Сегодня:

— Владимир Александрович, Президент Путин обозначил борьбу с бедностью стратегической задачей. Почему именно эта задача вышла на первый план?
— Потому что без её решения нельзя достичь всех других целей. Ещё четыре года назад мы, депутаты из группы «народный депутат», первыми начали решать эту задачу. Уже тогда нас поддержал Президент Владимир Путин. Нельзя говорить о возрождении Росси, о становлении её как великой державы, если четверть её граждан живёт за чертой бедности. Конечно, победить бедность задача — не из лёгких. И моментально её не решишь. Однако и растягивать до бесконечности невозможно. Терпение народа дошло до предела.
— Одним из главных шагов на этом пути является повышение зарплат и пенсий, и особенно их минимального уровня. Когда на минимальную зарплату или пенсию человек сможет жить, жить нормально, а не впроголодь?
— Думаю, что эта проблема будет решена уже в ближайшие четыре года. Государственная Дума приняла этот график, и по окончании этого срока минимальная зарплата и пенсия сравняются с прожиточным минимумом. Причём мы планируем разработать и принять новые, реальные нормативы прожиточного минимума. Тот прожиточный минимум, который существует сейчас, никуда не годится. По нему человек может потреблять 80 грамм колбасы в месяц и пару носок в год. Это издевательство. Хотелось бы посмотреть на автора подобных нормативов! Интересно, насколько бы его хватило с 80 граммами колбасы?! России нужен новый прожиточный минимум, соответствующий мировым стандартам.
— Ваши оппоненты могут возразить: «Это чистой воды популизм! У страны нет денег для решения таких задач!». И, правда, где взять деньги?
— Деньги есть. Не нужно даже особых усилий, чтобы их найти. У страны огромные золотовалютные резервы, сравнимые с годовым бюджетом страны. Центробанк почему-то вкладывает эти деньги в ценные бумаги иностранных государств. Своё нежелание тратить золотовалютный запас он объясняет тем, что деньги «отложены» на крайний случай. Но, хочу спросить, куда уж «крайнее»? Разве около 40 миллионов людей, живущих в бедности, — это не крайний случай?
Кроме того, дополнительные деньги сможет дать введение природной ренты. Каждый россиянин будет получать дополнительно около 500 долларов. Для простого человека это солидные деньги. И, наконец, нужен налог на сверхбогатство и на предметы роскоши. Люди, получающие свыше миллиона долларов в год и приобретающие представительские иномарки и бриллианты, должны платить. И платить немало!
— Вы не боитесь упрёков в коммунизме? Дескать, Аверченко предлагает всё отнять и поделить…
— Я предлагаю богатым делиться (причём по закону!), чтобы у них не отняли всего уже революционным способом. Я предлагаю равенство в богатстве. Все мы хотим одного и того же: стабильной и обеспеченной жизни. И богатые здесь — не исключение. Так вот, за стабильность надо платить. Основа стабильности общества — отсутствие бедных. Чем их меньше, тем стабильнее общество. Богатые, не желающие делиться, должны понимать: они закуривают на пороховой бочке. Неужели опыт 1917 года нас ничему не научил?!
— А как насчёт урезания некоторых бюджетных расходов и переброски высвободившихся средств на борьбу с бедностью? Имеется в виду и сокращение расходов на государственный аппарат, и сокращение космических программ, и дотирования некоторых сомнительных «культурных» проектов…
— Согласен. Государственный аппарат разросся до неприличия. Его уже необходимо не сокращать, а зачищать. Причём я имею в виду чиновников всех уровней. Не только федеральных, но и региональных, и муниципальных. Иногда доходит до абсурда: область или город являются дотационными, а количество чиновников и их оклады устанавливают сами. И федеральный центр оплачивает эти расходы из бюджета.
Из федерального бюджета в первоочередном порядке должны финансироваться бесплатное здравоохранение, образование, культура, а также программы поддержки малоимущих слоёв населения. Всё остальное должно быть отодвинуто в сторону. Слишком много денег мы сейчас тратим на поддержание престижа, или, как сейчас говорят, «понты». Вы упомянули космические программы, но посмотрите, сколько денег тратится на всевозможные празднества: всякие дни города, района, области и так далее. Праздновать хорошо в достатке, праздник в бедности всегда жалок.
Понимаю, что станция «Мир» — это вопрос престижа страны. Но, когда в России не находится денег на финансирование сельских школ, когда миллионы детей рискуют быть выброшены на улицу и пополнить ряды подростковых банд, нужно ли нам космическое лидерство при подобном условии? Покорение космоса и миллионы нищих озлобленных детей. По-моему, вещи несовместимые.
— Вы затронули проблемы детей. Но у нас есть ещё одна боль — наши старики. Люди, которые вынесли на своих плечах войну, честно трудились всю свою жизнь, сейчас оказались фактически выброшенными из этой жизни. Не стыдно ли людям власти смотреть им в глаза?
— Стыдно. С бедностью стариков пора покончить. Это наш долг. Я считаю, что повышение пенсий следует осуществлять более быстрыми темпами, нежели повышение зарплат. Нужно, чтобы уже через два года минимальная пенсия сравнялась с прожиточным минимумом. Ведь старики — это зеркало нашего будущего. Они живут в бедности, значит, и мы закончим жизнь в бедности. Достойная и обеспеченная старость — вот что должно стать главным престижем России.
— Затрагивая проблемы старости, невозможно обойти вопрос о пенсионной реформе. Люди пребывают в растерянности. Своевременна ли она? Какую выгоду даст она людям? Все эти вопросы вызывают тревогу уже не столько у стариков, сколько у людей среднего поколения…
— Любая реформа непопулярна по своей природе. Это как ремонт квартиры. Ведь он никогда не бывает ни приятным, ни удобным. Вообще-то пенсионную реформу должен был бы начать Борис Ельцин одновременно с реформой собственности. Но он так и не решился.
Говоря о пенсионной реформе, мы должны понимать: в том виде, в каком сейчас существует выплата пенсий, она долго существовать не может. Во-первых, сами пенсии слишком скудны по размеру. Но самое главное — если сохранять систему в нынешнем виде, скоро вообще станет нечем платить. Количество пенсионеров растёт, а количество работающих уменьшается. Есть три выхода из сложившейся ситуации: либо увеличивать пенсионные налоги, которые и так непомерны, либо повышать планку возраста выхода на пенсию, что вызовет массовое недовольство, либо реформировать систему.
В пенсионной реформе есть две крупные недоработки. Прежде всего, на-до было дать возможность людям самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и передавать их по наследству. В этом случае необходимость пенсионных отчислений не вызывала бы никаких вопросов. Другой момент связан с тем, что право распоряжаться пенсионными деньгами должно передаваться компаниям, находящимся под контролем государства. Люди должны твёрдо знать: с их деньгами ничего не случится! Если подобного доверия не возникнет, пенсионная реформа обречена на провал.
— Решение проблемы бедности невозможно без повышения зарплаты бюджетникам. Живущие во всём остальном мире достаточно обеспеченно, у нас бюджетники оказались за гранью выживания. Как исправить эту ненормальную ситуацию?
— То, что я говорил о повышении зарплат, в первую очередь касается бюджетников. Существующая сейчас система оплаты в бюджетном секторе просто недопустима. Ведь в нём работают достаточно квалифицированные специалисты. А что им платят?! Получал человек 900 рублей. Повышают ему зарплату на 30% и с гордостью сообщают — теперь он будет получать 1200 рублей. К тому же эти крохи ещё и платятся с задержками. Позор! Зарплату бюджетникам надо повысить в 5-6 раз минимум. Причём это необходимо сделать уже в 2004 году. Иначе мы просто потеряем бюджетную сферу. Ведь она стремительно стареет. Люди среднего поколения при первой же возможности уходят из неё, молодёжь просто не идёт туда работать — зарплаты низкие. Если так будет продолжаться, скоро некому будет лечить и учить. Повышение зарплаты бюджетникам — это вопрос выживания нации.
— Вы уже подняли проблему детей. Однако и она упирается в деньги. Размеры детских пособий просто смехотворны, не так ли?
— Ситуация здесь — просто критическая. И этот вопрос — из разряда национальной безопасности. Нация просто вымирает! И низкие детские выплаты — первопричина этих бед. Почему Саудовская Аравия, которая, кстати, добывает нефти меньше, чем Россия, платит каждому ребёнку при рождении 1500 долларов, а наша страна не может выплатить и трети этой суммы?! Не пора ли нашим нефтяным магнатам начать поднимать рождаемость в России?! Я говорю в данном случае о необходимости олигархам «сброситься» на детские пособия в стране. Не «Челси» покупать надо, а детям помогать!
— Владимир Александрович, есть одна значительная группа населения, которая также балансирует на грани выживания и финансируется крайне скудно. Речь идёт об инвалидах. Можем ли мы справиться с бедностью, обойдя вниманием их положение?
— Необходима реальная социальная программа для инвалидов. Инвалидам нужны внимание, социальная поддержка — причём не в виде разовой кампании. Наконец, инвалидам требуется постоянная работа, которая позволит им почувствовать себя полноценными гражданами, востребованными обществом. Сейчас эта группа фактически находится в состоянии дискриминации. Говоря высокопарным языком, общество должно повернуться лицом к инвалидам и протянуть им руку.
— Завершая наш разговор, хочется вновь вернуться к глобальному. Как Вы думаете, что нужно для того, чтобы покончить с бедностью: экономические предпосылки или политическая воля высшего руководства?
— Думаю, что все экономические предпосылки для выхода России из болота бедности созрели. Политическая воля достаточно чётко была обозначена Президентом. Общество также созрело для решения подобной задачи. Никто из власть предержащих не высказывается (по крайней мере, публично) против, ни один из эшелонов власти не предлагает повременить с решением этого вопроса. Последние шаги высшего руководства страны достаточно чётко свидетельствуют о том, что власть от слов переходит к решительным действиям в этом направлении. Во всяком случае, олигархам недвусмысленно предложено делиться. Я верю, что в ближайшее время Россия может совершить прорыв и жизнь людей изменится к лучшему.