Сегодня:

Декада инвалидов
Полуподвал. Несколько рядов видавших виды кресел со зрителями. Перед ними на небольшом подиуме матросы в тельняшках и комиссарских кожанках ведут разговор с врагами революции. Задником импровизированной сцены служат три оконца, в которые видны ноги спешащих на трамвайную остановку прохожих. В клубе новочеркасского отделения Всероссийского общества глухих, что расположен на улице генерала Лебедя, премьера: сцены из спектакля «Шторм».

Зрителей больше трех десятков. Они живо реагируют на молчаливые «реплики» и эмоциональные жесты своих товарищей — самодеятельных актёров. Не владеющему языком мимики и жеста, на котором общаются эти люди, в происходящем разобраться нелегко. Действие поясняет сурдопереводчик, она же председатель общества, Алла Александровна Красулина. Когда все пять сцен из спектакля были сыграны, представление продолжилось песней. Мелодии в ней, конечно, не звучало, исполнительница просто очень эмоционально жестикулировала. Это была колыбельная для глухонемого ребёнка.

«Ты никогда не услышишь пение птиц.
Ты ни когда не услышишь, как поёт свирель.
Бог каждому даёт свой тяжкий крест.
Тебе — один, а мне — другой».

В Новочеркасске общество глухих существует с 1927 года. В прежние годы на свет появлялось больше детей, у которых отсутствовал слух, сейчас таких рождается всё меньше. В рядах этой общественной организации сегодня 2 сотни человек. В свой клуб они приходят для того, чтобы пообщаться, обменяться новостями, просто почувствовать себя среди своих. Основной источник информации для них — газеты. По телевидению программ с сурдопереводом очень мало, а с субтитрами вообще нет. Этот полуподвал они делят с городским отделением Союза «Чернобыль». Своих средств общество глухих не имеет, вся работа проводится на общественных началах. Для того, чтобы оплачивать электроэнергию, две маленькие комнаты сдают коммерческой организации. Из «удобств» — только электричество. Телефон в своё время сняли за неуплату. Зачем он немым? Дело в том, что среди них есть люди, обладающие навыками речи и слабым слухом. Проект газификации, который был в своё время подготовлен для решения проблемы отопления помещения, затерялся где-то в городской администрации. (В здании газ есть.) Дворовой туалет давно не вывозился. За водой ходят к колонке в соседний двор. Линолеум на полу требует замены. Казалось бы, что там в этом холодном полуподвале делать? Но куда тогда должны идти эти люди?

— При социализме было лучше, — говорят сегодняшний председатель общества Алла Красулина и её предшественник на этом посту, Василий Шелковский.
Тогда, по их словам, средства город на ремонт помещения выделял, как-то реагировал на просьбы общества и держал в поле зрения нужды этих людей. У общества нет своей производственной базы, а значит, и возможности зарабатывать средства на существование. Глухонемых очень неохотно берут на работу. Лишь на НЭВЗе трудится группа этих людей в цехе металлообработки. Там есть и единственный в городе штатный сурдопереводчик. Общение со слабослышащими людьми в разных учреждениях при решении каких-то серьезных или мелких бытовых вопросов — большая проблема. На общественных началах эту помощь оказывает все та же Алла Александровна Красулина. Глухонемой человек, с рождения, имеет статус инвалида детства и соответствующую пенсию. Очень небольшую. Эти люди нуждаются в юридической помощи, в содействии трудоустройству, просто — во внимании. Одна из активисток областного отделения ВОГ, побывавшая на Всероссийском съезде Общества глухих, рассказывала о том, как поставлено дело в других регионах страны. По её словам, на Юге России отношение к этой категории инвалидов, как выяснилось на съезде, самое неважное.

Очередная встреча в клубе ВОГ, завершилась традиционным совместным чаепитием. Это было в день выборов, 7 декабря. «Вы знаете, у нас тут большинство за коммунистов», — сказала мне Алла Александровна. Ну, что ж, наверное, действительно — «бытие определяет сознание»…