происшествие. Укоризненно покачав головой, Анатолий Чубайс, сняв заляпанный пиджак, продолжил прерванное общение с журналистами. “Террористку” вывели из зала не сумевшие предотвратить инцидент охранники.
row['name']