Сегодня:

Осень для меня ассоциируется с яркими красками природы, тщетно пытающейся всеми силами скрасить как присущую этому времени года прохладу, так и настроение скучающих по теплым летним денькам горожан.
Когда на дворе строит теплая сентябрьская погода — душа поет сама по себе. В такие дни все жизненные казусы, вызывающие грусть, отходят на задний план. Стоит только выйти на улицу и вдохнуть свежий, пропитанный тишиной воздух. И, напротив, в холодные дни, когда тебя пронизывает ветер, а небо не предвещает солнечной погоды — хочется чуточку человеческого тепла.
И каждая улыбка, смех ребенка или просто учтивое отношение — в библиотеке, магазине, городском транспорте — способно, хотя бы на короткое время, поднять осеннее настроение.

Столь длинное предисловие написано к тому, что однажды в осенний, воскресный и очень холодный денек, выйдя в центр города в поисках тепла и для того, чтобы побродить по книжным и канцелярским магазинам, я столкнулась с грубостью, нервозностью и невежеством продавцов.
Вообще я очень часто посещаю «Канцлер», «Учебники Маштакова», где обслуживающий персонал всегда поражает доброжелательностью. Если что-либо непонятно — объяснят, неизвестно — подскажут. И все это сопровождается доброй улыбкой и вежливым тоном.
Но в магазине N, на улице Московской, я уже дважды сталкивалась с совершенно противоположным отношением.

Обычно, обращаясь к продавцу, я первым долгом говорю: «Здравствуйте», «Вы мне подскажете?..», «Скажите, пожалуйста…» и т.д. Так было и в этот раз. Но на мой вопрос «Есть ли у вас папка-скоросшиватель?» женщина-продавец ответила очень грубым тоном: «Что, вы плохо видите? Вон — шесть пятьдесят!».
Когда я только входила в магазин, перед моим взором предстала такая картина. Одна из работниц магазина выводила за ухо бьющегося в истерике, видимо, от причиненной физической боли, мальчишку младшего школьного возраста со словами: «Сволочь, вчера на 300 рублей, а сегодня на сколько!?». Видимо, не очень-то воспитанный, но все-таки ребенок, пытался что-то украсть, но его поймали.
Впрочем, и этот инцидент не является поводом для срывания злости продавцов на окружающих. За неделю до этого, в такой же, навеянный грустью осенней прохлады день, мы зашли сюда с подругой в поисках лупы для некоторых наших журналистских исследований. Мы стояли у прилавка, ища глазами предмет нашего визита, а рядом -покупательница с ребенком лет 7-8-ми. Обращаясь к продавцу, она спросила, есть ли у них мягкая резинка. На что получила в ответ: «Не резинка, а ластик, резинка это то, что вы в трусы вдеваете».

Женщина покраснела, извинилась перед продавцом и исправилась. Я была возмущена до предела. Это еще кто из них должен был бы извиняться! Схватив подругу за руку и бросив: «Пойдем отсюда!», я вывела ее на улицу и тут только дала волю своему негодованию.
Немного успокоившись, я взглянула на серое пасмурное небо, в лица озабоченных неисчерпаемыми жизненными мелочами прохожих. Стало зябко, и почему-то вспомнились слова из одной хорошей, но, к сожалению, еще малоизвестной песни: «… А под небом было так же грязно…». Неужели всегда будет так?

От «ЧЛ». Мы умышленно опустили название магазина. Причины тут две. Во-первых, в случае подобного конфликта редакция должна была бы услышать две стороны, то есть проверить факты. Но представьте себе: звоним мы в упомянутую торговую точку, спрашиваем: «Вы — хамы?». Ответ вообразить можете? В лучшем случае: «Она первая начала! Постояли б вы с мое за прилавком!». (Хотя в данном случае мы этот магазин знаем, и этого продавца тоже — отнюдь не с лучшей стороны). Во-вторых, мы считаем, что и при «умолчании» польза от публикации есть. Невежливую «тетечку» газетной статьей вряд ли перевоспитаешь, а вот покупателей вдохновить на борьбу с хамством вполне реально. По крайней мере, автор письма — Виктория Бакова — об инциденте молчать не желает. Значит, есть у нее самоуважение и достоинство. А это — начало начал в защите прав человека.