Сегодня: 20 апреля 4593, Суббота

Среди промышленных гигантов Новочеркасска НЭВЗ занимает особое место. И связано это не только с его исключительной ролью в области отечественного электровозостроения. НЭВЗ – это прежде всего дух созидания, общности цели и гордость за результат своего труда. О том, чем завод живет сегодня, в интервью рассказал генеральный директор Александр Носков, который скоро отметит шестилетний стаж руководства крупнейшим машиностроительным предприятием области.

Корр: Александр Леонидович, уместно было бы начать нашу беседу с итогов девяти месяцев работы НЭВЗа и как они сказались на заработной плате заводчан?
— Итоги 9 месяцев достаточно впечатляющи. Мы прирастили товарной продукции более чем на 90% по сравнению с таким же периодом прошлого года, причем сделали это не только в рублях, но и в номенклатуре. Мы выпустили больше магистральных электровозов, в несколько раз больше запасных частей, выпустили новую продукцию — тяговый агрегат для Качканарского горно-обогатительного комбината, мы заканчиваем наладку первого промышленного электровоза для Магнитки, мы выпустили больше комплектов электрооборудования для электропоездов Демиховского машиностроительного и Торжокского вагоностроительного заводов, и сделали гораздо больше ремонтов и модернизаций, чем в прошлом году. Все это позволило не только увеличить объемы достаточно напряженной работы, это позволило с августа увеличить заработную плату в среднем на 27%. Считаем, что это еще недостаточно,мы должны заработать эти средства и, естественно, повышать зарплату и дальше. Задачи на IV квартал еще более сложные. В несколько раз увеличить выпуск запасных частей, электрооборудования, модернизировать электровозы для Восточно-Сибирской дороги, отремонтировать несколько тяговых агрегатов и выпустить два новых, и все это, не прекращая выпуск магистральных электровозов ЭП-1 и продолжая выпуск пассажирского электровоза ЭП-10 совместно со швейцарцами. Такие задачи стоят перед нами в конце года.

Корр: Давайте вспомним недавнюю международную конференцию, которая проходила этим летом заводе. Кто приезжал на эту конференцию и каковы ее итоги?
— Конференция проводится уже несколько лет и именно в Новочеркасске, потому что это центр локомотивостроения, в частности, электровозостроения, а это очень серьезная отрасль, с ней связаны и другие смежные отрасли. Это серьезная наука, это серьезные технологии и наши российские железные дороги очень восприимчивы ко всему новому, поэтому в конференции принимали участие все зарубежные фирмы и коллеги из стран СНГ, которые хотели бы работать с Россией или уже работают. Мы обменивались с коллегами информацией. Хочу сказать, что очень четко и понятно специалисты представляют, где находится Новочеркасск, НЭВЗ, институт электровозостроения, уважают нас за то, что мы делаем. И в сложное время, которое было раньше, и сейчас, они нас уважают и хотят сотрудничать с нами, работать на рынке России.

Корр: Представитель фирмы “Сименс” сказал тогда в одном из интервью, что он не впервые на НЭВЗе и, по его мнению, завод существенно продвинулся вперед. С чем это связано и какую роль в этом играет сотрудничество с ВЭлНИИ?
— Дело в том, что ВЭлНИИ и НЭВЗ фактически являются комплексом. И все модели электровозов разработаны с учетом технологий завода. Соответственно таких научных сил, такого комплекса по электровозостроению у нас в стране больше нет. Мы имеем самое главное — опыт, а все остальное — воля, деньги — это уже наживное. Мы сохранили мощности по выпуску электровозов, и поэтому есть не только уверенность в нашем светлом будущем, а оно достаточно серьезно определено уже и цифрами, и планами, но и есть понимание у специалистов, в частности, у Сименса, что в любые, самые тяжелые годы мы продолжаем делать то, для чего предназначены. Мы выпускаем новую технику. За годы существования завода и института мы выпустили свыше 40 единиц новой техники. Это очень много, поверьте! То, как мы движемся вперед, нашим коллегам видно не только по публикациям. Они часто у нас бывают и убеждаются в этом воочию.

Корр: Александр Леонидович, расскажите подробнее о том, как удалось сохранить социальную сферу?
— Напомню, что завод с июля 1998 года находится во внешнем управлении. У нас были большие сложности, поскольку пришли к процедуре банкротства. Тем не менее, было понимание, в первую очередь, коллектива, руководства области, что такой завод, который сам по себе является целой отраслью электровозостроения, стратегически важен для нашей страны, и это — не высокие слова. Завод должен работать и выполнять то, для чего предназначен — строить новую технику. И, одержимый этой идеей, коллектив с помощью различных ведомств и администраций, областной и городской, трудился для подъема завода. За эти годы коллектив наш вырос, сейчас он составляет более шести с половиной тысяч человек. На НЭВЗе всегда была хорошая школа различных передовых методов труда, социальных завоеваний, у нас остается лучший в городе (коллеги это знают и не обидятся на меня) Дворец культуры, в котором каждый день занимается свыше 1000 человек и проводится больше 400 мероприятий в год. Завод сохранил спортивные сооружения. Более полутора тысяч человек занимается в спортивных секциях. Причем нас интересуют и массовые занятия спортом, и достижения индивидуальных рекордов. Чемпионы России, мира, олимпийские чемпионы — все у нас есть. Достаточно сказать, что мы в командном первенстве занимаем призовые места в городе. Помимо этого, мы восстановили работу с династиями, соревнования по культуре производства и многое другое. Все хорошо забытое старое мы восстановили. В смутное время даже заводской музей был утерян. Сейчас все это работает, принадлежит коллективу. У некоторых предприятий города имеются пансионаты на море, у нас он самый лучший, крупный и каждый год мы стараемся внести что-то новое. Там отдыхают наши работники, их дети и члены их семей. Путевки льготные, заводчане оплачивают треть от стоимости. Это все дополнительно заработано коллективом. Мы обязаны все это как минимум сохранить и далее, заработав, улучшить.

Корр: Расскажите, пожалуйста, о том, как у вас относятся к ветеранам производства, о тех традициях, которые живы на заводе.
— У нас на заводе никто и никогда не относился легкомысленно и поверхностно к награждению грамотами, к посвящению в рабочие, к чествованию династий, к приказам к Дню машиностроителя, или к Дню Победы. Почетные ветераны труда НЭВЗа имеют льготы, существует система материальной поддержки заводчан. У нас прекрасно работает Совет ветеранов войны и труда, Совет молодых специалистов. Существует система подготовки и переподготовки кадров. Мы в эти годы и материальную базу не потеряли, и инструкторов, и специалистов сохранили, хотя, некоторых специалистов еще не хватает. Это не только прописано в коллективном договоре, это все коллектив видит, понимает, чувствует. Это все нужно делать и улучшать.

Корр: Александр Леонидович, в прессе неоднократно проходила информация о стратегическом партнере НЭВЗа — компании «Трансмашхолдинг». Хотелось бы больше узнать об этом генеральном инвесторе.
— Это известная компания, которая занимается транспортным машиностроением. Она является стратегическим партнером таких предприятий, как Брянский машиностроительный завод, Бежицкий сталелитейный, Тверской вагоностроительный завод, Муромский стрелочный завод. Это холдинг, призванный внутри себя, со своими предприятиями, путем кооперации, совместных усилий, обеспечить прибыльную деятельность, и эта деятельность должна быть в рамках соглашения с МПС. По этим заводам и, в частности, по нашему, подписываются долговременные соглашения, решаются вопросы привлечения серьезных инвестиций. Фонды на заводе достаточно устарели, требуют дооснащения, переоснащения, модернизации, конечно, нужно приложить много усилий для привлечения дополнительных средств. Сейчас с помощью холдинга создана такого рода программа. Уже сегодня на НЭВЗ идут деньги в оборотные средства, решается вопрос по дополнительному техническому перевооружению. На следующий год очень серьезные планы. «Трансмашхолдинг играет роль генерального инвестора, этот процесс происходит с непосредственным участием областного руководства и МПС.

Корр: Каковы планы совместной работы с генеральным инвестором и перспективы сотрудничества?
— НЭВЗ смотрит вперед как минимум на десять лет. Речь идет о конкретной программе, т.е. типаж электровозов, созданный МПС, предусматривает до 2008 – 2010 г.г. производство определенных типов продукции. Это касается железных дорог. Определена роль НЭВЗа в этой программе по годам. Достаточно сказать, что в последующие 7 — 8 лет надо будет выпустить свыше 700 электровозов, то есть НЭВЗ будет заниматься не только ремонтом и модернизацией, а работать по своему прямому предназначению. Причем для того, чтобы пройти все стадии конструирования, изготовления опытных образцов, испытаний и постановки на серию, нужны воля и деньги. Воля заказчика и весьма значительные средства. Сам завод их привлечь не сможет. И вот роль холдинга, одно из основных направлений его деятельности, как раз заключается в привлечении этих средств. Новая техника иногда требует смену технологий. Для этого тоже нужны деньги, сейчас инвестор оптимизирует затраты. В “Трансмашхолдинге” существуют различные департаменты по типу мини-министерства, но только более мобильного и конкретно направленного на каждый завод. Наши совместные планы не просто совпадают, они очень важны для всей страны: и для железных дорог, и для горно-обогатительных комбинатов, и для металлургов. Если наши планы реализуются и новые тяговые агрегаты будут востребованы, как сегодня, то они полностью заменят существующий на предприятиях этой отрасли парк.

Корр: Приближается зима, поэтому вполне резонно возникает вопрос о готовности завода к холодам.
— К зиме мы традиционно начинаем готовиться еще весной. Это естественно. Я подписываю большой приказ об особых мероприятиях, которые должны быть выполнены. У нас две заводских котельных. Одна из котельных осуществляет отопление и горячее водоснабжение микрорайона Молодежный. Они обе готовы к зиме. Хорошо, что погода в этом году позволила своевременно подготовить кровлю на наших зданиях и сооружениях. То же самое с коммуникациями. Работы всегда много, средств не хватает, поэтому говорить о том, что мы выполним все запланированное, можно будет со временем, но к зиме мы готовы.

Корр: Александр Леонидович, мы с Вами говорили о трудовом коллективе, о производстве, намеченных планах. А следующий вопрос к Вам не как к генеральному директору машиностроительного гиганта, коим является НЭВЗ, а как к простому человеку. Каков Ваш жизненный путь?
— После окончания НПИ работал по направлению в Калмыкии, а вернувшись в Новочеркасск, попал на НЭВЗ. У меня был товарищ, вот с ним я и пришел на завод да так и остался, с 8 января 1980 года. Остался и … работал, работал, работал, а когда понадобилось экономическое образование, окончил экономический институт. Потом заинтересовался управленческой тематикой, управлением крупными промышленными коллективами в условиях перестроек, кризиса, антикризисного управления, защитил диссертацию кандидатскую, а затем и докторскую. Защищался в Санкт-Петербургском университете 2 года назад. Многие из моих заместителей защитили кандидатские диссертации по различным тематикам. Вообще, у нас на НЭВЗе учится очень много людей. И мы это поощряем. Кандидатам наук и тем, кто учится в аспирантуре, мы создаем все необходимые условия. А о себе … ну, все так же, как у всех. Дети — взрослые и маленькие, внуку в апреле будет 4 года, мама жива-здорова, участник Отечественной войны, отец тоже участник, к сожалению, не дожил до сегодняшних дней. Все как у всех, а относительно нашей НЭВЗовской одержимости, это да! Кто приходит на завод, вскоре становится фанатом. Я помню те времена, когда я по решению Совета директоров стал генеральным директором. Это было самое сложное время. Мы не просили платить нам зарплату, мы хотели ее зарабатывать. Мы знали, что нужно заработать, чтобы потом потратить. Это все на заводе понимали и понимают. Да, мы добивались и добиваемся справедливой цены и здесь «Трансмашхолдинг» отстаивает наши интересы. Мы работаем по расширению рынков, у нас одной из первых в городе была создана служба маркетинга, сильнейшая служба. Заводчане гордились всегда, что завод — флагман отечественного машиностроения, и сейчас все хотят, чтобы это возродилось. Мы и остаемся флагманом. Когда я приходил на завод, то в обходном листке, помимо других строчек, было посещение музея завода. Ты должен был прийти в музей и прослушать лекцию о том, что же делает завод. И сегодня мы к этому уже подошли.

Корр: А как Вашу одержимость работой, родным предприятием, воспринимают в семье?
— В семье все относятся с пониманием, потому что это продолжается довольно давно. А вот призывать всех по моему примеру не бывать в отпуске по 9-10 лет я не буду. Так нельзя. Мы и без выходных работаем, но это неправильно. Надеемся, что все-таки будет нормальная, стабильная работа. Тогда и отдохнем. А сейчас нужно работать на будущее, и то, как трудится сегодня наш коллектив, — это высочайшая сознательность, просто высочайшая.

Корр: Александр Леонидович, Вы подходите к шестилетнему рубежу своей деятельности на заводе в качестве генерального директора. Все положительные результаты, к которым пришел НЭВЗ сегодня, в той или иной степени связаны с Вашим именем. Мы желаем Вам новых успехов, настойчивости в достижении целей и крепкого здоровья! Удачи Вам во всех ваших делах!
— Спасибо, эти пожелания я также переадресовываю нашему дружному коллективу. Только совместными усилиями мы вернем заводу славу флагмана отечественного электровозостроения!

Фото Р. Ибраимова.
row['name']