Сегодня:

Поля ратной славы

Бородинское сражение — битва, разумеется, великая. И в ней, по словам самого Наполеона, русские стяжали право считаться непобедимыми. Однако победы в ней русские не одержали. Поэтому памятников победы в той битве не существует.
Однако были сражения, в которых русские войска одерживали победы громкие, навсегда вошедшие в отечественную историю. Одна из таких побед — победа в Полтавской битве. С тех пор, когда хотят образно сказать о чьем-то явном поражении, говорят: «Бит, как швед под Полтавой».

Полтава сейчас — ближнее, но все же зарубежье. Просто так в нее теперь не попадешь, хотя езды до нее автотранспортом — часов пятнадцать. Но мы вполне можем совершить туда путешествие заочно, чтобы ознакомиться с еще одним полем ратной славы, с его памятниками и остатками инженерных сооружений. В свое время автору этих строк довелось там побывать, и воспоминания о тех днях свежи и поныне.

Полтава — город типично украинский. Когда хотят подчеркнуть и усилить какие-то характерные украинские черты, то говорят: «Да это же — полтавская галушка!». Однако отведать в Полтаве галушек мне так и не довелось, хотя пребывал я там целых два месяца. Прибыл туда поездом на железнодорожный вокзал; убыл автобусом с автовокзала.

Интересно отметить, что Полтава, также как и Новочеркасск, располагается на возвышенности, которая, правда, заметно ниже новочеркасского холма. Железнодорожный ее вокзал тоже находится в низменной части города, а автовокзал — на другом конце города, в возвышенной его части. Также, как и в Новочеркасске, в Полтаве имеется промышленная зона, в районе которой размещаются новостройки жилых микрорайонов. В советское время имелось там и аналогичное новочеркасскому командное училище связи. Какова его судьба в самостийной Украине, мне не известно. И еще одно военное командное училище было тогда в Полтаве — зенитно-ракетное. Помимо военных, были там тогда и гражданские учебные заведения: 5 институтов и множество техникумов… Ведь Полтава, в отличие от Новочеркасска, все же областной город. Но по количеству населения этот областной центр от нашего города отличался ненамного: проживали там тысяч 250 полтавчан.

Словом, если бы не прославившая русское оружие Полтавская битва, к столетию которой в городе был возведен ряд зданий губернского уровня и были обозначены памятными знаками места боев, Полтава так и осталась бы малоизвестным городом, пусть даже и губернским. Теперь же Полтаву знают все.
Упоминание о Полтаве есть даже в пьесе «Стакан воды», повествующей о происходивших при дворе английской королевы событиях. Когда монархине зачитывают сообщение о произошедших в европейских странах событиях, то информатор, в числе других европейских новостей, называет и такую: «Шведский король Карл XII окружил войска русского царя Петра I под какой-то Полтавой». «Бедный, бедный царь Петр!» — сочувственно произносит английская королева.

На самом же деле молодой шведский король Карл XII, в ходе Северной войны дошедший со своими войсками до города-крепости Полтава, обложил со всех сторон лишь ее. В Полтаве же в то время находились только гарнизон города-крепости, который возглавлял комендант полковник Келин, две сотни украинских казаков Полтавского полка да около четырех тысяч жителей. Тем не менее Полтава, которая, по мнению Карла XII, должна была сдаться после первого же его выстрела, выдержала трехмесячную осаду шведских войск и дождалась подхода русских войск во главе с Петром I.

Предпринятый шведами 21-22 июня 1709 года последний яростный штурм крепости успеха им так и не принес, зато ее защитники нанесли врагу значительный урон, после чего Карл XII вынужден был снять осаду: войска Петра I были уже в дюжине верст от города, и шведский король должен был подготовить свои войска к генеральному сражению. В 1909 году, к 200-летию Полтавской битвы, на месте Четвертого бастиона крепости, где ее защитникам приходилось отражать особенно жестокие штурмы врага, вырос памятник с надписью: «Доблестному коменданту Полтавы полковнику Келину и славным защитникам города в 1709 году».
И еще один памятник, связанный с именами Петра I и полковника Келина, есть в Полтаве. В 1817 году на месте дома, где после Полтавской битвы на квартире у А.С. Келина отдыхал Петр I, появился кирпичный обелиск. Позже, в 1849 году, он был заменен памятником, сооруженным по проекту профессора архитектуры А.П. Брюллова. Сделанная на этом памятнике надпись гласит: «Петр I покоился здесь после подвигов своих 27 июня 1709 года».

Интересно отметить, что на двух этих памятниках имеются изображения лежащих львов. Более богатый памятник Петру I украшают также бронзовые изображения воинских доспехов и государственного герба Российской империи. Автор этого памятника — брат известнейшего живописца Карла Брюллова. Ограду монумента автор спроектировал в виде восьми орудийных стволов, зарытых жерлами вниз и соединенных между собой кронштейнами.

Памятник полковнику Келину и другим защитникам Полтавы создали скульптор А. Обер и архитектор А. Ширшов. Через тридцать лет после его открытия он был «реставрирован»: чугунные ядра на угловых столбах ограждения были заменены гранитными. Видимо, в советское время ядра эти были утрачены. Но в период немецко-фашистской оккупации памятник лишился куда более важных деталей: бронзовых льва и герба Полтавы, а также имевшихся с двух сторон памятника бронзовых досок с пояснительными надписями. В послевоенные годы были заново отлиты и установлены все уничтоженные бронзовые детали.
Да, в Полтаве многострадальный памятник полковнику Келину ободрали иноземные захватчики, что вполне объяснимо. А у нас в Новочеркасске с памятником генерал-лейтенанту Бакланову то же самое сотворили свои же. Но более полувека о восстановлении его не было и речи.

Крепость города Полтавы на целых три месяца приковала к себе тридцатитысячную шведскую армию. Хотя никаких мощных укреплений там не было: ров в 2,5 метра глубиной, вал в 3 метра высотой да бревенчатый частокол — вот и все препятствия, вставшие на пути скандинавских градоимцев. Тем не менее, преодолеть их они так и не смогли. В наши дни от тех полтавских укреплений не осталось и следа. О некогда бывшей здесь крепости напоминает разве что конфигурация крутых склонов на южной оконечности возвышенности, на которой располагается самая старая часть весьма разросшегося с того времени города. В этой части города и поныне стоит Спасская церковь, на площади перед которой 21 июня 1709 года, в период самых яростных штурмов крепости, защитники Полтавы дали клятву отстоять твердыню. После Полтавской битвы именно возле Спасской церкви проходил церемониальный марш в честь героической защиты крепости и победы русской армии над врагом. Правда, в то время церковь была из дерева и являлась образцом украинской деревенской архитектуры. Чтобы сберечь ее на века, в 1849 году на собранные народом средства для нее был сделан каменный футляр. В таком виде это сооружение и дошло до наших дней.

Встреча же одержавших победу в Полтавской битве войск с храбрыми защитниками города-крепости и мужественными жителями Полтавы произошла 28 июня 1709 года возле сооруженной после окончания победного для русских войск боя триумфальной арки. Теперь на этом месте, ставшем центром города, располагается большая круглая площадь с разбитым на ней парком. Посреди парка возвышается внушительных размеров памятник «Слава», представляющий собою чугунную колонну высотой 11 метров и диаметром 2 метра, установленную на гранитном кубе, располагающемся на ступенчатой пирамиде из гранитных блоков. Колонна украшена бронзовыми деталями в виде колчанов со стрелами, венков и пальмовых ветвей. Венчает колонну бронзовое изображение орла, обращенного в сторону поля Полтавской битвы: в лапах его — перуны (стрелы войны), в клюве — лавровый венок. Днем орел сияет позолотой в лучах солнца, а ночью — в лучах прожекторов.
Памятник «Слава» был сооружен по проекту профессора Академии художеств Т. Томона, барельефы созданы скульптором профессором Ф. Щедриным. Творческими консультантами при этом были скульпторы Ф. Гордеев и И. Мартос, известный донцам как автор первого памятника М.И. Платову. Строительство монумента, в котором участвовал также архитектор В. Амвросимов, было начато в 1804 году. И хотя на тыльной его части была сделана надпись «Закончено в 1809 году», фактически закончен и открыт монумент был лишь 27 июня 1811 года. То есть за год до начала очередного крупномасштабного вражеского нашествия на Россию: на этот раз — Великой армии французского императора Наполеона I.
Вот, пожалуй, и все находящиеся на территории современной Полтавы памятники, свидетельствующие о происходивших здесь событиях почти трехвековой давности. А вот памятники, расположенные на самом поле великой битвы, находятся за пределами даже значительно разросшегося города. Добираться до них пешим порядком довольно долго, поэтому воспользуемся для этого автотранспортом.